ИССЛЕДОВАНИЕ ADINDEX:
ГДЕ УЧИЛИСЬ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГИ
В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОТРАСЛИ DIGITAL-МАРКЕТИНГА КОНСАЛТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ AGENCY ASSESSMENTS INTERNATIONAL (AAI) ПОДГОТОВИЛА ОТЧЕТ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ БЫЛО ПРОВЕДЕНО В КОНЦЕ 2016 ГОДА СИЛАМИ ОТРАСЛЕВОГО ИЗДАНИЯ ADINDEX

Были проанализированы данные опроса 774 экспертов из 685 компаний. В результате удалось определить уровень образования специалистов в разных возрастных группах и должностных категориях, выявить, в каких вузах и на каких факультетах обучались профессионалы данного сегмента и какие специальности они получили. Выяснилось также, где респонденты предпочитают получать необходимое для работы дополнительное образование.

Самые молодые работники отрасли в возрасте 20–25 лет составили немногочисленную группу от общего количества респондентов — 6,3% (или 49 человек). Однако практически все специалисты этой возрастной категории уже успели получить высшее образование — 93,9% опрошенных, а некоторые из них (12,2%) — даже не одно. Немногие респонденты отметили, что имеют также среднее профессиональное образование (закончили техникум, училище, колледж) — 12,2%. Продолжают учиться в настоящий момент 8,2% человек. 14,3% опрошенных в данной группе, помимо прочего, получили дополнительное профессиональное образование.

Маркетологи 26–30 лет составили 39,1% от всего количества опрошенных, и это самая многочисленная группа респондентов — 303 человека. В этой возрастной категории специалистов с высшим образованием подавляющее большинство — 92,1%, второе высшее получили 20,1% респондентов. Почти такой же процент маркетологов (19,8%) приобрели дополнительное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование — у 5,9% респондентов данной возрастной группы, продолжают учиться — 2,3% опрошенных.

Среди специалистов в возрасте 31–35 лет (32,7% от общего количества опрошенных) высшее образование получили 92,5% респондентов, второе высшее и дополнительное профессиональное — по 19,8%. Диплом о среднем профессиональном образовании есть у 8,7%, продолжают учиться лишь 1,6% опрошенных.

Самым популярным высшим учебным заведением среди digital-маркетологов оказался Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В 11,1% случаев специалисты получали образование именно в этом вузе

Следующая возрастная группа охватывает digital-маркетологов в возрасте 36–40 лет и составляет уже 16,1% (125 человек) от всей базы опрошенных, что вдвое меньше предыдущей группы. Примечательно, что среди специалистов этого возраста высшее образование получили только 84% респондентов. При этом число работников со вторым высшим образованием в процентном соотношении превышает показатели ранее рассмотренных возрастных групп — 26,4%. Дополнительное профессиональное образование получили 23,2% респондентов.

Маркетологи в возрасте 41–45 лет составляют всего 3,7% (29 человек) от всего количества опрошенных. Высшее образование получили 89,7% из них, а второе высшее — 24,1%. О наличии дополнительного профессионального образования сообщили 27,6% опрошенных, среднее профессиональное образование есть у 6,9%.

Digital-маркетологов старше 45 лет (диапазон 46–50 лет) оказалось в числе опрошенных всего 13 человек (1,7%). Из них 84,6% имеют диплом о высшем образовании, второе высшее, как и дополнительное, есть у 15,4% респондентов. Ни один человек в данной возрастной категории не сообщил о наличии среднего профессионального образования.

И наконец, самую немногочисленную группу составляют маркетологи старше 50 лет, их всего двое (или 0,3%). Здесь наблюдается 100%-й уровень наличия высшего образования. Один из респондентов отметил, что имеет два диплома об окончании высших учебных заведений.

  • Высшее
  • Второе высшее
  • Дополнительное (профессиональное)
  • Среднее профессиональное
  • Учусь в настоящий момент

В ходе исследования был также изучен уровень образования сотрудников, находящихся на разных должностных позициях.

Если говорить о владельцах бизнеса, которые составили 3,5% от общего количества опрошенных, то высшее образование есть у подавляющего большинства респондентов — из 27 человек вуз окончили 26, и лишь один владелец предприятия в графе «образование» указал только среднее профессиональное. Некоторые собственники бизнеса имеют второе высшее (25,9%), 18,5% сочли необходимым получить дополнительное профессиональное образование.

