Новый законопроект может ограничить участие иностранцев в «значимых» интернет-ресурсах


Право | 26 Июля 2019 18:53

В Госдуму внесли законопроект, ограничивающий владение иностранцев «значимыми» сайтами. Их участие не должно превышать 20%. В случае нарушений ресурс не сможет продавать рекламу или продвигаться на территории РФ. Изменения могут коснуться «Яндекса» и Mail.ru Group

Законопроект о внесении изменений в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» внесен на рассмотрение в Госдуму. Автором инициативы выступил Антон Горелкин — член комитета по информационной политике, IT и связи.

Поправки ограничивают участие иностранцев во владении «значимыми» для информационной инфраструктуры сайтами — их доля не должна превышать 20%. Также в проекте предлагается дать определение «значимого» ресурса с последующим внесением в реестр Роскомнадзора. Компании, попавшие в список, будут обязаны ограничить долю иностранцев в активе до разрешенного лимита. В случае нарушений ресурсом условий ему будет запрещено продавать рекламу на территории РФ или продвигаться самому.

«Значимые» сайты должны будут хранить на территории России базы данных и «технические средства». Порталы будут ограничены в возможности передавать информацию о пользователях в иностранные компании, а также в отечественные, где доля иностранного капитала превышает 20%.

По словам автора проекта, поправки коснутся «Яндекса» и Mail.ru Group, пишет РБК. В интернет-компаниях считают принятие законопроекта в текущем виде недопустимым. «В случае принятия законопроекта может быть разрушена уникальная экосистема интернет-бизнесов в России, где локальные игроки успешно конкурируют с глобальными компаниями. В результате пострадают конечные пользователи, — рассказала AdIndex представитель департамента корпоративных коммуникаций «Яндекса» Сана Паритова. — Мы считаем, что законопроект в текущем виде не должен быть принят и готовы участвовать в его обсуждении». В пресс-службе Mail.ru Group также считают, что законопроект нуждается в доработке. «Mail.ru Group планирует принять участие в обсуждении и уверена, что государство в дискуссии с рынком найдет приемлемый для всех сторон сценарий. При этом отметим, что на данный момент под контролем российских акционеров находится значительно превышающий контрольную долю процент голосов Mail.ru Group. Следовательно, изменений в существующей схеме владения компании в любом случае не потребуется — предусмотренная правительственная комиссия сможет согласовать нынешнюю структуру. Мы уверены, что данный законопроект не затронет нашу компанию».

Иностранные компании «в зоне риска»

По словам Антона Горелкина, нововведения не коснутся Facebook, поскольку это «международная компания, которая не ориентирована на российский рынок, а работает по всему миру», пишет РБК. Автор законопроекта отметил, что речь идет о компаниях, которые имеют стратегическое значение и занимают существенную долю на российском рынке.

Сергей Ефимов, Marketing Technologies Director OMD OM Group, сомневается, что Facebook и Google не будут признаны значимыми для информационной структуры РФ ресурсами. Компании Facebook, например, также принадлежат Instagram и WhatsApp, а Google, кроме поисковика, владеет видеохостингом YouTube. По оценкам Сергея Ефимова, доля соцсети на российском рекламном рынке составляет примерно в 5–7%, а поисковика — около 15%. В целом, под действие законопроекта может попасть любая медиакомпания, зарабатывающая на рекламе, поскольку на данный момент в документе не определены четкие критерии ресурсов, которые могут быть признаны значимыми для РФ, считает эксперт.

По мнению Ефимова, в случае принятия законопроекта без изменений у иностранных владельцев ресурсов, признанных «значимыми» для РФ, все же останется лазейка, позволяющая сохранить в компании больше 20%. Так, акционер может подать в комиссию «мотивировочное обращение» с обоснованием размера его доли в компании. Как вариант, компании могут разрешить сохранить свою долю в активе, если она владеет им на правах совместного предприятия, как, например, Alibaba и Сбербанк, предполагает эксперт.

Лимит для иностранцев

В последние несколько лет государство все чаще ограничивает долю зарубежных акционеров в российских IT- и медиакомпаниях. Так, в 2014 г. президент России Владимир Путин подписал законопроект об ограничении иностранного участия в отечественных СМИ. В начале 2019 г. Конституционный суд постановил пересмотреть соответствующую статью закона «О средствах массовой информации».

Позднее, в 2016 г., в Госдуму был внесен проект, согласно которому компании-измерители также должны принадлежать российским акционерам минимум на 80%. В результате контрольный пакет в медиаизмерителе Mediascope (бывший TNS Russia) перешел во «ВЦИОМ-Медиа».

В октябре прошлого года аналогичное ограничение депутаты предложили ввести в отношении новостных агрегаторов. В России к ним относятся «Яндекс.Новости», «Mail Новости», «Рамблер/новости» и СМИ2.

Автор: Елизавета Германович, Мария Георгиевская, Полина Василькова

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости


doc id = 41

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама