ACG SPYGLASS. Альманах трендов. Часть 5. Протест


Конъюнктура | 12 Мая 2012 | 1

ACG SPYGLASS. Альманах трендов. Часть 5. Протест
Нарастание и всплеск протестной активности, пожалуй, самая яркая и заметная тенденция общественного сознания в 2011 году

· Выделен в 2010 году. Претерпел бурное развитие и трансформацию.

· Стадия – окончание роста, переход в плато.

· Прогноз –  тренд, теряющий свою актуальность.

Нарастание и всплеск протестной активности, пожалуй, самая яркая и заметная тенденция общественного сознания в 2011 году. Она была выделена нами в прошлогоднем отчете и отмечена, как очень перспективная. Мы не ошиблись в своих прогнозах, хотя был период, когда казалось, что тренд уже сошел на нет, но он только замер, чтобы потом раскрыться с новой силой. Однако мы полагаем, что уже сегодня эта тенденция теряет свои позиции и перестает быть перспективной и интересной в использовании её для создания рекламы.

В рамках этого тренда мы выделяем два основных субтренда, которые близки по своей природе, связанной с повышением социальной активности, но имеют разное будущее: Политический протест и Социальная инициатива.

5.1. Политический протест

· Выделен в 2010 году, но был разделен на два субтренда «Социально-политический пессимизм» и «Социально-политический оптимизм». Сейчас такое разделение не целесообразно.

· Стадия – плато.

· Прогноз – тренд находится на стадии плато и теряет свою актуальность и перспективность.

Выделенная в прошлом году тенденция включала в себя оптимистичное и пессимистичное направления, но оба они сигнализировали о том, что российское общество очнулось от многолетней политической спячки, хронического абсентеизма и социальной пассивности. Тогда мы выразили надежду, что зарождающаяся активность станет началом для эффективного диалога между властью и народом, но также мы поделились своими опасениями  по поводу излишней агрессивности политического протеста в нашей стране. 

С момента выделения в конце 2010 года и по настоящее время эта тенденция претерпела не только лавинообразное развитие, но и ряд интересных трансформаций, благодаря чему прекрасно иллюстрирует жизненный цикл любого тренда. Давайте рассмотрим подробнее.

Основной предпосылкой для зарождения тенденции стало повышение социальной и политической активности граждан в России и за рубежом, в том числе вследствие мирового финансового кризиса, развитие средств связи (сотовые телефоны с функцией выхода в Интернет, микроблоги, форумы и блоги), а также становление альтернативных источников политической информации и аналитики. Подробнее об этом можно прочитать в третьем выпуске ACG SPYGlass.

Начало рассматриваемому нами субтренду положили события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, получившие название «Арабская весна». Она началась с протестов в Тунисе 18 декабря 2010 года после самосожжения Мохаммеда Буазизи в знак протеста против полицейской коррупции и жестокого обращения. После успешных протестов в Тунисе волна беспорядков ударила по Алжиру, Иордании, Египету и Йемену, а затем распространилась и на другие страны. Самые массовые и наиболее организованные демонстрации нередко происходили в «день гнева» — как правило, в пятницу после полуденной молитвы.

К ноябрю 2011 года, революции привели к свержению четырёх глав государств. Тунисский президент Зин эль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию 14 января после революции в Тунисе. В Египте президент Хосни Мубарак подал в отставку 11 февраля 2011 года после 18 дней массовых акций протеста, завершив своё 30-летнее президентство. Бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи был свергнут 23 августа 2011 года, а после убит. Президент Йемена Абдала Салех 23 ноября 2011 года оставил свой пост, передав власть вице-президенту. Также политические волнения прошли и в других странах: Алжире, Иордании, Мавритании, Марроко, Омане, Ливане, Джибути, Сомали, Западной Сахаре, Судане, Бахрейне, Сирии, Буркина-Фасо, Кувейте и Ираке.

Власти Туниса стирали сообщения в «Живом Журнале» и системе микроблогинга Twitter. В Египте произошло полное отключение Интернета крупными провайдерами (Etisalat Misr, Link Egypt, Telecom Egypt и Vodafone/Raya), а также частичное отключение мобильной связи. Компания «Google» сделала возможным размещение жителями Египта сообщений в системе Twitter через мобильную связь, путём голосового сообщения. Следом Ливия в ночь на 19 февраля отключила Интернет.

По оценкам экспертов МВФ,  финансовые потери стран, в которых прошли самые крупные волнения,  составили более 55 миллиардов долларов.

ACG SPYGLASS. Альманах трендов. Часть 5. Протест

В августе 2011 года в Лондоне происходили массовые волнения, начало которым положил произошедший 4 августа,  так называемый, инцидент с  Дагганом, который был застрелен в перестрелке, когда полицейские пытались арестовать его. Это произошло в северном пригороде Лондона Тоттенхеме. Через два дня толпа количеством около 300 человек собралась у полицейского участка Тоттенхэма, требуя «восстановить справедливость», проведя объективное расследование обстоятельств гибели Даггана. Первоначально акция протеста носила мирный характер, однако ближе к вечеру участники акции стали кидать бутылки с зажигательной смесью в сторону полицейского участка, подожгли две полицейские машины и автобус; также были разгромлены и разграблены некоторые близлежащие магазины. 8 августа бунт распространился на соседние районы Лондона и Бирменгем, а на следующий день беспорядки вспыхнули в Ливерпуле, Манчестере и Бристоле. В этот же день появилась первая жертва беспорядков – в больнице скончался раненыйВсего в  результате беспорядков пострадало неcколько десятков человек (в том числе не менее 35 полицейских), сожжено большое количество автомобилей, разгромлено много магазинов и ресторанов.

Бунты в Британии отличаются от народных волнений в Арабских странах своей аполитичностью и еще более высокой степенью деструктивности и агрессивности. Однако, очевидно, что в лондонских погромах преимущественно участвовала молодежь из неблагополучных пригородов. Среди причин погромов называют конфликты на расовой почве, однако, по словам очевидцев, в толпе можно было увидеть и этнических британцев, мигрантов – выходцев из Африки и Азии, объединял их молодой возраст и образ жизни, в котором нет места образованию, высокооплачиваемой работе и оптимистичного взгляда на своё будущее.

Если протесты в Арабском мире носили политический характер и имели цели, направленные на свержение власти, то протесты в Британии можно назвать социальными, но их деструктивность и высоких накал агрессии говорят нам о том, что их природа имеет психологический характер. Эти бунты – способ «выпустить пар», но цена этого способа очень велика.

Также необходимо сказать об акции Riot CleanUp: несколько десятков жителей городов, где произошли беспорядки 9 августа, начали проведение акции «Riot CleanUp», направленной на очистку улиц от последствия мародёрств. Для координации своих действий они использовали службу микроблоггинга Twitter, распространяя с её помощью сообщения, содержащие ключевые теги #riotcleanup и #riotwombles. Эта акция - пример зрелой социальной инициативы в ответ на социальные вызовы.

А в это время в России наблюдалось замирание тренда, казалось, он сходил на нет и общественность вновь погрузилась в политическое безмолвие. Любопытно, что при этом  отношение к политическому режиму оставалось не менее критичным, чем в 2010 году (Субтренд «Социально-политический пессимизм»). И популярность проекта Д. Быкова и М. Ефремова «Поэт и Гражданин» (позже переименованного в «Гражданин Поэт») только подтверждает наличие общественного запроса на критическое осмысление политической реальности. При этом практически сошел на нет оптимизм и вера в то, что своими силами и своей активностью можно что-то изменить. «Люди бодро подхватили прошлогодний протестный тренд, но быстро в нем разуверились. В политической ситуации ничего не меняется. Все увязло в болоте. Политическая жизнь мертва. То, что появляется, создается сверху, это профанация, и все мы это прекрасно понимаем. Это только симулякры политической жизни» - заявлял Андрей Лошак, описывая ситуацию весны-лета 2011 года в нашей стране. Пессимисты в блогах заявляли, что вся политическая активность россиян ограничивается «перепостами» и «лайками», а до реальных действий почти никто не доходит.

Медленное возрождение тренда наблюдается в конце августа 2011 года, когда с одной стороны произошло осмысление арабских и лондонских событий и появилось понимание, что возможны и другие варианты развития событий,  а с другой – политологи и аналитики стали вспоминать и напоминать о событиях 20-летней давности, а именно  августовском путче 1991 года.

Также, начиная с конца лета начала осени, наблюдалось усиление протестной активности в сети, и главная причина этому приближающиеся выборы депутатов в Государственную Думу РФ. Эти выборы беспрецедентны  для новейшей российской истории, но причина, конечно, не в «неприкрытой, наглой» и т.п. фальсификации (которая мало отличалась от того, что было в прошлом), а в особом внимании к ним со стороны общественности.

