Елена Костюкович (Дружкина): "Любой кинотеатр – это рекламная площадка практически с неограниченными возможностями..."
Интервью с заместителем директора по рекламе и прокату сети кинотеатров «ЦентрФильм»
Елена, расскажите, пожалуйста, немного об истории ЦентрФильма – как всё начиналось, в каком году?
Вообще, кинобизнес в России как таковой начал активно развиваться, реконструироваться с 1997 года, с появлением сети Каро Фильм. До этого люди в кино практически не ходили. Наш же первый кинотеатр – «Космос» - открылся сравнительно недавно, в 2002 году. На тот момент на рынке преобладали в основном голливудские картины, и мы начинали работать с одним единственным залом и назывались тогда «Сеть независимых кинотеатров». Но спустя некоторое время руководство пришло к выводу, что один зал – это малоперспективно, мы стали открывать новые площадки: «Будапешт», «Высота», но над созданием сети как-то не задумывались. Спустя несколько лет переименовались в сеть кинотеатров «Центрфильм», создали сеть, которая насчитывает на сегодняшний день 10 киноплощадок.
Кинотеатры ЦентрФильма, несмотря на название сети, расположены преимущественно в спальных районах, а также в Московской области. Почему была сделана ставка именно на такое расположение?
В центре Москвы к моменту нашего открытия было построено или реконструировано уже достаточно кинотеатров. При этом старых площадок, которые принадлежат городу, не так много. Конечно, можно открывать кинозалы в крупных торговых центрах, в том же Рамсторе. Но у Рамстора контракт с другой сетью кинотеатров. А вот спальные районы по посещаемости практически не уступают центру. Разница тут в том, что в торговые центры люди приходят развлечься, пройтись по магазинам, перекусить, ну и заодно могут зайти в кино. К нам же они идут, как правило, целенаправленно, исходя из репертуара и ценовой политики кинотеатра.
А как определяется ценовая политика конкретного кинотеатра? Из чего складывается стоимость билета?
В первую очередь, мы ориентируемся на месторасположение площадки. Во-вторых, на конкурентность. К примеру, в «Будапеште» цена билета ниже, чем в кинотеатре «Высота», так как рядом с кинотеатром насчитывается четыре конкурента, а у «Высоты» их просто нет. В-третьих, нужно учитывать такие расходы, как коммунальные платежи, аренда помещения и прочие «хозяйственные» стороны вопроса. На самом деле, мы бы с удовольствием выстраивали минимальную ценовую политику, но физически не можем этого сделать, т.к. расходы присутствуют и немаленькие.
В начале этого года в составе Вашей сети открылся кинотеатр «Времена года» на Кутузовском. С чем связано решение среди кинотеатров традиционного эконом-класса открыть один люксовый?
Я бы не сказала, что у нас кинотеатры эконом-класса, они всё-таки ориентированы на средний класс. А что касается люксового сегмента, то нам поступило предложение поучаствовать в тендере наряду с некоторыми другими киносетями. При этом, было уже заранее ясно, каким будет потенциальный посетитель нового кинотеатра. Ведь он расположен на территории галереи бутиков «Времена года». В строительство кинотеатра вкладывались очень большие средства. Оборудование, интерьер, обслуживание – все на высшем уровне. Поэтому продавать билеты по 80 – 280 рублей, как мы это делаем на других площадках, было бы нецелесообразно. Зритель в данном случае платит не только за просмотр, но и за то, как его встретили в кинотеатре, как улыбнулись, проводили на место, то есть за атмосферу кинотеатра в целом. Кинотеатр «Времена года» работает с января 2008 года, и с каждым месяцем уровень посещаемости растет.
А с какими киносетями Вы конкурируете на данный момент?
Конечно, на кинорынке, как и на любом другом, есть свои лидеры, и мы все их прекрасно знаем. Думаю, нет смысла спорить, выясняя, кто из нас лучший, ведь репертуар многозальных кинотеатров практически совпадает. Могут быть различия, если кинотеатр работает с так называемым «другим» кино. Фильмы этой категории присутствуют в репертуаре двух наших площадок, но, к сожалению, это кино не пользуется большой популярностью, если целенаправленно не работать с потенциальной аудиторией и не позиционировать свою площадку как «арт-хаусную». Если вернуться к вопросу конкуренции, то все мы друг другу конкуренты, все прокатываем фильмы и стараемся всеми возможными способами привлечь своего зрителя.
Так какими же способами Вы боретесь за аудиторию?
Стараемся держать стоимость билетов ниже, чем у конкурентов, при этом требуем от персонала качественного обслуживания наших зрителей. Человек даже за 150 рублей хочет получать вежливые ответы, искренние улыбки, безупречный внешний вид обслуживающего персонала. А поскольку репертуар, как я уже говорила, практически везде один и тот же, то внимание привлекают мелочи и какие-либо дополнительные услуги. Во всех наших кинотеатрах есть зоны отдыха, рестораны европейской, японской, итальянкой кухни, детские развлекательно-игровые зоны, а в кинотеатре «Космос» – очень необычный VIP-зал, который представляет собой ложу амфитеатра со столиками и мягкими диванами.
