Законопроекты о платформенной экономике приняли в первом чтении
Проект закона и поправки регулируют отношения между цифровыми платформами, партнерами и покупателями
Госдума одобрила в первом чтении пакет законопроектов, которые призваны регулировать платформенную экономику. Базовый законопроект касается основных вопросов платформенной экономики, а два других вносят изменения в отраслевые законы. Один из них предлагает внести ряд изменений в законодательство о торговле, о защите прав потребителей, об информационных технологиях. Третий законопроект — это поправки в Кодекс об административных правонарушениях, рассказал перед заседанием глава думского комитета по экономической политике Максим Топилин.
Законопроекты поддержали все фракции Госдумы. Теперь авторы должны подготовить и представить поправки, на это у них есть пять дней.
Под «цифровой платформой» понимается информационная система и/или сайт и/или софт, которые обеспечивают технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Хотя официально употребляется термин «цифровая платформа», парламентарии с самого начала не скрывали, что объектом их пристального внимания являются именно маркетплейсы.
Топилин считает предлагаемый закон принципиальной новеллой в российском законодательстве: «Фактически мы с вами наблюдаем создание новой отрасли законодательства, которая будет в последующем впитывать в себя разные другие сферы». По его словам, предлагаемые нормы — ответ на то, с чем сталкиваются производители товаров и потребители: «Вводятся требования к тому, как размещаются товары на платформах, как регулируются цены на них, как регулируются скидки, каким образом формируются карточки товаров, каким образом отвечает производитель перед покупателем товара, как разрешаются споры, как проверяется качество товаров».
В карточке должна быть указана информация о партнере, товаре, работе, услуге, в том числе о наличии разрешений, лицензий или иных документов, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, а также о маркировке. При этом оператор обязан разместить в карточке товара информацию о том, что он не является продавцом предлагаемого товара, исполнителем предлагаемых работ, услуг и не заключает договор с пользователем — за исключением случаев, когда оператор продает товары или оказывает услуги от своего имени.
Сверять требования к маркировке, сертификатам, лицензии будут на основании данных, которые находятся в государственных информационных системах: Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Они также будут использоваться для идентификации и аутентификации продавцов.
Законопроект устанавливает процедуру изменения договора между оператором и партнером. По общему правилу в случае одностороннего изменения договора оператором он обязан направить уведомление не менее чем за 15 дней до вступления изменения в силу.
Если продавец нарушает законодательство, то оператор вправе заблокировать доступ к личному кабинету и ограничить возможности по размещению карточек товара. При этом устанавливается обязательная процедура досудебного обжалования мер, связанных с блокировкой, снижением рейтинга партнера, пессимизации в поисковой выдаче.
Ранее стало известно, что законопроект раскритиковали представители бизнеса. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд», Союз производителей алкогольной продукции, Рыбный союз, Руспродсоюз и другие организации направили письма в правительство, администрацию президента, Совет Федерации и Госдуму.
Главная претензия заключается в том, что законодатели проигнорировали ряд важных для бизнес-сообщества моментов: потребность в эффективных мерах по защите от контрафакта, в действенной системе штрафов, в ограничении влияния маркетплейсов на ранжирование товаров, в защите продавцов от вмешательства в ценовую политику, в прозрачности алгоритмов и в запрете на приоритет для собственных товаров платформ.