Причины этого повышенного внимания кроются и в нарастании политической и протестной активности, зародившейся еще в 2010 году, но замершей в весенне-летний период 2011 года, и в предсказуемой, но все же неожиданно неприкрытой рокировке Президента и Премьера, и, конечно, в развитии и совершенствовании альтернативных каналов политической коммуникации, которые были куда более слабы 4 года назад, чем сейчас.

В последние 10 лет российская избирательная система характеризуется очень высокой степенью абсентеизма и электоральной пассивностью, однако в 2011 году самые обыкновенные люди неожиданно пошли в наблюдатели, потому что им не все равно. Перед выборами в сети было немало роликов, разъясняющих, почему так важно прийти на выборы и проголосовать, а не испортить бюллетень. «Ведомости» опубликовали статью-ликбез о пропорциональной избирательной системе. Также имели место случаи, когда граждане сопротивлялись агитации за правящую партию, которая проводилась с использованием административного ресурса. Яркий пример  - случай красноярского старшеклассника Матвея, испортившего агитационные плакаты «Единой России», которые висели в школьном холле. Этот случай вызвал сильный резонанс в Интернете еще и потому, что мальчик снял видео, когда директор школы отчитывала его за совершенный им поступок, подчеркивая неверность его политических предпочтений. Любопытно, что Матвею всего 15 лет, а это значит, что голосовать он сможет только на следующих выборах.

После выборов наблюдатели публиковали свои отзывы о работе избирательных комиссий на местах и выкладывали данные по результатам голосования, которые были получены в тех УИК, к которым они прикрепились. Также в сеть выкладывались видеозаписи, фиксирующие нарушения на выборах, сделанные обычными гражданами с помощью мобильных телефонов.

Благодаря тому, что сайт Центральной Избирательной Комиссии позволяет получить информацию о волеизъявлении граждан на каждом участке, а также информации от наблюдателей, некоторые активные граждане не поленились собрать и проанализировать эти данные, а затем постарались подсчитать  реальные результаты каждой из партий и смоделировать механизмы фальсификации. Интересные выводы напрашивались и при анализе материалов только с сайта ЦИК. Например, на УИК №2-№5 в Санкт-Петербурге проголосовало за правящую партию около четверти избирателей, а в УИК №1 – больше половины. Аналогичное расследование провела газета «Ведомости», выяснив, где самый высокий процент голосов по Москве был  отдан «Единой России» - в больницах разного профиля, домах престарелых, следственных изоляторах, психоневрологических интернатах и реабилитационных центрах.   Также по итогом аккумуляции этих данных был создан сайт  - «Карта нарушений на выборах».

Большой резонанс в блогах вызвала программа на канале «Россия-24», показавшая, что в Ростовской области проголосовало 146% избирателей. Согласно выведенным на экран показателям, у «Единой России» — 58,99%, у КПРФ — 32,96%, у «Справедливой России» — 23,74%, ЛДПР — 19,41%, а у «Яблока» — 9,32%.

Думские выборы 2011 года выступили катализатором тенденции «Политический протест» в нашей стране. После них политическая активность граждан переместилась из блогов и форумов на улицы.

Первой ласточкой стал митинг на Чистых Прудах 5 декабря 2011 года. По сути это был первый митинг, на который пришли не только «завсегдатае» подобных мероприятий – профессиональные оппозиционеры, но и те, кто на митинги обычно не ходит. Затем во многих городах и даже за рубежом нашей страны прошли массовые митинги против фальсификации на выборах. Через некоторое время идеология несколько изменилась и основной лозунг митингующих стал - «За честные выборы».

Своей кульминации тренд достиг 10 декабря на Болотной площади. По разным источникам число митингующих варьируется от 25.000 (ГУМВД) до 100. 000 человек (Б.Немцов). По данным Граней.ру, митинг на Болотной собрал от 85 до 150 тысяч человек. По оценке корреспондентов Газеты. Ru, наиболее реалистичная цифра участников — около 50-60 тысяч. На митинге выступили политики, в том числе оппозиционные, журналисты и деятели науки и искусства: Борис Акунин, Евгения Альбац, Дмитрий Быков, Геннадий Гудков, Михаил Делягин, Михаил Касьянов, Олег Кашин, Константин Крылов, Сергей Митрохин, Борис Немцов, Дмитрий Орешкин, Олег Орлов, Леонид Парфёнов, Андрей Пионтковский, Владимир Рыжков, Анастасия Удальцова, Евгения Чирикова, Григорий Явлинский и другие.