Специалисты, занимающие должности директора, заместителя директора или руководителя высшего звена, составили 17,1% от всех респондентов (132 человека). Диплом об окончании вуза получили 97,7% из них, вторым высшим могут похвастаться 26,5% управленцев. Дополнительное профессиональное образование имеют 16,7% респондентов, при этом продолжают обучение в данный момент 1,5% специалистов.

В категорию «Руководитель отдела, группы, руководитель среднего звена» вошло самое большое количество опрошенных специалистов digital-маркетинга — 43,7%. Согласно исследованию, 98,2% респондентов закончили вуз, а 21,6% получили два высших образования. Дополнительное профессиональное образование есть у 23,4% респондентов. Получили среднее профессиональное образование 8% опрошенных, при этом четверо из них (что составляет 1,2%) больше никаких учебных заведений не заканчивали.

Digital-маркетологи в категории «Квалифицированный специалист, менеджер (нет подчиненных)» составили 35,8% от всей базы участников опроса. Из них 97,5% имеют высшее образование, а 15,9% — два высших образования. Среднее профессиональное образование есть у 5,1% специалистов, а продолжают учиться 2,5%. Дипломы о дополнительном профобразовании есть у 17,7% респондентов.

Уровень образования digital-маркетологов на разных должностных позициях
Владелец бизнеса
Ответили: 27 человек
Директор, заместитель директора, руководитель высшего звена
Ответили: 132 человека
Руководитель отдела, группы, руководитель среднего звена
Ответили: 338 человек
Квалифицированный специалист, менеджер (нет подчиненных)
Ответили: 277 человек

Участники опроса указывали вузы и факультеты, которые они оканчивали. Самым популярным высшим учебным заведением среди digital-маркетологов оказался Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В 11,1% случаев специалисты получали образование именно в этом учебном заведении (в том числе второе высшее и дополнительное). Высшая школа экономики находится на втором месте по популярности — 9%, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова занимает третью строчку с показателем 5%. Государственный университет управления несильно отстает от первой тройки вузов, занимая четвертую позицию (3,5%).

КОТОРЫЕ ОКОНЧИЛИ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГИ
11,1
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
9,0
Высшая школа экономики
5,0
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
3,5
Государственный университет управления
2,0
Российский государственный гуманитарный университет
2,0
Санкт-Петербургский государственный университет
1,8
Московский авиационный институт
1,5
Московский государственный институт международных отношений
1,5
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
1,5
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт)
1,3
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики*
1,3
Российский университет дружбы народов
1,0
Волгоградский государственный университет
1,0
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет**
0,8
Международный институт рекламы
0,8
Московский педагогический государственный университет
0,8
Московский физико-технический институт
0,8
Российский государственный торгово-экономический университет***
0,8
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
0,8
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Ответили: 398 человек
*
В 2015 году присоединен к РЭУ имени Г.В. Плеханова
**
В 2012 году объединен с Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов, в результате объединения был создан Санкт-Петербургский государственный экономический университет
***
В 2012–2014 годах был реорганизован и объединен с РЭУ имени Г.В. Плеханова

Среди факультетов, которые оканчивали digital-маркетологи в МГУ имени М.В. Ломоносова, лидируют журналистика (28,2%), экономика (23,1%), социология (10,3%) и вычислительная математика и кибернетика (10,3%). Выпускники Высшей школы экономики преимущественно выбирали менеджмент (31,2%) и социологию (12,5%). Интересно, что большинство респондентов, учившихся в РЭУ имени Г.В. Плеханова и в ГУУ, предпочли именно факультет маркетинга — 75,1% и 60% соответственно.

ТОП ФАКУЛЬТЕТОВ, НА КОТОРЫХ УЧИЛИСЬ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГИ
ОТВЕТИЛИ: 324 ЧЕЛОВЕКА
Наиболее популярное направление «Бизнес- и экономическое образование» респонденты чаще всего осваивали в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Высшей школе экономики и Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова

Чтобы проследить, какие науки изучали digital-маркетологи и какие из них пригодилось им в дальнейшей работе, факультеты были разделены по направлениям. Ниже представлен список направлений, по которым получали образование респонденты:

  • Бизнес­ и экономическое образование — 70 человек (24,1%)
  • Менеджмент — 52 человека (17,9%)
  • Гуманитарное образование — 52 человека (17,9%)
  • Маркетинг — 48 человек (16,6%)
  • Точные науки — 45 человек (15,5%)
  • Реклама и связи с общественностью — 17 человек (5,9%)
  • Социология — 14 человек (4,8%)
  • Инженерно-техническое образование — 12 человек (4,1%)
  • Другое — 12 человек (4,1 %)
  • Естественно­научное образование — 3 человека (1%).

