25 Августа 2022 | 17:42

Роскомнадзор ответил на новые вопросы бизнеса об учете интернет-рекламы

Нужно ли маркировать рекламу у блогеров, нативные интеграции и SEO-статьи, как подавать данные филиалам иностранных компаний и какова роль рекламных агентств в разрезе новых правил — публикуем вторую волну ответов РКН на вопросы рынка, собранную Ассоциацией развития интерактивной рекламы (АРИР)

image

41. Как рекламодатели, так и РА, рекламораспространители   могут быть филиалами иностранных организаций, зарегистрированными на территории РФ. Если при подаче сведений в ОРД будет поле «ОГРН» (как для регистрации для входа, так и непосредственно внутри при подаче сведений иным лицом за такой субъект) с определенным количеством знаков для введения, то такие субъекты не смогут подать данные, т.к. они не имеют ОГРН и система их не пустит дальше для заполнения иной информации. Будет ли решен этот вопрос?

РКН: В соответствии с распоряжением правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационнотелекоммуникационной сети “Интернет” рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором» иностран ные юридические лица могут предоставить регистрационный номер либо его аналог.

1.1. Вопрос 41 подразумевает, будет ли поле «ОГРН» обязательным для работы с системой.

РКН: Система хранит атрибут «ОГРН» только для российских юрлиц. П.п. 4–5 Постановления правительства РФ от 28 мая 2022 года № 974:

4. Доступ оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем к информационной системе и информационное взаимодействие оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем с уполномоченным органом, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящих правил, осуществляются посредством личного кабинета, являющегося неотъемлемой частью информационной системы (далее — личный кабинет). Вход в личный кабинет осуществляется посредством обращения к информационной системе, размещенной на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет».

5. Доступ к личному кабинету осуществляется с использованием подтвержденной учетной записи оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Если поле «ОГРН» (или его формат, например, количество знаков) будет обязательным для доступа, филиалы иностранных организаций не смогут получить доступ и исполнять обязанности изза отсутствия регистрации в ЕСИА не по своей вине. Как в таком случае исполнять возложенные обязанности по передаче данных о размещаемой рекламе?

РКН: Регистрация в ЕСИА нужна только для доступа к личным кабинетам в ЕРИР. Для передачи данных в ОРД регистрация в ЕСИА не нужна.

42. В силу фактических обстоятельств, что также подтверждается и судебной практикой, рекламные агентства не являются и не причисляются ни к рекламодателям, ни к рекламораспространителям, так как не соответствуют определениям терминов, приведенных в ФЗ «О рекламе», и являются обособленными субъектами рекламного рынка. В НПА рекламные агентства прямо не поименованы. С одной стороны, можно РА квалифицировать как рекламодателей, которые должны подавать сведения, ведь в размещаемой/передаваемой далее рекламораспространителю рекламным агентством креативе рекламируются не собственные товары РА, РА не обладает исключительным правом на объекты рекламирования, а с другой стороны, РА можно отнести к лицам, которые организуют размещение путем заключения сделок с третьими лицами. К какому субъекту РКН относит рекламные агентства в части учета рекламы в интернете?

РКН: В зависимости от особенностей деятельности РА могут быть квалифицированы в качестве РД или РР.

42.1. Если РА — это исключительно посредник между РД и РР, правильно ли мы понимаем, что у РА отсутствует обязанность по выполнению требований законодательства по подаче сведений о размещаемой рекламе?

РКН: Подавать сведения в ЕРИР должны все участники цепочки распространения рекламы. В зависимости от характера деятельности РА могут быть квалифицированы и в качестве РД, и в качестве РР, а в связи с этим они и становятся «подучетными» субъектами в системе по учету интернет-рекламы. Все зависит от того, какие именно действия в дан ном случае понимаются под «посредническими» (иными словами, нужно смотреть на то, как конкретизирован предмет посреднического договора и какие действия РА в действительности осуществляет на практике).

43. Как быть, если в составе акта содержится также информация о другом рекламодателе (технические особенности оформления документов у некоторых рекламораспространителей), при этом указана общая стоимость за все размещения и нет и не будет разбивки? Какую информацию о цене тогда предоставлять, ведь она будет больше, поскольку включает в себя стоимость услуг, оказанных для РА, но в итоге также и для другого рекламодателя?

РКН: Разделять акты на каждого рекламодателя.

44. Акты не являются обязательными документами и не со всеми контрагентами подписываются. Как быть в этом случае, что предоставлять?

РКН: Распоряжение правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором»: сведения об исполнении договора (дата и номер акта (актов) сдачи-приемки оказанных услуг или иного документа, подтверждающего оказание услуг по договору  (договорам), его содержание), в том числе о стоимости и количественном объеме оказанных услуг, стоимости одной единицы оказания услуг (показа рекламы, факта доступа, действия потребителя рекламы, определенного рекламодателем), сроке их оказания, типе рекламной кампании в сети «Интернет», характеристиках охваченной рекламой аудитории с учетом пола, возраста, территории проживания (нахождения), иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии такой информации).

45. Ч. 5 ст. 18.1. ФЗ РФ «О рекламе»: лица, указанные в части 3 настоящей статьи, вправе предоставить информацию о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, самостоятельно. Каким образом, на каком  сайте, что нужно для регистрации?

РКН: См. постановление правительства РФ от 28.05.2022 № 974 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных и лицами, указанными в части 3 статьи 18.1 федерального закона “О рекламе”, включая порядок, сроки и формат предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” рекламе».

46. Филиалы иностранных организаций не могут зарегистрироваться в ЕСИА, потому что они имеют НЗА, а не ОГРН, т.е. это просто невозможно технически. Как быть и что делать в этом случае?

РКН: В соответствии с распоряжением правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором» иностранные юридические лица могут предоставить регистрационный номер либо его аналог.

46.1. В вопросе идет речь не о предоставлении данных о рекламодателе, рекламораспространителе и замене ОГРН на НЗА при предоставлении сведений (распоряжение правительства РФ от 30 мая 2022 года № 1362-р), а о том, что иностранные субъекты не могут зарегистрироваться ЕРИР и получить доступ к личному кабинету, потому что это невозможно технически. Что делать и как подавать данные о размещенной рекламе в таком случае?

РКН: Регистрация в ЕСИА нужна только для доступа к личным кабинетам в ЕРИР. Для передачи данных в ОРД регистрация в ЕСИА не нужна. Законом прямая подача в ЕРИР в настоящее время исключена.

47. П. 11 правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 28 мая 2022 № 974: «взаимодействие, предусмотренное настоящими правилами, осуществляется исключительно в электронном формате с использованием автоматически формируемых в личном кабинете форм документов. Взаимодействие информационной системы и используемой оператором рекламных данных программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для установления факта распространения в сети "Интернет" рекламы, предусматривает обмен информацией в электронном виде в автоматическом режиме по защищенным каналам связи, исключающим доступ к информации третьих лиц, с использованием технологии шифрования». Если не ввести ОГРН (его нет у филиалов иностранных организаций), то система скорее всего дальше не пустит заполнять другие поля. Как быть в этом случае?

РКН: Закон 347 в редакции закона 326 допускает передачу информации в ЕРИР только через ОРД. Для любых подаваемых данных необходимы ID, присваиваемые в ОРД.

47.1. В вопросе имеется в виду, что все госуслуги, взаимодействие в электронном формате завязаны на ЕСИА и регистрацией в ней. Филиал иностранной компании не может быть зарегистрирован в ЕСИА, поскольку в поле «ОГРН» невозможно ввести НЗА вместо ОГРН. До вступления в силу новых положений законодательства остается не так много времени, но при этом у нас нет понимания, как взаимодействовать филиалам иностранных компаний в условиях отсутствия такой возможности в электронном формате. Иной формат подачи данных, исходя из полученных ответов, не реализован (хотя альтернативная возможность в законодательстве и предусмотрена).

РКН: Регистрация в ЕСИА нужна только для доступа к личным кабинетам в ЕРИР. Для передачи данных в ОРД регистрация в ЕСИА не нужна.

48. Как вы трактуете обязанность сообщать о рекламе только в отношении рекламодателей, которые не обладают исключительными правами на товарный знак?

РКН: Вопрос содержит в себе неправильную отсылку. РД, которые не обладают правами на ТЗ, обязаны отчитываться самостоятельно и не вправе делегировать соответствующую обязанность на РС / РР. Иные РД тоже обязаны отчитываться, если не делегировали по договору свою обязанность.

48.1. К лицам, обязанным предоставлять информацию о размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, относятся рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, отвечающие следующим критериям: рекламодатели, являющиеся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, за исключением рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о распространенной в сети «Интернет» рекламе которых в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) лицами, уполномоченными рекламодателями.

То есть получается два вида рекламодателей:

  • производители товаров/услуг, обладающие исключительным правом на свой ТЗ и свои товары,
  • все остальные рекламодатели.

РКН: В приведенной вами цитате приведены союзы и/или, то есть необязательно и быть производителем, и обладать исключительным правом (плюс на товары исключительным правом обладать нельзя).

Могли бы вы пояснить, с какой целью сделано разделение рекламодателей на две группы? Ведь и первые, и вторые могут делегировать подачу сведений о себе третьему лицу по договору?

РКН: Вторая группа из приведенных вами не может делегировать подачу своих рекламных данных РР/ОРС, потому что «все остальные рекламодатели» не соответствуют тем критериям/ исключениям, упомянутым в приведенной вами цитате. Разделение сделано для того, чтобы снять обязанность по предоставлению рекламных данных с «реальных рекламодателей», а также чтобы в качестве рекламодателей могли быть квалифицированы не охваченные НПА рекламные агентства.

49. При передаче данных об объеме услуг, стоимости единицы и общей сумме оказанных услуг из актов, речь идет о всех услугах из акта или только о тех, которые касаются размещения интернетрекламы? Если актом закрываются и интернет, и ТВ, то какую сумму указывать — только за интернет или всю сумму по акту?

РКН: Только о тех, которые касаются размещения интернет-рекламы. 

49.1. Что делать, если эту стоимость невозможно выделить? Например, у рекламораспространителя сумма за создание и размещение креатива не делится и является единой услугой.

РКН: Из акта должна быть видна стоимость размещения, ее придется выделить или обозначить. В противном случае в информации об акте такая услуга будет представлена единым пунктом разаллокации (детализации) по атрибутам изначального договора в привязке к изначальному договору РД, и будет считаться суммой за размещение.

50. Что законодатель вкладывает в понятие «перекрестный анализ» (п. 18 постановления правительства РФ от 28.05.2022 года № 974 «Об утверждении порядка взаимодействия…»)?

РКН: Соотнесение отчетов и счетов на предмет наличия одинаковых ИНН  и других учетных данных.

51. Очевидно, что закон распространяется на «Яндекс.Директ», Mail.ru и подобные классические рекламные системы. Но не очевидно, попадает ли под закон реклама у блогеров: размещение рекламных интеграций в YouTube, телеграм-каналах и т.д. Если да, какая для такой рекламы механика: как может появиться токен на посте блогера в Telegram?

РКН: Для mobile маркировка размещается в меню adChoice. Для рекламы в видео (mid-roll) маркировка в проработке. Отображение идентификатора креатива при публикации для сложных креативов и других информационных сред, отличных от веб, также в работе. Несмотря на то, что способ маркировки пока не определен, регистрировать в ЕРИР такую рекламу все равно необходимо.

52. Если рекламная система не передает данные в ОРД и не получает токен, может ли агентство и рекламодатель, которые с ней работают, соблюсти закон? Такая проблема может возникнуть с зарубежными рекламными системами, работающими на рынке (например, Telegram Ads, в будущем TikTok Ads).

РКН: При работе с зарубежными ОРС мы ожидаем, что регистрирует креатив ОРС, регистрирует договор агентство-ОРС также ОРС, как исполнитель. Агентство зарегистрировало свой договор с РД и отчиталось по актам — закон соблюден.

Достаточно ли будет передать данные о расходах, чтобы в рамках своих обязанностей выполнить требования законодательства и не иметь вопросов от налоговой и других госорганов?

РКН: Агентству достаточно передать в ЕРИР информацию о своем договоре с РД и актах по этому договору.

В рамках ответа на вопрос № 1 из списка «Что из себя будет представлять идентификатор рекламы» дан такой комментарий от РКН: «Зарегистрировать креатив может любой участник цепочки. НПА это не регламентируют. Удобнее всего это сделать ОРС или РР». Как именно кто-либо кроме ОРС может получить токен и обеспечить его размещение на объявлении? Не понятна механика, так как даже если агентство получит токен через ОРД несвязанное с данной РС, неясно, как агентство может повесить токен на объявление.

РКН: Получить идентификатор креатива может любой участник рынка, обратившись в ОРД и предоставив необходимые для регистрации данные. “Повесить” полученный идентификатор на креатив агентство может при прямом размещении, добавив идентификатор (erid=XXX) в кликовую ссылку рекламного объявления. Нужно понимать, что агентство или РР (площадка) в таком случае должны будут предоставить в ЕРИР статистику по показам этого креатива на этой площадке (разаллокацию по креативам в акте).

53. Существуют рекламные форматы, в которых нет настройки геотаргетинга — таргетинг настраивается по другим параметрам, например, по языку, и сама рекламная система не знает, в какой стране находится пользователь, который видит рекламу. Как в таком случае будет определяться, попадает ли размещение под закон о маркировке?

РКН: Покуда реклама «направлена на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ», сведения о такой рекламе должны передаваться в ЕРИР.

54. Согласно комментариям РКН маркировке подлежит каждый отдельный рекламный материал. Учитывая, что рекламная кампания в целом имеет общую концепцию, общее описание ключевого сообщения, тем не менее каждым из инфлюенсеров/блогеров, которые размещают рекламу у себя в аккаунтах, на основе этой общей концепции и ключевого сообщения создается уникальный рекламный материал (возьмем для примера видеопост для «ВКонтакте»: в видеоролике лицом/голосом фигурирует соответствующий блогер, комментарий к видеоролику соответствует общему  описанию ключевого сообщения, но каждым из блогеров излагается в индивидуальной манере, разными словами).

Правильно понимаем, что получить индивидуальный идентификатор должен планируемый к размещению видеопост каждого блогера?

РКН: Да.

Получить индивидуальный идентификатор должен непосредственно сам блогер, или это может взять на себя рекламное агентство?

РКН: Зарегистрировать креатив может любой участник цепочки размещения рекламы.

55. Учитывая, что конечным рекламораспространителем является блогер, в аккаунте которого размещается соответствующий материал, он также является лицом, обязанным отчитаться о размещении рекламы.
Если речь идет о размещении рекламы у «мелких» блогеров (блогеров, имеющих незначительное количество подписчиков), то:

  • зачастую размещение рекламы для них не является основным видом деятельности, у них нет знаний, возможности, а также, учитывая небольшой доход от размещения такой рекламы (возможно даже разового размещения), стимула разобраться в этой сложной процедуре;
  • вопрос взаимодействия игроков рекламного рынка с ОРД до конца не регламентирован, но вполне возможно, сотрудничество это будет платным.

Большие игроки рынка (рекламодатели, рекламные агентства, рекламные площадки), которые имеют необходимый административный и денежный ресурс, могут соблюсти требования закона о маркировке рекламы и предоставлении в ОРД информации о ее размещении. Как быть «мелким» блогерам (рекламораспространителям)? Возможен ли вариант с тем, что информацию о размещении рекламы на ресурсах конктретных блогеров подаст в ОРД рекламное агентство, нанимающее данных блогеров?

РКН: Агентство может технологически помочь блогерам передать необходимую информацию в ЕРИР, однако ответственность за подачу своих данных при этом лежит на блогере.

56. Распоряжением правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р определен состав информации о распространенной в интернете рекламе, подлежащей учету. В части информации о рекламе предоставляется информация «о форме распространения рекламы в сети «Интернет», включающей все типы баннеров, текстовый или текстово-графический блок, все типы видеороликов, аудиозаписи, аудиои (или) видеотрансляции в прямом эфире» (пп. “е” п. 5 распоряжения). Следует ли из этого, что учету подлежит реклама, размещаемая только в этих формах? Подлежит ли учету реклама, размещаемая в иных, не предусмотренных пп.” е” п. 5 распоряжения?

Если речь идет, например, о таком виде рекламного материала, как «видеопост» (видеоролик + текстовый комментарий), то:

  • подлежит ли учету такая форма распространения рекламы? К какой из перечисленных в Распоряжении форм относится видеопост: видеоролик или текстовый блок?
  • нужно получать один идентификационный номер на видеопост, или отдельно на видеролик, отдельно на текстовый комментарий?

РКН: Перечень форм распространения рекламы в сети «Интернет» не является исчерпывающим, а приведенные формы (баннеры, видеоролики, так далее) являются лишь примерами форм распространения. Соответственно учету подлежит реклама, размещаемая во всех и любых формах распространения, в том числе и в форме видеопоста, идентификационный номер на который получается в целом, а не отдельно на видеоролик и на текстовый комментарий.

57. Из пп. “ж” п. 5 Распоряжения: «срок размещения рекламы в сети «Интернет» или дата начала рекламной кампании в случае размещения рекламы в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи» можно сделать вывод, что учету также подлежит реклама в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи, размещенная в составе авторских произведений. Исходя из этого, является ли такой вид рекламы, как рекламная интеграция (но не рекламная интеграция в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи, а в формате продактплейсмента (когда товар/объект рекламы присутствует в кадре в качестве реквизита, заднего фона на фото/в видеоролике) или голосового/словесного упоминания по ходу авторского произведения) в различные типы авторских произведений объектом учета?

РКН: Да.

58. Учитывая вопросы 56 и 57, сохраняются ли форматы рекламы, которые не будут регулироваться законом?

РКН: Как уже было сказано, перечень форм и форматов распространения рекламы не является исчерпывающим, в связи с чем реклама в любых формах и форматах подлежит учету. В соответствии с пп. “а” п. 1 Состава, утвержденного распоряжением правительства РФ от 30 мая 2022 года № 1362-р в состав информации о распространенной   в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке РКН, не включается информация о рекламе о собственных товарах рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, распространяемой указанными рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем и (или) лицами, входящими в одну группу лиц с такими рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, посредством ее направления на адреса электронной почты, а также в виде электронных сообщений, направляемых с использованием сети «Интернет» группам пользователей.

59. Как планируется обеспечение синхронизации (тождественности) информации, предоставляемой в ОРД всеми участниками размещения рекламных материалов в сети интернет?

РКН: Система учитывает всю поступившую информацию от всех участников рынка. При наличии нескольких версий одного объекта актуальной считается самая свежая.

60. В подавляющем большинстве случаев рекламное агентство не может быть квалифицировано как рекламодатель или рекламораспространитель по закону «О рекламе». Как будет урегулирована функция таких рекламных агентств в смысле требований об учете и маркировке? Почему РКН считает, что такие РА обязаны самостоятельно подавать информацию в РКН, если такая обязанность для РА не предусмотрена законом?

РКН: В зависимости от характера деятельности РА могут быть квалифицированы и в качестве РД, и в качестве РР, а в связи с этим они и становятся «подучетными» субъектами в системе по учету интернет-рекламы. Все зависит от того, какие именно действия в данном случае понимаются под «посредническими» (иными словами, нужно смотреть на то, как конкретизирован предмет посреднического договора и какие действия РА в действительности осуществляет на практике).

61. Данные актов по цепочке, в которых не участвует рекламодатель, являются коммерческой тайной сторон этих актов. Правильно ли мы понимаем, что лица, не являющиеся сторонами актов (в том числе рекламодатель) не получат доступ к этим данным в ЕРИР?

РКН: В соответствии с приказом РКН от 11.04.2022 № 63 лицо может получить данные только в части, непосредственно касающейся его прав и обязанностей. В соответствии с приказом РКН от 11.04.2022 № 63 рекламодатель вправе получить доступ к информации о “договоре (договорах), заключенном между рекламодателем, и (или) рекламораспространителем, и (или) оператором рекламной системы, и (или) их представителями и посредниками, в той части, которая касается рекламы рекламодателя, полученных им идентификаторов рекламы и отражает информацию о договорах, заключенных непосредственно с рекламодателем, и (или) рекламораспространителем (при участии в распространении рекламы), и (или) оператором рекламной системы (при участии в распространении рекламы)” (пп. “и” п. 1 состава). При этом в соответствии с названным приказом «рекламодателю запрашиваемая информация предоставляется по всем или по отдельным договорам, заключенным непосредственно с рекламодателем, по всем и по отдельному идентификатору рекламы такого рекламодателя» (п. 7 порядка).

62. Как подавать данные о собственной рекламе, если она размещается, например, на собственном сайте РД? То есть РД=РР, нет договоров, актов и стоимости.

РКН: По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем, в исключительных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой. Указанная позиция ранее также направлялась в адрес территориальных органов ФАС России письмом ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15.

Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, «закрепленный» в определенном месте на сайте, который «остается» на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес (письмо ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 “О разъяснении по вопросу рекламы в информационнотелекоммуникационной сети “Интернет»”).

63. Если e-mail-рассылки о собственных товарах рекламодателея осуществляет по поручению рекламодателя третье лицо, распространяются ли требования об учете и маркировке на такие рассылки?

РКН: Если это третье лицо входит в одну группу лиц с таким рекламодателем, то требования об учете не распространяются (пп. “а” п. 1 Состава информации, утвержденного распоряжением правительства РФ от 30 мая 2022 года № 1362-р). В ином случае — распространяются. Требования о маркировке установлены безотносительно к субъекту распространения рекламы, т.e. реклама всегда должна быть маркирована.

64. Будет ли системой ЕРИР обрабатываться кейс с оплатой за одно и то же размещение с двух договоров конечных рекламодателей? Этот кейс возможен, например, при продвижении совместной    рекламной акции Philips и Ozon. В этом кейсе нет возможности разбить креативы по конечным рекламодателям, так как по факту оба рекламодателя участвуют в размещении каждого креатива. Однако  в этом случае можно отправить информацию о креативах дважды: для каждого id креатива часть трат будет отнесена на Ozon, а часть на Philips. Правильно ли мы понимаем, что указанное выше решение укладывается в логику работы ЕРИР и соответствует ожиданиям регулятора?

РКН: Обработка данных по рекламным размещениям по схеме кобрендинга в системе предусмотрена. В таком случае креатив регистрируется на одного из РД, но разаллокация по креативам (статистика) по этому креативу дается дважды — в разбивке по изначальным договорам обоих РД.

65. Сейчас фигурируют кандидаты в ОРД — будет ли как-то законодательно разрешено взаимодействовать с ними с учетом того, что они не ОРД? Нет ли риска, что в случае, если мы начинаем взаимодействие с текущими кандидатами в ОРД, потом они не станут ОРД и к участникам будут претензии? Что произойдет с информацией, если она была передана в ЕРИР через кандидата, который не смог получить статус ОРД? Надо ли будет заново вносить данные в ЕРИР переданные через такой КОРД?

РКН: Роскомнадзор ведет плотную работу с кандидатами для того, чтобы подготовить их к началу работ. Риск неполучения статуса есть, но минимальный. Переданные данные останутся в ЕРИР. До 01.09. подача данных является добровольной. Все риски по конфиденциальности должны быть урегулированы между кандидатом в ОРД и его клиентом. Подача данных в переходный период в части конфиденциальности так же, как выше.

66. Вопрос по формулировкам «маркер (идентификатор) рекламы». По закону есть идентификатор (от ОРД), а есть маркировка (это добавление строки «реклама. ООО Вася Пупкин/ссылка на сайт Васи Пупкина»). Предлагаем не смешивать эти понятия, чтобы не было путаницы у рынка. Еще вопрос — есть ли технические требования по тому, как должна выглядеть маркировка (текстовое упоминание о рекламе) — какой процент должна занимать?

Будут ли инструкции, как маркировать следующие случаи:

  • креатив не позволяет в него добавить эту маркировку (например, аудиострим)?
  • формат рекламы мал, и маркировка «реклама» будет занимать больше места, чем размер самого креатива, либо шрифт будет нечитаемый (например, различные мобильные баннеры, в частности, AdButton)?

РКН: Понятия действительно не стоит смешивать. Принимается. По маркировке «реклама» необходимо переадресовать вопрос в ФАС. Требования к такой маркировке сформированы этим госорганом.

67. В текущем документе сейчас указано, что ОРД хранят образцы рекламных материалов (креативов) в течение одного года, в текстах НПА есть информация о том, что креативы хранятся три года, а сведения о рекламе — пять лет. В итоге какой срок и у креативов, и сведений?

РКН: В соответствии с текущими редакциями НПА информация о рекламе хранится РКН не менее пяти лет со дня ее получения (ч. 13 ст. 18.1 ФЗ «О рекламе»), ОРД — в течение года (пп “г” п. 6 требований к программам для ЭВМ, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 11.04.2022 № 64).

68. Площадки (РР), работающие с КОРД напрямую не через ОРС, должны будут внести изменения в код сайтов для проставления маркировки. Есть ли инструкции о том в каком виде и какие изменения будет необходимо внести в код? Будут ли требования отличаться в зависимости от форматов?

РКН: В соответствии с разрабатываемым проектом НПА рекламное объявление при публикации должно быть снабжено идентификатором (erid=XXX) в кликовой ссылке рекламного объявления, а также опциональной возможностью скопировать эту ссылку в меню adChoice.

69. Рекламодателям доступны в личных кабинетах ЕРИР (с авторизацией через «Госуслуги») данные по их зарегистрированным    договорам и креативам. Ссылка на ЕРИР будет размещена на странице «Учет рекламы в сети «Интернет» официального сайта РКН. Будет ли дан доступ рекламным агентствам, рекламораспространителям и ОРС в ЕРИР с авторизацией через «Госуслуги»? Какую конкретно информацию смогут получать с доступом в ЕРИР через «Госуслуги» все участники — РД, РР, ОРС?

РКН: Советуем ознакомиться с приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 63 «Об определении состава информации о распространенной в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, имеющейся у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, а также порядка предоставления такой информации». Доступ к данным будут предоставлен всем РД, РР, ОРС, кто сам сдавал данные в систему или чьи контрагенты/субподрядчики сдавали.

70. Будут ли инструкции по формам рекламы (форматам), как каждый из форматов правильно регистрировать, где должен стоять идентификатор и проч.? Очень интересует, как правильно регистрировать такие креативы, которые еще не существуют заранее (например, аудио-, видеострим), а также куда будет встраиваться идентификатор?

РКН: Вероятно, речь идет о нативной рекламе. Идентификатор может быть получен и после окончания трансляции («В отношении рекламы, размещаемой в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи, идентификатор может присваиваться после ее размещения»), соответственно и регистрация креатива с его загрузкой может осуществляться после окончания трансляции. Отображение идентификатора креатива при публикации для сложных креативов и других информационных сред, отличных от веб, в работе.

71. Если клиент зарегистрировал креатив, и планирует его без изменения размещать больше года, будет ли идентификатор такого креатива удаляться и его нужно будет снова регистрировать?

РКН: При истечении срока хранения данных креатив нужно будет зарегистрировать заново.

72. В приказе РКН от 11.04.2022 № 63 есть следующие формулировки: ОРД вправе запросить информацию, которую он ранее не предоставлял, если он действует по поручению рекламодателя/РР/ ОРС и обладает подтверждением полномочий указанных лиц на получение запрашиваемой информации. В каких случаях ОРД может запросить по поручению РД информацию, переданную другим ОРД? И, если такое возможно, то с какой целью?

РКН: С целью облегчить процесс получения данных РД/ РР/ОРС посредством взаимодействия через ОРД.

73. Исходя из закона о рекламе и пояснений ФАС, сайт клиента может содержать рекламу. На сайте клиента есть ролики/баннеры с имиджевой рекламой, в которой показан один из продуктов линейки. Необходимо ли рекламу внутри сайта товаров и услуг рекламодателя регистрировать, как и рекламу в сторонних системах? Или такая обязанность возникает только в случае, если размещение происходит за деньги?

РКН: По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем, в исключительных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой. Указанная позиция ранее также направлялась в адрес территориальных органов ФАС России письмом ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15.

Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, «закрепленный» в определенном месте на сайте, который «остается» на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес (письмо ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 “О разъяснении по вопросу рекламы в информационнотелекоммуникационной сети “Интернет»”).

74. Верно ли утверждение, что рекламодатель будет видеть в ЕРИР цепочку согласно форме его договора — если договор агентский, то цепочка заканчивается на третьих лицах, если подрядный, то до подрядчика?

РКН: В соответствии с приказом РКН от 11.04.2022 № 63 рекламодатель, в объеме непосредственно касающемся прав и обязанностей такого рекламодателя, вправе получить доступ к информации о «договоре (договорах), заключенном между рекламодателем, и (или) рекламораспространителем, и (или) оператором рекламной системы, и (или) их представителями и посредниками, в той части, которая касается рекламы рекламодателя, полученных им идентификаторов рекламы и отражает информацию о договорах, заключенных непосредственно с рекламодателем, и (или) рекламораспространителем (при участии в распространении рекламы), и (или) оператором рекламной системы (при участии в распространении рекламы)» (пп. “и” п. 1 состава). При этом в соответствии с названным приказом «рекламодателю запрашиваемая информация предоставляется по всем или по отдельным договорам, заключенным непосредственно с рекламодателем, по всем и по отдельному идентификатору рекламы такого рекламодателя».(п. 7 порядка).

75. Может ли РД в случае малого бизнеса (и не только) без участия РА сам внести данные в КОРД?

РКН: Может.

76. Нужно ли будет размечать ссылки, которые ведут на сайт клиента со сторонних ресурсов?

РКН: Если они подпадают под действие закона «О рекламе», то нужно.

77. Нужно ли будет размечать ссылки, которые ведут с сайта клиента на сторонние ресурсы и ритейлеры (например, маркетплейсы, на которых продается продукция клиента)?

РКН: Если такие ссылки являются рекламными и рекламируют сторонние ресурсы, то нужно.

78. Нужно ли будет размечать ссылки, которые ведут с сайта клиента на другие бренды этого клиента (внутри одной компании)?

РКН: По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем, в исключительных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой. Указанная позиция ранее также направлялась в адрес территориальных органов ФАС России письмом ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15.

Так, по мнению специалистов ФАС России, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, «закрепленный» в определенном месте на сайте, который «остается» на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определенный объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес (письмо ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационнотелекоммуникационной сети “Интернет”»).

79. Есть ли единый, общий и однозначно интерпретируемый критерий того, что данные о рекламной активности должны передаваться в ЕРИР (факт платного размещения, какая-то формулировка в договоре или др.)?

РКН: В ЕРИР должны передаваться все данные по креативам подпадающим под действие закона “О рекламе”, в котором описаны критерии. В частности, реклама, «направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ».

80. Кейс: кто передает данные в ЕРИР, если мы работаем через субподрядчика по схеме: клиент заказывает РК у нас, а мы заказываем ее у субподрядчика, при этом клиент не знает о субподрядчике, не знает сколько мы ему платим, а договор между нами и клиентом и между нами и субподрядчиком не обязательно зеркальный.

РКН: Клиент, если он является рекламодателем, и вы и(или) субподрядчик, в том случае, если можете быть квалифицированы в качестве поставщика рекламных данных по смыслу системы учета интернет-рекламы. Если вы и(или) ваш субподрядчик не будете определять содержание рекламы, не будете заниматься организацией размещения рекламы, не будете соответствовать иным критериям, приведенным в НПА, то вам не нужно будет отчитываться в ЕРИР.

81. Могут ли создаться условия, при которых данные за органический трафик нужно передавать? Например, если мы в отчетах указываем трафик из поиска как трафик из рекламного канала или он присутствует в стратегии наравне с платным трафиком, о котором передается информация.

РКН: Органические результаты поиска не подпадают под действие закона о рекламе.

82. Попадают ли под новые требования следующие работы: создание продвигаемых текстов для сайта в рамках услуги SEO с целью занятия ими высоких позиций в поисковой выдаче; создание текстов для «Яндекс.Дзен», которые будут использоваться для платных рекламных кампаний; работы по размещению отзывов от лица как бы реальных пользователей на отзовиках, маркетплейсах, соцсетях, форумах? А также работы по созданию веток обсуждений на форумах и поддержанию активностей на них?

РКН: «Создание» рекламы и (или) материалов, которые впоследствии может быть будут использованы в рекламной деятельности, системой учета интернет-рекламы не регламентируется. Однако если вы определяете содержание рекламы, занимаетесь организацией размещения рекламы, соответствуете иным критериям, приведенным в НПА по отношению к поставщикам рекламных данных, то вы будете обязаны предоставлять рекламные данные.

83. Как происходит исполнение закона по маркировке в части CPA-платформ (Cost Per Action, с оплатой за результат), а именно: есть тысячи арбитражников, которые на собственные деньги закупают трафик (на площадках каких сами захотят или на ограниченном списке) и получают вознаграждение согласно установленному тарифу от CPA платформы за действие/лид (согласованное целевое действие: инсталл, покупка, регистрация и тд). Сколько они потратили и где купили трафик зачастую не важно. Платформа учитывает и включает в оплату только конечное действие. Важно лишь то, что за потраченные деньги арбитражник получил, допустим, 10  лидов и за 10 лидов ему заплатят. Для достижения этого результата в течении, допустим, дня/месяца он мог создать сотни рекламных кампаний, часть остановить и потом создать еще, тестируя гипотезы и на свое усмотрение меняя креативы и таргетинги. Как происходит маркировка рекламы в данном кейсе? Арбитражник сам это маркирует, это обязанность CPA-платформы, рекламодателя или рекламного агентства?

РКН: В нашем понимании все арбитражники в указанном сценарии должны регистрировать креативы с указанием атрибутов изначального договора между РД и CPA платформой.

84. Как происходит регистрация креативов в динамической рекламе? Динамическую рекламу/креатив нельзя промаркировать до показа, так как она «собирается» из разных вариаций контента в момент показа, ориентируясь на данные: какой товар пользователь ранее смотрел, кто этот пользователь из какого города и в какое время зашел на сайт. Нужно маркировать каждый компонент? Но их может быть и миллион, и даже если да, то на каждый компонент присваивается уникальная метка, но в момент «сборки» креатива он собирается, допустим, из 100 вариаций, у каждой из этих вариаций есть уникальная маркировка, 100 маркировок, из этих 100 получается один креатив, какая маркировка в таком случае присваивается? (Напомню, присвоить маркировку к конечному креативу заранее нельзя). Предлагаем динамическое рекламе уделить дополнительное внимание и изучить техническую часть.

РКН: На данный момент идентификатором должен быть снабжен каждый компонент (каждая уникальная целевая ссылка) динамического креатива. Способы маркировки сложных форм креативов находятся в работе  и будут оптимизированы в дальнейшем.

85. Может ли быть в цепочке стороннее агентство/технология, которые не занимаются рекламными услугами для рекламодателя, но берут на себя обязательства передавать данные в ОРД и как это звено будет выглядеть в цепочке?

РКН: Нет. Данные в ОРД передают непосредственно РД, РР, ОРС.

86. Если цепочка выглядит так: «рекламодатель — рекламное агентство-1 (РА1) — рекламное агентство-2 (РА2) — рекламораспространитель», то РА2 должно сделать то же самое, что и РА1, и схема просто укрупнится и будет выглядеть так?

РКН: В этом случае добавится дополнительное звено в цепочке.

87. Если юрлицо № 1 (скажем, производитель бытовой химии) проводит совместную стимулирующую акцию с юрлицом № 2 (скажем, с сетью магазинов, в которой эта бытовая химия продается, например, «купи 3 по цене 2х»), а правила и описание этой акции размещаются на странице юрлица № 2 в социальной сети, то должна ли такая публикация маркироваться? Если да, то какую стоимость указывать, если у такого размещения стоимости нет в принципе, т.к. такая публикация входит в договоренность о совместной акции в магазинах?

РКН: Правила и описание акции маркировать не надо, так как это не является рекламой. Посты непосредственно со стимулирующей акцией нужно маркировать. Реклама может быть и безвозмездной, учету она все равно подлежит. Однако мы не готовы дать оценку налоговым последствиям такой практики

Прочитать первые разъяснения можно в материале «40 вопросов Роскомнадзору о новом законе учета интернет-рекламы»

Продакшен-бриф: как не потратить время и деньги впустую МИЦ «Известия». Как устроен крупнейший частный медиахолдинг страны
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.