Что происходит в российском PR в 2015 году
PR-агентство Buman Media опросило директоров по коммуникациям с целью выяснить, как изменилась структура российских PR-департаментов, их отношения с агентствами и бюджетная политика в условиях экономического кризиса. В исследовании 2015 года приняли участие руководители 100 компаний из таких сфер, как IT & Telecom, энергетика, автомобилестроение, FMCG и другие
Каналы коммуникаций
Безусловным лидером среди каналов коммуникаций остаются онлайн-СМИ –
эффективным PR-инструментом их считает 80% российских руководителей. Социальные
сети как действенный инструмент отметили 48% опрошенных, далее следуют
спецпроекты (39%), мероприятия (35%) и ТВ/радио (26%).
Печатные СМИ занимают 6 место (их отметили 21% респондентов), методы партизанского маркетинга – 7-е (11%). Также в 2015 году респонденты впервые отметили видеоконтент как важный инструмент продвижения (7%).
Что касается SMM-платформ, Facebook является самой популярной сетью с точки зрения внешних коммуникаций компании (44% ответов), «ВКонтакте» находится на второй строчке (24%). На третьем месте оказался Instagram (14%), на четвертом LinkedIn (12%). «Одноклассники» и Twitter в 2015 году оказались аутсайдерами, набрав по 1% ответов.
Кадровые изменения и требования к
персоналу
46% респондентов отметили, что структура PR-отдела их компании в 2015 году не
поменялась, а в 22% случаев количество PR-сотрудников увеличилось. У 9%
опрошенных количество персонала уменьшилось, одним штатным сотрудником
обходятся 10%, а без PR-специалиста – 7,5% компаний. Оставшиеся респонденты
затруднились с ответом.
Что касается профессиональных требований, у российских PR-руководителей в цене сотрудники, способные совмещать самые разные функции (от подготовки визуального контента до запуска спецпроектов со СМИ) и готовые быстро адаптироваться к новым условиям. Отдельно респонденты отметили ценность аналитических навыков и знание digital-инструментов (19% опрошенных). В 10% компаний акцент сместился на сотрудников, владеющих навыками маркетинга (10%). 7% и 6% опрошенных отметили актуальность специалистов с хорошим копирайтингом и знанием SMM-инструментария. Осведомленность в вопросах внутренних коммуникаций и проведения мероприятий получили по 5% голосов. 34% PR-руководителей признались, что и требования к функционалу подчиненных за последний год не изменились.
Отношения
PR-департаментов и агентств
62% всех опрошенных компаний в 2015 году пользуется услугами агентств.
Среди остальных компаний, не прибегающих к помощи PR-агентств, лишь 13% не
делают этого по причине нехватки бюджетов. У 52% нет такой необходимости в
принципе, а 19% не доверяют в вопросе коммуникаций сторонним службам. Также
участники исследования отмечали недостаточное понимание агентствами специфики
своего бизнеса.
Какие навыки стоит «прокачать» агентствам, чтобы
стать более конкурентоспособными
71% респондентов отметили недостаток креативной составляющей, интересных
концепций и идей у внешних подрядчиков. На втором месте нехватка навыков
копирайтинга (39%). Аналитических навыков не хватает 23% агентств,
SMM-экспертизы – 21%, достаточного опыта проведения мероприятий – 10%, а
подготовки в вопросах интернет-маркетинга – 18%. Еще 21% руководителей
отталкивает невозможность в нужной степени контролировать работу внешнего
подрядчика и слабая готовность агентств разрабатывать и следовать конкретным
KPI.
Каким образом распределяются обязанности
между PR-департаментом и
агентством
Охотнее всего пиарщики делегируют подрядчикам проведение пресс-мероприятий –
своими силами их осуществляют лишь 30% компаний, оставшиеся 70% прибегают к
помощи агентств. Самостоятельно инициируют публикации 42% респондентов,
оставшиеся 58% доверяют пресс-поддержку агентству. Разработку PR-стратегии и ее
полное осуществление отдается агентствам в 47% случаев, но всегда под контролем
компании. Антикризисный PR доверяют агентству лишь 24% руководителей, остальные
76% предпочитают решать такие вопросы собственными силами. Работу со спикерами
поручают внешним специалистам еще меньше – 18% опрошенных.
По каким параметрам российские клиенты оценивают
работу PR-агентств
В порядке убывания значимости респонденты отметили качество вышедших материалов
и мероприятий как наиболее важное, затем: умение оперативно понимать
поставленные задачи, общее качество коммуникации с менеджерами агентства,
количество вышедших материалов и мероприятий, ROI и отзывы журналистов.
Наименее важным параметром оценки оказались продажи.
Бюджеты и планы на 2016 год
В 2015 году бюджет более 7 млн рублей выделили 25% компаний, от 2 до 7 млн
рублей – 32%, а менее 2 млн рублей – 27% респондентов. Остальные 16% участников
исследования затруднились ответить на данный вопрос.
Каким образом распределяется данный бюджет? На 1-м месте по затратам – пресс-мероприятия, на 2-м – поддержка спецпроектов со СМИ. Оплата услуг PR-агентства занимает 3-ю строчку, далее по степени уменьшения бюджетных затрат следуют спонсорство, услуги внешних копирайтеров, подарки журналистам, дизайн-студии, работа с блогерами и лидерами мнений. Замыкают рейтинг услуги мониторинга, исследований и HR-брендинг.
Что произойдет в 2016 году? 50% респондентов заявили, что продолжат работу с агентством, 27% не планируют этого, а у 23% еще нет понимания по данному вопросу. С точки зрения бюджета на 2016 год, более 7 млн рублей на PR в 2016 году сможет выделить 20% компаний, от 2 до 7 млн – 24% компаний, а менее 2 млн – 24% респондентов. Треть руководителей (32%) призналась, что информацией по бюджету на 2016 год они не обладают.
Опрос проводился коммуникационным агентством BumanMedia в июле-августе 2015 года среди руководителей 100 компаний из сфер IT & Telecom, энергетика, автомобилестроение, FMCG и др.