С факультетами, которые входят в указанные направления, можно ознакомиться на Рис. 1. С вузами по выбранным направлениям — на Рис. 2.

Наиболее популярное направление «Бизнес­ и экономическое образование» респонденты чаще всего осваивали в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (в 15,9% случаев), Высшей школе экономики (11,6% опрошенных) и Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова (5,8%). По частоте упоминаний выделяется также Омский государственный университет (4,3%).

Менеджмент также стал одной из самых востребованных специальностей. Ее получали, по большей части, в Высшей школе экономики (23,1%), а также в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете (в 2012 году был реорганизован и вошел в состав Санкт-Петербургского государственного экономического университета), Российской международной академии туризма и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (по 5,8%).

Гуманитарное образование профессионалы отрасли чаще всего получали в МГУ имени М.В. Ломоносова (29,4% респондентов). Казанский федеральный университет, Волгоградский государственный университет и МГИМО сильно отстают от лидера и делят вторую строчку данного рейтинга (по 3,9%).

Среди гуманитарных наук чаще всего предпочтение отдавалось журналистике (в 28,8% случаев) и иностранным языкам (15,4%). Также можно выделить философию и филологию.

Маркетинг работники отрасли в основном изучали в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова (27,1% опрошенных), Государственном университете управления (14,6%) и Высшей школе экономики (8,3% маркетологов).

Точные науки специалисты в большинстве случаев осваивали, как и гуманитарные, в МГУ имени М.В. Ломоносова (15,9%). Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, который в 2015 году был присоединен к РЭУ имени Г.В. Плеханова (9,1%), Московский технологический университет и Санкт-Петербургский государственный университет (по 6,8%) также выпустили немало специалистов в этой области.

Среди точных наук, которые изучали digital-маркетологи, лидирует прикладная математика, информатика и кибернетика.

По направлению «Реклама и связи с общественностью» респонденты получили образование в 16 различных вузах, среди которых Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова (реорганизован в Московский политехнический университет), Высшая школа экономики, Международный институт рекламы, Российский университет дружбы народов, Государственный университет управления и многие другие.

Социологию чаще всего специалисты изучали в МГУ имени М.В. Ломоносова и Высшей школе экономики (по 28,6%). Российский государственный гуманитарный университет занимает вторую строчку по популярности (14,3%).

Инженерно-техническое образование респонденты получали в основном в Московском авиационном институте (33,3%) и Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана (16,7%).

Среди ответов респондентов на вопрос о полученном образовании, которое в большей степени используется при их нынешней работе, встречались также защита информации, логистика, стратегический менеджмент, психотерапия, фармацевтика и даже регионоведение.

Примерно одна седьмая часть всех респондентов отметили, где они получали дополнительное образование. Чаще всего упоминались такие учебные заведения, как «Нетология» (6,4%) и «ИКРА» (4,6%). В основном, специалисты повышали свой уровень знаний в таких направлениях, как digital-брендинг, интернет-маркетинг, креатив, SEO, SMM, веб-аналитика, веб-дизайн, стратегия, медиапланирование и в таких общих специальностях, как управление проектами, финансы предприятия, менеджмент, продажи и политология.

Некоторые респонденты указали, что получали образование за границей. Среди выбранных вузов значились Гарвард (США), Технион (Израиль), Хагенский университет (Германия), Эдинбургский университет (Шотландия), EAE Business School (Испания), Университет Париж-Дофин (Франция) и другие.

ФАКУЛЬТЕТЫ ПО ВЫБРАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ, % (Рис. 1)
ОТВЕТИЛИ: 290 ЧЕЛОВЕК
ВУЗЫ ПО ВЫБРАННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ, % (Рис. 2)
ОТВЕТИЛИ: 287 ЧЕЛОВЕК
БИЗНЕС И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
24,0%
15,9
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
11,6
Высшая школа экономики
5,8
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
4,3
Омский государственный университет
2,9
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2,9
Российский университет дружбы народов
2,9
Всероссийская академия внешней торговли
2,9
Московский государственный институт международных отношений
2,9
Санкт-Петербургский государственный университет
1,4
Воронежский государственный университет
1,4
Институт Мировой экономики и информатизации
1,4
Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского*
1,4
Институт мировых цивилизаций
1,4
Национальный исследовательский Томский государственный университет
1,4
Казанский национальный исследовательский технологический университет
1,4
Государственный университет управления
1,4
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет
1,4
Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля
1,4
Московский государственный индустриальный университет**
1,4
Университет Париж-Дофин
1,4
Волгоградский государственный университет
1,4
Новосибирский государственный технический университет
1,4
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
1,4
Петрозаводский государственный университетБузулукский финансово-экономический колледж
1,4
Российский государственный гуманитарный университет
1,4
Сибирский государственный аэрокосмический университет
1,4
Российский новый университет
1,4
Университет Париж X - Нантер
1,4
Институт международных связей (Екатеринбург)
1,4
Уральский государственный экономический университет
1,4
Южный федеральный университет
1,4
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
1,4
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова***
1,4
Современная гуманитарная академия
1,4
Московский гуманитарный университет
1,4
Эдинбургский университет
1,4
Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства
1,4
Хагенский университет (Германия)
1,4
Московский Университет имени С.Ю. Витте
1,4
Московский физико-технический институт
1,4
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
МЕНЕДЖМЕНТ
18,1%
23,1
Высшая школа экономики
5,8
Санкт-Петербургский государственный университет
5,8
Российская международная академия туризма
5,8
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
3,8
Российский государственный гуманитарный университет
3,8
Московская государственная академия делового администрирования
3,8
Московский государственный технический университетимени Н.Э. Баумана
1,9
Московский государственный университетимени М.В. Ломоносова
1,9
Международный институт бизнеса
1,9
Бизнес-школа RMA
1,9
Омский государственный педагогический университет
1,9
Московский авиационный институт
1,9
Российский государственный торгово-экономический университет
1,9
Московская государственная академия делового администрирования
1,9
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт)
1,9
Московский государственный строительный университет
1,9
Российская академия народного хозяйстваи государственной службы при Президенте Российской Федерации
1,9
Санкт-Петербургский государственный технологический институт
1,9
Институт управления, экономики, права и искусства
1,9
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
1,9
Российский новый университет
1,9
Тюменский государственный нефтегазовый университет
1,9
Волгоградский государственный технический университет
1,9
Финансовый университет при ПравительствеРоссийской Федерации
1,9
Народная украинская академия
1,9
Технион (Израиль)
1,9
Ульяновский государственный университет
1,9
Московский государственный университет экономики,статистики и информатики
1,9
Финансовый университет при Правительстве РФ
1,9
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
1,9
Grenoble Institute (Франция)
1,9
Московский физико-технический институт
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
17,8%
29,4
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
3,9
Московский государственный институт международных отношений
3,9
Казанский федеральный университет
3,9
Волгоградский государственный университет
2,0
Сибирский государственный аэрокосмический университет
2,0
Международная школа дизайна (Санкт-Петербург)
2,0
Тюменский государственный нефтегазовый университет
2,0
Мордовский государственный университетимени Н.П. Огарева
2,0
Волгоградский социально-педагогический университет
2,0
Московский авиационный институт
2,0
Сургутский государственный педагогический университет
2,0
Уральский государственный университет
2,0
Ульяновский государственный технический университет
2,0
Челябинская государственная академия культурыи искусств
2,0
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
2,0
Алтайский государственный университет
2,0
Московский государственный лингвистический университет
2,0
Российский университет дружбы народов
2,0
Санкт-Петербургский государственный университет
2,0
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
2,0
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
2,0
Московский гуманитарный педагогический институт
2,0
Смоленский государственный университет
2,0
Московский институт лингвистики
2,0
Томский политехнический университет
2,0
Московский педагогический государственный университет
2,0
Тяньцзиньский институт иностранных языков (КНР)
2,0
Московский социально-педагогический институт
2,0
Уральский государственный технический университет
2,0
Национальный педагогический университетимени М.П. Драгоманова
2,0
Уральский федеральный университет
2,0
Новосибирский государственный технический университет
2,0
Новосибирский педагогический университет
2,0
Поморский государственный университетимени М.В. Ломоносова
МАРКЕТИНГ
16,7%
27,1
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
14,6
Государственный университет управления