Насколько мне известно, в Москве подобного пока нет. Когда у нас проходила рекламная кампания, мы использовали слоган «Мягкий ресторан в кинозале»: вы можете заказать по меню любые блюда, напитки и даже разрешено курить. В течение всего сеанса вас обслуживает официант, при этом столики расположены так, что его даже не видно - ничто не отвлекает от просмотра фильма. Очень многих посетителей «Космоса» привлекает именно этот зал.
Конечно, зрителей много, все разные, и угодить всем на 100% невозможно. Но мы стараемся, прислушиваемся к отзывам, к рекомендациям наших посетителей.
С какими кинопрокатными компаниями Вы сотрудничаете?
Со всеми, кто присутствует сегодня на рынке, с той или иной периодичностью. К сожалению, не все картины можем взять, особенно в однозальные кинотеатры, ведь зачастую на одну дату намечен выход 5-10 фильмов, их физически невозможно уместить в репертуарную сетку.
А каким фильмам в таком случае отдаётся предпочтение?
В первую очередь, громким картинам, которые зрители ждут, у которых реклама, PR или какие-то интересные предыстории. В этом плане, конечно, очень удобны мультиплексы – можно поставить всё, а зритель уже приходит и сам выбирает, что ему интереснее. Тот же «Космос» мы планируем расширять в ближайшее время. Не резать один большой зал на несколько, как сейчас многие делают, а именно пристраивать новые залы. Но эта идея пока находится в стадии проекта.
Кстати, а какие ещё у Вас планы, проекты на будущее?
На самом деле, мы планировали взять паузу в строительстве на 2008 год, потому что за прошедший открыли три новых площадки. А для такой небольшой компании, как мы, это очень неплохой темп. Сейчас нам поступают предложения, от которых очень сложно отказаться… Точно могу сказать, что мы и в дальнейшем будем расти, расширяться.
Давайте поговорим непосредственно о рекламе… Какие возможности рекламного размещения предлагает ЦентрФильм?
Любой кинотеатр – это рекламная площадка практически с неограниченными возможностями, тут всё зависит от фантазии рекламодателя. Недавно мы брендировали столы в ресторане «Космоса», можно также задействовать и пол, и потолок, и стены. Сегодня рекламу размещают даже в туалетных комнатах кинотеатра, если Вы обращали внимание. В Европе такая тенденция существует уже достаточно давно и эффективно работает. Плюсы тут в том, что, во-первых, это недорогой рекламный носитель, во-вторых, по понятным причинам его просто невозможно не заметить. Если же говорить о более стандартном размещении, то это, в первую очередь, рекламные ролики, различные стойки, лайтбоксы, реклама на обороте билета. Сейчас мы предлагаем размещения наружной рекламы на фасаде кинотеатра.
А из этих вариантов, что наиболее эффективно, с точки зрения зрительского восприятия?
Мне кажется, что реклама должна быть в комплексе. Человек приходит в кинотеатр, через центральный вход, затем идёт к кассе, после этого – в зал, и вот в течение всего этого маршрута желательно напоминать ему о существовании того или иного бренда. Очень эффективна реклама на оборотной стороне билета, поскольку он остаётся у зрителя как минимум до конца сеанса. А если во время рекламного блока ему покажут ролик, в котором будет упоминаться тот же бренд, то это будет вдвойне эффективно. Рекламные ролики непосредственно перед началом фильма хороши тем, что тут ты и видишь, и слышишь, и всё это на огромном экране.
Существуют ли какие-то ограничения по хронометражу таких рекламных блоков? Ведь зачастую они кажутся такими затянутыми, что забываешь, на какой фильм ты пришёл…
Да нет, по правилам, рекламный блок не должен превышать 10 минут, включая не только коммерческие ролики, но и анонсы новых фильмов. И для лучшего восприятия их рекомендуется чередовать. У нас, например, больше 5 коммерческих роликов никогда не присутствует. Люди уже привыкли к рекламе на радио, на телевидении, но пока почему-то ещё не все осознали, что кинотеатры – это точно такая же рекламная площадка. Мне вообще кажется, что есть смысл прерывать на рекламу очень длинные картины, которые идут 2,5 – 3 часа. Телевидение же нас приучило к тому, что во время рекламного блока мы можем отвлечься, заняться какими-то своими делами, так почему бы не сделать то же самое в кинотеатрах? Тут уже зритель сможет сам выбирать, смотреть ему рекламу или выйти к бару за коктейлем и попкорном. Я думаю, что рано или поздно мы к этому придём. Хотя, опять же вопрос в том, как бы к этому отнеслись владельцы фильмов. Так что пока это не более чем мечты…
В чём же, на Ваш взгляд, преимущества размещения рекламы в кинотеатрах?
Если говорить о нас, киносетях, то это, конечно, источник дополнительного заработка, Если же копнуть немного глубже, то существуют также бренды, которые продаются непосредственно у нас в ресторанах и барах, и за счёт рекламы они стимулируют свои продажи.
Текст: Ольга Кириллова