Ко-проект AdIndex и журнала «Интернет в Цифрах»
Разговоры
О главных событиях 2016, росте объемов PROGRAMMATIC, моде на нативную рекламу и о феномене Дональда Трампа

5 Две сильные тенденции на рынке — рост объемов programmatic и увеличение популярности блокировщиков рекламы — объективно привели к снижению доходов многих площадок и повышенному интересу к нативной рекламе. Какие новые тенденции, рыночные или технологические, могут переломить эту ситуацию?

Игорь Намаконов, MOST Creative Club

Надо это принять и ничего не переламывать.

Пример. Из первых уст, от самих редакторов я знаю, что в этом году остановился рост продаж электронных книг и прекратилось снижение продаж бумажных книг. Начинается время прогнозируемого планирования в издательском деле. Так же надо действовать и в коммуникациях. Новые форматы приходят и будут приходить как ответ на запрос пользователя. Сидеть ровно на попе никому уже долго не удастся. Так что вместо рассуждений о том, чтобы чего-то там переломить, нужно продолжать работать, но при этом пристальнее присматриваться к пользователям: вдруг у них новый запрос назревает, он же предвестник очередного формата.

Анна Кузьменко, Data-Centric Alliance

Во-первых, сами эдблокеры сливаются и пытаются заработать на рекламе и платном исключении из фильтров. То есть рекламная монетизация никуда не девается, площадкам просто предстоит понять, как получать эти деньги.

Во-вторых, редакции начинают сокращать доступ к материалам читателям с установленными эдблокерами, что делает их менее привлекательными. Что касается programmatic, по крайней мере в России, то этот инструмент позволяет площадкам распродавать непроданный инвентарь, а это дополнительная прибыль, а не каннибализация дохода от прямых размещений.

Юрий Шишкин, 24 TTL

Площадки вынуждены продавать нативный формат без четких KPI и ROI. Главное в нативной рекламе сегодня не эффективность, а умение площадки продавать этот формат с качественным креативом и его производством. При этом продажа нативной рекламы для федеральных кампаний невозможна в силу объективных причин (незначительный охват).

Полученную прибыль площадкам приходится тратить на производство данного формата и менеджмент, что влечет за собой низкие доходы и невозможность инвестировать в развитие платформы. Масштабируемости тоже сложно добиться ввиду ограничения целевой аудитории по интересам.

Развитие programmatic на основе машинного обучения и создания миллионов креативов «на лету» позволит рекламодателям увеличивать конверсии, а площадкам продавать в больших объемах.

Екатерина Костылева, АДВ

В programmatic мы видим, что крупнейшие платформы для сохранения дохода реализуют private deals в рамках оставшегося после прямых сделок трафика, с бонусами programmatic-размещений в виде кастомных сегментов, но при этом в рамках фиксируемой стоимости.

Блокировщики рекламы действительно сокращают объемы трафика, однако масштабы их использования в нашей стране невелики и составляют 12-13%, что все равно позволяет охватывать медийными форматами целевые аудитории в достаточном объеме. Но все же мы наблюдаем, что те же крупные игроки теперь продают на своих ресурсах не только медийку, но и нативные инструменты – inread и промопосты.

Надежда Бабиян, GetIntent

Классическая баннерная реклама продолжает терять свои позиции. Произойдет переформатирование, и ее место займет in-stream и out-stream видеореклама. Площадки уже сейчас интегрируют видеоформат даже в свои текстовые ресурсы. Также будет развиваться нативная реклама, которая и поможет обойти историю с эдблоком. Опыт работы на рынке США говорит о том, что рост интереса к нативной рекламе – это абсолютно правильная тенденция, особенно, когда технологически мы умеем работать с форматом.

Любовь Ячкова, IMHO VI

Чтобы эти тенденции не приводили к снижению доходов паблишеров, надо уметь правильно с ними работать. Например, площадкам не стоит отдавать свой инвентарь всем возможным programmatic-сеткам в надежде заработать больше. В итоге все рекламодатели, которые покупали напрямую по высокой цене, приобретут ваш инвентарь через сеть в три раза дешевле, да еще и с узкими настройками. Мы наблюдаем, как это происходит со многими сайтами, и пытаемся удерживать их от совершения подобных ошибок.

Programmatic должен быть на стороне площадки или селлера, обязан стоить дороже и продаваться первым. Сейчас все наоборот: технология не на стороне площадки, размещение на остаточном инвентаре и по низкой цене. Площадки должны сами научиться работать с programmatic, не отдавать свой инвентарь, контролировать ценообразование, и только в этом случае ситуация изменится. Что касается эдблока, то все игроки рынка должны договориться и принять меры, например, не показывать контент пользователям, у которых стоит эдблок.

Алексей Самолин, INO Group

Это не уникальное по своей сути явление. Эффективность любого маркетингового инструмента с течением времени снижается. Маркетинг под влиянием таких процессов меняется – это здоровый процесс эволюции, точно такой же, как в любой другой области.

Задача маркетинговых коммуникаций – достичь пользователя. Сейчас мы можем сделать это с помощью огромного спектра инструментов онлайн и офлайн. А бурно развивающиеся технологии в области больших данных позволяют выстраивать цепочку контактов все более эффективно и настигать пользователя там, где он на сообщение точно отреагирует. Поэтому грамотно выстроенная интегрированная кампания находит пользователя в любом случае.

Олеся Тибирькова, ITECH.group

Да, такая проблема есть, и судя по всему, адаптироваться придется и рекламодателям, и самим площадкам – менять рекламные форматы, технологии, требования к контенту.

Лев Пак, JAMI

Не думаю, что надо переламывать ситуацию: рынок (если он не коррумпирован и не монополизирован) – «не дурак» и будет развиваться так, как надо людям. В конечном счете лучшие решения победят.

Анастасия Лакомова, MEC, GroupM

По данным исследования, проведенного совместно с TNS, в России эдблок установлен примерно у 9,6% пользователей, но доля конкретного сайта может ощутимо отличаться. 74% россиян раздражают закрывающие контент баннеры и реклама со звуком, 16% недовольны стандартными форматами. Сокращение доходов площадок продолжает расти в связи с доминирующим количеством таких форматов. Нативные форматы решают эту проблему эффективнее, чем прямая блокировка контента, за которым пользователи, установившие эдблок, приходят на сайт.

Евгений Доронин, MediaSniper

С рыночными понятно: паблишеры могут объединиться, запрещая доступ к контенту пользователям блокировщиков, что позволит повысить ценность оставшегося инвентаря и снизит издержки доставки контента.

Технически programmatic-экосистема дает возможности повышения доходности площадок, например, header bidding (пред-аукцион, максимизирующий доходность каждого показа). Кроме того, в октябре доля заходов на сайты с мобильных устройств превысила десктопы, а эдблокинг в мобильных платформах не так развит.

Екатерина Гринчишина, Media Stars

Сейчас programmatic все чаще используется исключительно для работы с узкими сегментами, что является не совсем корректным подходом. При таком сужении аудитории практически невозможно добиться высоких конверсий и желаемых KPI. Скорее всего, programmatic начнут использовать в первую очередь для широкого охвата аудитории и глубокого сегментирования для создания персонифицированных сообщений для каждого сегмента.

Что касается блокировщиков рекламы, то тут показателен случай с AdBlock Plus, который в итоге запустил собственную рекламную платформу. Думаю, тенденция сохранится — блокировщики будут собирать данные о своих пользователях, после чего начнут либо монетизировать их сами, либо продавать эти данные рекламным сетям, которые смогут взаимодействовать с этой аудиторией с помощью тех же нативных форматов.

Екатерина Беспалова, Media-Storm

Реклама в ее изначальном понимании перестает быть интересной потребителю. Снижается отклик, брендам нужно вовлечение, поэтому они все более ответственно относятся к исходящему от них контенту. Формируется новая философия: «Развлекая – продвигай!». Настоящая тенденция — это создание и распространение контента, активное проникновение digital в офлайн, интернет становится фабрикой контента для ТВ. Также бренды все активнее начинают сотрудничать друг с другом: общие приложения – интеграция для создания платформ и т.п.

Антон Бещеков, NATIVEROLL.TV

Вдумчивый подход к монетизации собственного инвентаря, консолидация усилий с партнерами в продажах, увеличение экспертизы и профессиональная работа с собственной аудиторией позволят паблишерам сохранить и увеличить доходы от рекламы.

Алексей Герцик, Nectarin

Вижу совсем другой тренд, доходы площадок и селлеров увеличиваются год за годом, весь рынок растет. Эдблокерами по разным данным в мире пользуется от 200 до 300 млн человек, это в два раза больше (по нижней границе), чем численность всех пользователей в РФ, и эта цифра растет год от года. Но пользоваться эдблокером — не значит не контактировать с рекламой. Некоторые сайты отказывают в доступе браузерам с эдблокерами, какие-то платформы блокируют такие программы – Facebook яркий пример. Считаю, что эти игры в «кошки-мышки» между эдблокерами и рекламными платформами могут продолжаться очень долго. Появление новых вирусов, вскрывающих Windows и прогресс антивирусов, бесконечная мутация реальных вирусов и выброс на рынок новых препаратов – все это похожие истории. Полагаю, что какой-то революции здесь еще очень долго не произойдет, если, конечно, у нас не выпустят какой-нибудь законопроект, жестоко регламентирующий этот вопрос.

Александр Коротеев, PICONSULT

Нативная реклама – это хорошо. Ломать тенденцию ее развития никто не будет, передовые маркетологи и креативщики сражаются за естественность и ненавязчивость, стараясь, чтобы пользователи говорили не о рекламе продукта, а все-таки о самом продукте. Времена «кокаинового креатива» потихоньку уходят в прошлое, оставляя нам среди высокохудожественного хлама дюжину рецептов успешного натива и партизанского маркетинга.

Но это не значит, что другие форматы просто умрут. Популярность мессенджеров высока как никогда, по сути, они – последний предел монетизации в социальных медиа. Прямой контакт, умные боты, тематические каналы – и все это прямо под рукой, почти в каждом смартфоне. И никакого AdBlock. Непаханое поле перспектив.

Андрей Шатров, PMA Network

Было бы неправильно утверждать, что интерес к нативной рекламе возник исключительно благодаря распространению эдблокеров. Нативная реклама объективно эффективнее и несет больше пользы для пользователя, чем привычные инструменты. Основным трендом будущего года будут данные о пользователях. На первое место выйдут поставщики и платформы, которые позволят максимально быстро собрать аудитории, показать им наиболее подходящее рекламное сообщение. Ну и, конечно же, видео. Programmatic видео  — самый быстрорастущий рекламный сегмент. Если с технологической частью все более или менее понятно, то площадок, которые готовы предложить качественный контент c in-stream-рекламой исчезающе мало. А спрос при этом остается стабильно высоким. Тем площадкам, которые лишились части дохода, я бы порекомендовал обратить внимание на данную возможность.

Александра Стрелкова, Онлайн-кинотеатр ivi

Мы полагаем, что необходимо немного времени для установления правильных отношений между паблишерами и пользователями, использующими блокировщики рекламы. Медиа не создают контент из воздуха и не могут раздавать его бесплатно, поэтому ситуация будет меняться.

Programmatic, на наш взгляд, продолжает оставаться модным трендом рекламной индустрии, но в нашей стране вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Рынку очень не хватает стандартизации и качественных независимых поставщиков данных об аудитории. Поэтому у programmatic впереди еще много вопросов, на которые предстоит дать ответы.

Олег Николаев, Between Exhcange

На самом деле роль эдблокеров в падении доходов площадок переоценена. От них в первую очередь пострадали те, кто не смог или не захотел быть гибкими и приспособиться к новым реалиям. Да и площадки, которые делают действительно качественный контент, не пропадут. Что касается роста programmatic и нативной рекламы, эти тенденции нет смысла переламывать. Это естественный ход событий.

Артем Пуликов, MaximaTelecom

Нативные форматы не решают проблему эдблоков. Они, например, не регулируют частоту показа и т.д. Эдблок можно убить только антиэдблоком, чем мы и занимаемся. Планируем распространять наше решение и на другие интернет-площадки.

Марат Сабиров, Лидер Медиа

С такими темпами скоро площадки перестанут пускать к себе пользователей с эдблокерами. Нужно понимать, что качественный релевантный контент стоит денег. Хочешь бесплатный контент? Добро пожаловать, но выключай эдблокер!

Меркулов Сергей, Daily Profit / Murphys

До 35% пользователей компьютеров используют блокировщики в России, но при этом только 4,5% юзеров мобильных устройств. В 3 квартале Facebook отрапортовал о 84% активной аудитории, которая заходит в соцсеть именно с мобильных устройств. Так что для площадки, оптимизированной под тренды поведения пользователей, это незаметная потеря. Programmatic так и вовсе технология, которая позволяет зарабатывать площадке больше – в аукционной системе за качественный трафик рекламодатели готовы платить больше. А тренд на платные подписки без показа рекламы может решить ситуацию.

  1. Что, на ваш взгляд, стало главным событием 2016 года, максимально повлиявшим на работу как вашей компании, так и ваших клиентов?
  2. Справедливо ли утверждать, что в 2016 году чрезвычайно много говорили о нативной рекламе? Был ли реальный спрос на этот формат? Когда интерес к нему пойдет на спад?
  3. Какое событие станет или может стать главной новостью 2017 года?
  4. Какие события за пределами России способны, на ваш взгляд, кардинально изменить весь ландшафт отечественного рынка digital-рекламы?
  5. Две сильные тенденции на рынке — рост объемов programmatic и увеличение популярности блокировщиков рекламы — объективно привели к снижению доходов многих площадок и повышенному интересу к нативной рекламе. Какие новые тенденции, рыночные или технологические, могут переломить эту ситуацию?
  6. Как, по-вашему, будут эволюционировать мобильные рекламные форматы? Какие будут наиболее эффективны?

На вопросы отвечали

–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.