8,3
Высшая школа экономики
4,2
Саратовский государственный социально-экономический университет
4,2
Российский государственный гуманитарный университет
4,2
Российский государственный торгово-экономический университет
4,2
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт)
2,1
Московский государственный университетимени М.В. Ломоносова
2,1
Брненский технический университет VUT(Чехия)
2,1
Национальный исследовательский университет Московский институт электронной техники (МИЭТ)
2,1
Lancaster University (Великобритания)
2,1
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
2,1
Всероссийский заочный финансово-экономический институт****
2,1
Восточноукраинский национальный университет
2,1
Уральский государственный университет
2,1
Ростовский государственный экономический университет
2,1
Московский государственный лингвистический университет
2,1
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2,1
Тюменский государственный нефтегазовый университет
2,1
Московский государственный университет экономики,статистики и информатики
2,1
Финансовый университет при ПравительствеРоссийской Федерации
2,1
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
2,1
Московский финансово-экономический институт
ТОЧНЫЕ НАУКИ
15,3%
15,9
Московский государственный университетимени М.В. Ломоносова
9,1
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
6,8
Московский технологический университет
6,8
Санкт-Петербургский государственный университет
4,5
Московский энергетический институт
4,5
Московский государственный институт электроники и математики имени А.Н. Тихонова*****
4,5
Московский государственный технический университетимени Н.Э. Баумана
2,3
Балтийский государственный технический университет«Военмех»
2,3
Московский авиационный техникум
2,3
Московский физико-технический институт
2,3
Дагестанский государственный университет
2,3
Университет машиностроения
2,3
Новосибирский государственный университет
2,3
Калининградский государственный технический университет
2,3
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
2,3
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
2,3
Ленинградский государственный университетимени А.С. Пушкина
2,3
Ижевский государственный технический университет
2,3
Таганрогский радиотехнический университет
2,3
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
2,3
Московский государственный технологический университет «Станкин»
2,3
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
2,3
Волгоградский государственный университет
2,3
Ульяновский государственный университет
2,3
Уральский государственный технический университет
2,3
Высшая школа экономики
2,3
Южно-Уральский государственный университет
2,3
Московский гуманитарный университет
РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
5,9%
11,8
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
5,9
Высшая школа экономики
5,9
Новосибирский педагогический университет
5,9
Российский новый университет
5,9
Государственный университет управления
5,9
Уральский федеральный университет
5,9
Казанский государственный энергетический университет
5,9
Российский государственный социальный университет
5,9
Международный институт рекламы
5,9
Российский университет дружбы народов
5,9
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
5,9
Томский государственный университет
5,9
Уральский государственный университет
5,9
Московский гуманитарный университет
5,9
Башкирский государственный университет
5,9
Новосибирский государственный университетэкономики и управления
СОЦИОЛОГИЯ
4,9%
28,6
Московский государственный университетимени М.В. Ломоносова
28,6
Высшая школа экономики
14,3
Российский государственный гуманитарный университет
7,1
Самарский государственный университет
7,1
Санкт-Петербургский государственный университет
7,1
Краснодарский университет культуры и искусств
7,1
Московский педагогический государственный университет
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
4,2%
33,3
Московский авиационный институт
16,7
Московский государственный технический университетимени Н.Э. Баумана
8,3
СанктПетербургский государственный архитектурно-строительный университет
8,3
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
8,3
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
8,3
Балтийский государственный технический университет«Военмех»
8,3
Казанский национальный исследовательский технологический университет
8,3
Московский государственный технологический университет «Станкин»
ДРУГОЕ
4,2%
16,7
Высшая школа экономики
8,3
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет
8,3
Open University Business School, UK
8,3
Университет Миколаса Ромериса (Литва)
8,3
Московская бизнес-школа
8,3
Московский государственный университет тонких химических технологий******
8,3
Российский государственный гуманитарныйуниверситет
8,3
Государственный университет управления
8,3
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
8,3
Институт информационных наук и технологий безопасности
8,3
Костромской государственный университет
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1,0%
33,3
Московский государственный психолого-педагогический университет
33,3
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
33,3
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова
*
В 2015 году реорганизован в форме присоединения к Московскому авиационному институту в качестве структурного подразделения
**
Был присоединен к Университету машиностроения, который в 2016 году объединен с Московским государственным университетом печати имени Ивана Федорова, на их основе образован Московский политехнический университет
***
В 2016 году был реорганизован в Московский политехнический университет
****
Вошел в состав Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
*****
Учебно-научное подразделение НИУ ВШЭ
******
В 2015 году реорганизован путем присоединения к МИРЭА с образованием Московского технологического университета
АВТОРЫ: СОФЬЯ МОРОЗОВА, ИННА СМИРНОВА
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВЕДЕНО ИРИНОЙ ПУСТОВИТ