По итогам митинга были выдвинуты следующие требования к властям:  освобождение всех политзаключённых, отмена итогов сфальсифицированных выборов, отставка Чурова и расследование его деятельности, расследование всех фактов нарушений и фальсификаций, наказание виновных, регистрация оппозиционных партий, принятие демократического законодательства о партиях и выборах, проведение новых открытых и честных выборов. Ни одно из этих требований не было выполнено.

Аналогичные митинги прошли во многих российских городах.

Еще более многолюдный митинг прошел 24 декабря 2011 года на проспекте Сахарова, информация о количестве его участников также сильно варьируется. Агентство «РИА Новости» с помощью профессионального оборудования определило, что на площади было не менее 56 тысяч человек. Левада-Центр по заказу оргкомитета митинга провёл во время него социологическое исследование. Выяснилось, что 62 % протестующих — это люди с высшим образованием. Более трети участников акции — 38 % — назвали себя демократами, 31 % отнесли себя к либералам, коммунистов поддержали 13 процентов опрошенных, а социал-демократов — 10 %. Наибольшим доверием среди общественных деятелей и лидеров оппозиции у опрошенных пользуются журналист Леонид Парфенов, блогер Алексей Навальный и писатель Борис Акунин.

Именно этих людей иронично называют «офисными хомячками», подчеркивая их происхождение и реальное влияние на политику. 15 декабря 2011 года во время прямого эфира в программе «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение», В. В. Путин процитировал фразу: «Идите ко мне, бандерлоги», говоря об оппозиционно настроенных гражданах. Упоминание бандерлогов сделало это слово в последующие недели одним из наиболее обсуждаемых в российских СМИ и блогосфере.

Символом митинга на проспекте Сахарова стала белая лента, которая нередко используется политическими и общественными движениями. Белая лента, как протестный символ, стала использоваться в нашей стране в октябре 2011 года: жительница Москвы Елена на своем сайте www.belayalenta.com регулярно размещала призывы использовать белые ленточки для того, чтобы показать властям всё возрастающее количество людей, считающих необходимым, «чтобы Власть вспомнила, что это она для народа, а не народ для неё». После думских выборов 2011 года белая лента, прикрепленная к одежде, сумке или автомобилю стала использоваться, как альтернативный митингам способ заявить о своей политической позиции. 

29 января 2012 года в центре Москвы прошёл автопробег «Белое кольцо», задуманный как акция в поддержку шествия 4 февраля «За честные выборы». За три часа машины участников, украшенные белыми лентами и белыми шарами, заняли все Садовое кольцо. По оценкам участников, в пробеге участвовало до 5 тысяч автомобилей, по официальным оценкам ГУМВД — не более 300 автомобилей.

В Москве 4 февраля прошли сразу две акции протеста оппозиции под лозунгом «За честные выборы» общегражданское шествие, в котором отдельными колоннами прошли либералы, левые, националисты, а также общегражданская колонна, с митингом по окончании шествия, и отдельный митинг для либеральной и демократической части оппозиции, которая, по словам организаторов, «не приемлет совместного шествия с националистами и коммунистами». Численность митинга «За честные выборы» на Болотной площади в Москве по оценкам организаторов составила 120 тысяч человек. Об этом со сцены объявил ведущий акции Владимир Рыжков. Полиция оценила численность митинга в 36 тысяч участников.  На «альтернативный» митинг, отвергающий сотрудничество с националистами, на проспекте Сахарова пришли всего несколько десятков человек при заявленной численности 30 тысяч, при этом проспект был перекрыт. Параллельно с этими митингами на Поклонный Горе прошел митинг в поддержку В.В. Путина.

Оппозиция планирует проводить митинги, шествия и автопробеги вплоть до самых выборов, а также и после них. Поданы заявки на проведение митингов в   Москве 5 марта – на следующий день после выборов, а также праздничные дни 8-10 марта.

Уже в середине февраля 2012 года стало очевидным, что тенденция, претерпев бурный рост, входит в стадию плато и, несмотря на интерес общественности, перестает быть перспективной. Число сторонников велико, но оно сильно снизило темпы роста. Сегодня политический протест в нашей стране не актуальный тренд, а суровая реальность. И многие уже потеряли интерес к нему и ждут развязки, которая должна произойти 4 марта 2012 года. Как будет развиваться политический протест в нашей стране? Скоро узнаем, но это уже точно будет не тренд.

Субтренд «Политический протест» пережил практически все стадии жизненного цикла в течение чуть более одного года. На рисунке ниже эти стадии схематично представлены.

ACG SPYGLASS. Альманах трендов. Часть 5. Протест

Пример рекламной кампании Levi’s демонстрирует, как важно вовремя «оседлать» тренд, чтобы получить желаемые результаты, а не нечто противоположное. В начале августа известный джинсовый бренд вышел в Европе со смелым телевизионным роликом, рассказывающем о молодежном бунте в самых разных его проявлениях. Этот ролик полностью соответствовал актуальному и, казалось бы, перспективному субтренду «Бунтари», который мы выделили в прошлом году, в рамках тренда «Протест». Но за тенденциями успевает не только рекламная индустрия, но и само общество. Напомню, примерно в это же время в британском Тоттенхеме начались массовые уличные беспорядки. Многие кадры спота очень напоминали кадры из хроники событий. В результате прекрасный ролик с удивительно соответствующим бренду посылом к активному изменению окружающего мира к лучшему – «Go Forth»  - оставил не лучшее впечатление. Ведь одно дело сочувствовать протестам и беспорядкам на Ближнем Востоке,  и совсем другое – когда они проходят у тебя под окном.

5.1. Социальная инициатива

· Выделен в 2010 году, как субтренд «Социально-политический оптимизм».

· Стадия – рост.

· Прогноз – развивается, но его будущее сильно зависит от развития тренда «Протест» и того, какие изменения произойдут с субтрендом 4.1. «Политический протест».

Политический и социальный протест в цивилизованных формах необходим для того, чтобы избежать стагнации и олигархизации властных институтов. Заявлять о своих правах и уметь их отстаивать - естественная форма поведения в странах с развитым гражданским обществом. Благодаря наличию действенных механизмов цивилизованного протеста в обществе, снижается уровень напряженности и вероятность конфликтных ситуаций, описанных выше.

Выделенная в прошлом году тенденция «Социально-политический оптимизм» была переименована, чтобы вычленить именно социальные протесты, без примеси политических.

Самыми яркими явлениями прошлого года стали «Синие ведерки», Femen и пользователь ЖЖ top-lap, требовавший «вернуть рынду и вырыть противопожарный пруд».

По итогам 2011-2012 годов необходимо отметить:

· Виталия Никишина, студента из Екатеринбурга. Весь январь 2011 года  молодой человек жил на минимальную потребительскую корзину равную 2632 рублям. Мальчик делится своими впечатлениями: «Негодование, обида, злость (но к счастью не зависть, ибо завидовать я не умею) муки, муки и еще раз муки. Почти каждый день, особенно в первую половину проекта, посещала эта карусель эмоций и подавлялась разумом, но в какой-то момент все стало увядать, заменяясь серым безразличием ко всему. Моментами накатывали депрессии, плохое настроение не переставало жить изо дня в день в моей голове...»

· «Хрюши Против!» – конгломерат людей с повышенной  внимательностью к срокам годности продуктов. Это молодежное движение, которое занимается, как следует из девиза, борьбой со свинским отношением к людям. Активисты движения периодически проводят в супермаркетах и на рынках очищающие рейды в костюмах поросят, направленные на выявление нарушения, привлечения к нему внимания общественности и последующего устранения данного нарушения. Под нарушением имеются в виду: факты наличия на прилавках супермаркета продуктов с истекшим сроком годности, а также факты неправильного информирования покупателя о весе приобретаемого им продукта и его цене. Про-правительственное молодежное движение.

· Проект «Страна без глупостей» - общественный проект, основанный российским блоггером Дмитрием Терновским, с которым также сотрудничает Илья Варламов, направленный на защиту утвержденных Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации прав и свобод человека в России. Самые яркие акции, реализованные в рамках проекта – «Свобода фотографии» (цель – возможность для обычных посетителей фотографировать(ся) в ТЦ и магазинах) и «Против автохамства», в том числе неправильной парковки автомобилей, мешающих пешеходам.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Й | 12.05.2012, 13:58
То ли еще будет!

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама