21 Декабря 2009 | 11:13

Сколько, за что и кому платят в BTL-индустрии

Как выяснили РАМУ и HH.ru, маркетологи и рекламисты наиболее неадекватны в своих зарплатных ожиданиях - разница ожиданий и предложений составляет 50%

Картинка Сколько, за что и кому платят в BTL-индустрии

В конце ноября – начале декабря 2009 года исполнительная дирекция Российской Ассоциации Маркетинговых Услуг (РАМУ) провела опрос специалистов HR-служб компаний – участников рынка. На вопросы РАМУ отвечали ведущие игроки рынка маркетинговых услуг из Москвы, Санкт-Петербурга и 12 региональных центров.
Инициативу РАМУ поддержала компания HeadHunter, предоставившая собственное исследование «Рынок труда молодых специалистов: что изменилось после кризиса?», в котором приняли участие студенты и выпускники ВУЗов со всех регионов России.

Результаты опроса РАМУ показали, что прием в штат компаний студентов, совмещающих обучение и работу, снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 40 процентов. Такая же тенденция прослеживается с 2008 года в трудоустройстве выпускников вузов, прежде не имевших опыт работы по своей специализации.
В среднем по стране в 2009 году, по данным НН, конкуренция на рынке труда молодых специалистов по сравнению с прошлым годом выросла в 11 раз.

Рост конкуренции за рабочие места в середине 2009

Количество резюме, поступающих в базу НН в категории маркетинг/реклама/PR, в период с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г. увеличилось на 60%. В данный момент, в среднем по России на одну вакансию в этом сегменте приходится чуть более 30 откликов. В Москве конкуренция в сфере маркетинга в октябре 2009 года достигла 300 откликов на одну вакансию.

Наибольшей популярностью в 2009 году у компаний-работодателей в сфере маркетинговых услуг пользовались: менеджер по рекламе (27%), маркетинг-менеджеры (24%), специалисты по связям с общественностью (22%), социологи (12%), экономисты и психологи (10%). Также в btl-агентства принимали учителей истории, русского языка и литературы, лингвистов (7%). Спрос на дизайнеров составил 7 процентов от общего числа вакантных мест.


Востребованность специальностей в btl-отрасли в 2009 г.

Для рекрутинга специалистов кадровые службы компаний используют платные (41%) и бесплатные (30%) сервисы. Наиболее часто кадровики обращаются к площадкам: rabota.ru и HeadHunter.ru. К услугам кадровых агентств прибегают 5 процентов кадровиков. А самым популярным методом подбора персонала на рынке маркетинговых услуг стали рекомендации – к ним прислушивается 81% сотрудников по работе с персоналом.


Инструменты рекрутинга кадровых служб btl-агентств

Половина из всех закрытых в 2009 году вакансий пришлась на менеджеров среднего звена (48%). Чаще всего компании набирали в штат проектных менеджеров, аккаунт-менеджеров и дизайнеров. Среди нанятых в этом году топ-менеджеров (20% от всех закрытых вакансий), согласно опросу, наибольший спрос был на директоров по работе с клиентами.

Возможно, что данные о наиболее частом найме среднего менеджерского состава (почти половина всех отраслевых вакансий) можно интерпретировать как попытку агентств оптимизировать работу компаний в кризис, привлечь более квалифицированный персонал на текущую работу.

Спрос в категории топ-менеджмент на директоров по работе с клиентами, скорее всего, объясняется попытками привлечь дополнительных клиентов, используя возможности новых сотрудников, либо оптимизируя работу своих клиентских служб.

Начинающий специалист в индустрии маркетинговых услуг может рассчитывать на оклад в размере от 10-20 тыс. руб. в месяц (в 54% компаний, из них одна четверть московских агентств, три четверти – региональные компании). Чуть более двадцати процентов компаний оценивают труд начинающего специалиста в 20-25 тысяч рублей. В 16 процентах компаний (все из них московские) молодому специалисту готовы платить от 25 до 30 тысяч рублей в месяц.

В то же время компания HeadHunter отмечает, что маркетологи и рекламисты являются наиболее неадекватными в своих зарплатных ожиданиях - разница ожиданий и предложений составила 50%.
Также НН обращает внимание на произошедшее за последний год в сфере маркетинг/реклама/PR изменение зарплатных ожиданий молодых специалистов. В 2008 г. они ориентировались на зарплату около $900, в 2009 году ожидания снизились до $750. В тоже время работодатели готовы были предложить соискателям в прошлом году $600, а в нынешнем - $500.

Несмотря на то, что спрос на студентов и специалистов без опыта работы снизился, каждая третья вакантная позиция, закрытая работодателями в 2009 году, была ориентирована на младший менеджерский состав.
Однако большинство работодателей подчеркивают, что сегодня выпускники многочисленных гуманитарных ВУЗов и бесчисленных факультетов по маркетингу оказываются неподготовленными для работы. Чаще всего будущие рекламисты получают на занятиях теоретическую базу, абсолютно не привязанную к современной действительности: то, чему студента учили в ВУЗе, и то, что он должен делать на рабочем месте – «две большие разницы».
Идея упорядочить процесс получения не теоретического, а практического маркетингового образования давно витала в воздухе. Но реальную возможность овладеть практическими знаниями непосредственно в ходе своего обучения в ВУЗе студенты получили только в этом году.

Благодаря инициативе Российской Ассоциации Маркетинговых Услуг студентам трех московских вузов (РГГУ, МосГУ, МИР) была предоставлена возможность прослушать специальный образовательный курс РАМУ, изучить реальный опыт ведущих игроков btl-отрасли и пройти практику в агентствах Ассоциации.

Важность образовательного проекта РАМУ также подтверждают данные НН – к завершению обучения в вузе возрастает количество желающих пройти бесплатную стажировку. По мере учебы снижается фактор важности зарплаты при выборе места работы с 78% до 56%. Более значительными становятся иные мотивы: интерес в работе (с 53 до 73%); возможностей роста (с 59 до 64%); местоположения офиса (с 9 до 22%).

То есть, взрослея, студенты начинают более адекватно относиться к будущему месту работы, начинают понимать, что для долгосрочной карьеры можно пожертвовать сиюминутными зарплатными ожиданиями, и осознают, что малоперспективно работать без интереса только за деньги.


Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.