29 Августа 2022 | 10:30

МИЦ «Известия». Как устроен крупнейший частный медиахолдинг страны

С момента создания МИЦ «Известия» прошло пять лет. За это время многое изменилось. Сегодня МИЦ — это огромная информационная фабрика по производству новостей для газет, телеканалов, интернет-порталов, которая работает как единый механизм, включающий в себя помимо редакций современный пресс-центр. Мы посетили «Известия» и узнали, как устроена работа компании изнутри

image

МИЦ «Известия» доставляет новости через все каналы коммуникации: от интернета до телевидения. Компания публикует контент в разных средах, форматах, использует гибридный подход к подаче информации. Современная «упаковка» новостей в сочетании с опытом старейшего издания страны — с чего же началось развитие огромного центра?

Назад в прошлое: от рождения до наших дней

Все началось с газеты «Известия», которая была основана 13 марта 1917 года. На ее создание в качестве органа Петроградского Совета Рабочих Депутатов ушла всего лишь одна ночь. Первый номер вышел в день Февральской революции (28 февраля по старому стилю) под названием «Известия Петроградского Совета Рабочих Депутатов». В советское время газета была ежедневным общественно-политическим и деловым источником информации. Она освещала события в России и за рубежом, вопросы бизнеса, экономики, культуры и спорта, обладала репутацией старейшего и авторитетного печатного СМИ.

На базе газеты и новостных служб телеканалов РЕН ТВ и «Пятого канала» в 2017 году и был создан современный МИЦ «Известия». Было решено полностью поменять технологическую концепцию и создать первый частный мультимедийный информационный центр, который объединит печатные СМИ, онлайн-ресурсы и телевидение, входящие в Национальную Медиа Группу. Запуск МИЦ «Известия» состоялся 2 июня 2017 года — в год столетия газеты «Известия». Об этом было объявлено в рамках Петербургского Экономического Форума, на котором присутствовал Владимир Путин. Ознакомившись с возможностями МИЦа, президент отметил, что «это точно полетит».

Сегодня МИЦ «Известия» — это самый масштабный информационный проект НМГ. Он включает в себя интернет-портал IZ.RU, телеканал «Известия», газеты «Известия» и «Деловой Петербург», новостные службы каналов РЕН ТВ и «Пятый канал», а также городской телеканал Санкт-Петербурга «78». За пять лет месячная аудитория всех цифровых ресурсов МИЦ «Известия» достигла 60 млн человек, а число просмотров превысило 300 млн в месяц. Давно известный всем бренд обрел новую жизнь.

Владимир Тюлин, генеральный директор МИЦ «Известия»:

«В Национальной Медиа Группе был целый портфель активов со схожим типом деятельности. Речь идет обо всех информационных ресурсах: каналах, газете, сайтах. Их объединение и образование мощной информационной инфраструктуры было для нас логичным шагом. И сегодня эта инфраструктура позволяет производить практически бесконечное количество контента для любых сред, для любого зрителя. На любом языке, если возникнет такая задача».

Смотреть. Читать. Слушать

МИЦ «Известия» сочетает инновационные технологические решения и строгие стандарты работы. Создать с нуля даже небольшую компанию — тяжело. Организовать огромный центр — это длинный путь с целым рядом сложностей. Сделать это впервые, спроектировав все структуры и бизнес-процессы, серьезнейший вызов. Поэтому, конечно, на начальном этапе не все шло гладко, особенно когда стояла задача объединить уже существующие компании с собственной корпоративной культурой.

Например, трудности возникли при попытке наладить коммуникацию между интернет-порталом iz.ru и редакцией РЕН ТВ. Слить воедино двух крупных поставщиков информации и объединить два коллектива с совершенно разными компетенциями было нелегко. Александр Григорьев, первый заместитель главного редактора iz.ru, а также главный редактор сайта РЕН ТВ, рассказывает о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться.

Александр Григорьев, первый заместитель главного редактора iz.ru, главный редактор сайта РЕН ТВ:

«Было так, что "Известия" публикуют какую-то информацию со ссылкой, например, на ТАСС или на РИА Новости, а РЕН ТВ в это же время публикует эту же новость со ссылкой на самого себя, потому что журналисты издания получили информацию от своих источников. Потом выясняется, что ТАСС и РИА Новости подсмотрели новость у РЕН ТВ, а "Известия" сослались на них, хотя могли сразу указать правильный первоисточник. Сейчас уже такие случаи происходят крайне редко: редакции работают самостоятельно, но располагаются в едином пространстве и постоянно обмениваются информацией».

Объединить коллективы печатного СМИ и ТВ тоже было не так просто, всем приходилось перестраиваться. Ведь люди, которые работают в печати, даже если газета выходит ежедневно, живут в другом ритме, чем те, кто выпускает новости на телевидении; по-другому подходят к анализу информации.

Со временем связи наладились, выстроились процессы совместной работы объединенной редакции, определенные механизмы коммуникаций. «Конечно, это произошло не сразу, не одним днем», — признается Дмитрий Ковальчук, заместитель главного редактора газеты «Известия». Но важно, что и телевизионщики, и газетчики благодаря объединению приобрели новые для себя компетенции. Корреспонденты газеты учились у коллег с телевидения яркой, креативной, доступной подаче новостей; телевизионщики приобретали более глубокую экспертизу.

Сейчас работа всего МИЦа представляет собой живой организм, в котором все отделы взаимодействуют друг с другом по горизонтали. Для бесперебойной и слаженной работы подобной масштабной структуры необходима постоянная сверка, синхронизация. Происходит эта синхронизация, главным образом, на летучках. Каждый день таких летучек в «Известиях» проводится четыре, рассказывает Луиза Даутова, заместитель главного редактора, директор дирекции по производству информационного контента НИЦ «Известия»: «В 11:00 часов у нас проходит оперативка — мы отрабатываем планы на день. Следующий общий сбор происходит в 14:00 — мы обсуждаем наиболее важные сюжеты и материалы с участием главного редактора и, если это требуется,  генерального директора. Дальше проходят межэфирные телевизионные оперативные летучки. В 17:15 перед вечерним праймом мы вносим при необходимости срочные изменения. И такие изменения бывают практически всегда! В 20:00 проходит летучка с планированием на завтрашний день».

Установились логистические цепи и в административном управлении. Они обеспечивают системное взаимодействие как внутри редакций и дирекций, так и между ними. В МИЦе внедрили единую информационную систему собственной разработки, позволяющую всем отделам, задействованным в производстве новостей, «быть на одной странице», иметь доступ к обновляемой базе данных, в режиме онлайн планировать и оптимально распределять ресурсы: и людские, и технические; моментально вносить коррективы.

Кроме интеграции уже существующих СМИ, не обошлось и без создания новых. Так, например, телеканал «Известия», начав с нуля, во втором квартале этого года стал лидером новостного вещания среди российских частных каналов, уступив только государственному «Россия 24» (Источник Mediascope, TV Index+, Россия 100 тыс+, Все 4+, апрель-июнь, 2022.). Его парадокс — нестандартность и одновременное следование традициями. Эфир канала выстроен так, что у зрителей появляется возможность потреблять информацию любым удобным способом. Независимо от того, где находится человек, он может включить канал и узнать о всех важных событиях, даже без звука.

Влада Левицкая, руководитель редакции телеканала «Известия»:

«Это наш нестандартный формат, который обеспечивает и популярность, и востребованность. Мы можем подавать зрителю информацию так, как ему комфортно. То есть он может просто смотреть без звука, либо слушать без видео, и при этом ничего не потерять. У нас есть текстовая информация в виде окон, в виде титров и графики. Это не просто элемент картинки, как у большинства телеканалов, это ее основное наполнение».

Пожалуй, более полного описания всех платформ холдинга, чем «смотреть, читать, слушать» не найти, ведь их главная особенность — гибридность. Потребитель контента через разные платформы может получить информацию любым удобным для него способом.

Печатное слово

После объединения все подверглось значительным изменениям, газета «Известия» — не исключение. До этого преобразования она выпускалась только в печатаном формате. Работать так, как она работала лет 20 назад, было невозможно, ведь уже давно во всем мире наблюдается тенденция снижения популярности печати. Поэтому сегодня газета представлена и в цифре.

При этом от печатной версии в МИЦе не планируют отказываться. Газета по-прежнему справляется со своими функциями. «Если новости на сайте отвечают на вопрос: "Что случилось?", мы можем ответить на вопрос: "Почему это случилось?", — рассказывает Дмитрий Ковальчук, заместитель главного редактора газеты "Известия", — мы можем предоставить читателю нашу качественную аналитику, чтобы они были в курсе причин, предпосылок и последствий происходящего».

Работа редакции «Известий» остается прежней, изменяются детали. Так, раньше существовала практика, когда эксклюзивную информацию держали до 00:00. Сейчас в потоке непрерывных новостей нет смысла выдерживать столько времени. Люди привыкли к круглосуточному и быстрому потреблению контента, и газете приходится соответствовать времени, несмотря на почтенный возраст — 105 лет.

Эксклюзивы — ключевой актив газеты «Известия», который помогает редакции привлечь внимание читателей и сохранять свою аудиторию. Как говорит Дмитрий Ковальчук, это актуально и сегодня, однако к эксклюзивам добавился и другой интересный аудитории контент, в том числе аналитика. МИЦ «Известия» помог газете не только остаться на плаву, но и дал второе дыхание.

Новости без перерыва

Развитие технологий и интернет-ресурсов позволяет оперативно выдавать любой контент на всех возможных платформах, самыми востребованными из которых сейчас являются официальные сайты СМИ и их страницы в популярных соцсетях.

Мультимедийный интернет-портал iz.ru сочетает возможности круглосуточного новостного телеканала и общественно-политического издания. Редакция также транслирует информацию сразу в нескольких форматах: видео, текст, бегущая строка и инфографика. Кроме этого, она занимается производством новостей, которые выходят на разных электронных площадках: iz.ru, ren.tv, 5-tv.ru и не только.

На сайтах «Известий» и РЕН ТВ работает около 60 человек, которые обеспечивают круглосуточное появление контента в течение всех 365 дней в году в режиме non-stop.

Александр Григорьев, первый заместитель главного редактора портала iz.ru, главный редактор сайта РЕН ТВ:

«На сайте "Известий" работают три новостные бригады, каждая из которых трудится в своем графике. Есть еще две ночные бригады, есть люди, которые занимаются не только написанием новостей, но еще и добавлением экспертных мнений. На сайте РЕН ТВ две новостные бригады, которые работают неделя через неделю, там нет деления на день/ночь. Одни и те же люди, меняясь, публикуют новости и утром, и вечером, и днем, и ночью».

Журналистская работа делится на три части: добыча информации, ее раскрутка и «упаковка». В отделе digital, по словам Александра Григорьева, отвечающего за сайт РЕН ТВ, поиск информации для различных площадок распределяется 30% на 30% на 30% среди нескольких видов источников и «еще 10% в разделе "разное"». Одна часть — это новостной поток, который идет от службы мониторинга, другая — новостные эфиры, которые тоже должны быть представлены на сайтах. Наконец, третья часть — своя информация.

Источники данных обширны. У холдинга есть программа «Экстренный вызов», которая специализируется на происшествиях и поставляет этот вид новостей для всей объединенной редакции. Есть продюсерская служба, сотрудники которой добывают информацию в Москве и в Московской области; отдел, который специализируется на федеральной повестке. Есть региональные продюсеры, которые работают с контрагентами в регионах, со своими спецкорами, стрингерами или редакциями. Есть международный отдел, который поставляет новости со всего мира. Работа всех продюсерских служб координируется из единого центра.

Луиза Даутова, заместитель главного редактора, директор дирекции по производству информационного контента МИЦ «Известия».

«Мы спроектировали схему взаимодействия между различными службами полностью своими руками. Добивались идеальной слаженности и скоординированности. Благодаря выстроенным процессам и системам все задействованные в процессе производства новостей видят общую картину и легко в ней ориентируются. Работа продюсеров и всех информационщиков очень динамична; от того, как сработает каждое звено, зависит общий успех».   

Любую информацию можно упаковать в digital-формат. Она мало чем отличается от текстов новостей в газетах — тот же журналистский принцип перевернутой пирамиды. Но существенное отличие заключается в возможности к основному тексту добавить аудио, видео, фото, все, что угодно — 3D-графику, и даже видео 360 градусов.

Помимо сайтов, МИЦ также представлен в социальных сетях. Общее число подписчиков аккаунтов центра сейчас превышает 6 млн. Это более 1,8 млн человек во «ВКонтакте», более 1,5 млн в «ОК», около 140 тыс. в Telegram, более 800 тыс. в Twitter, почти 380 тыс. в TikTok.

Работа по ту сторону экрана

Производственный комплекс «Известий» располагается на площади 22 тыс. кв. м. и включает в себя шесть студий, четыре из которых — новостные. Каждая студия отведена под определенное время: утро, день, ночь. Современное оборудование позволяет быстро переключаться между разными программами. Проводя экскурсию по одной из студии, Денис Владимиров, главный режиссер мультимедийного информационного центра, рассказывает: «Здесь мы пишем спорт, у нас своя световая программа, одни планы. В этом углу у нас вечерний выпуск новостей. Вся студия легко перестраивается, все трансформеры двигаются отдельно. Ставится стол, все современное, даже свет работает по Wi-Fi».

В студии специально подобраны цветовые решения, которые позволяют быстро перестроить ее от одной передачи к другой. Кроме этого, режиссер показывает еще одну студию, половина которой задействуется для записи постпродакшна. Также здесь оборудуется «черный кабинет» — завешивается черный фон, чтобы создать нейтральную картинку для любого интервью, если у какого-то из изданий центра появится такая необходимость.

Продолжая экскурсию, Денис Владимиров показывает святую святых всех телекомпаний, откуда производится управление во время эфира — аппаратную. Во время эфира в аппаратной может быть задействовано до 20 человек. Кроме этого, здесь находится важная техника: графическая машина, с которой выводится графика на экран и пульт, приводящий все в движение.

Режиссер рассказывает, что огромный пульт в аппаратной специально настроен так, чтобы на нем могли работать разные новостные бригады. Как и весь МИЦ, это тоже единый организм.

Работа в кадре

МИЦ «Известия» производит информационный контент для РЕН ТВ, «Пятого канала», телеканала «Известия», а также для регионального канала «78». Несмотря на существование в одном холдинге, Владимир Тюлин, генеральный директор, отмечает разную стилистику подачи новостей и существование совершенно разной аудитории каналов: «РЕН ТВ — канал более мужской и молодой, чем "Пятый канал". Он более современный, с таким дерзким, ярким контентом. Выбирая между выставкой детских колясок и выставкой мотоциклов, РЕН ТВ, очевидно, в большинстве случаев будет показывать мотоциклы. А съемочная группа "Пятого канала", где больший удельный вес женской аудитории, отправится на выставку колясок».

«Когда я начинал работать, думал, что это будет реже», — рассказывает Роман Бабенков, ведущий новостей на РЕН ТВ о том, как часто приходится импровизировать во время эфира. В столе ведущего огромный экран, скрытый от глаз телезрителей, — это компьютер, на котором открыты информационные ленты и верстка программы. Под столом спрятана клавиатура. Это нужно, чтобы поправить текст во время эфира или в режиме «здесь и сейчас» увидеть только что появившуюся новость на лентах информагентств.

Сейчас в день Роман проводит два-три эфира, и, по его словам, в одном из них точно что-то происходит не по сценарию. Работа ведущего начинается, как только он просыпается, и заканчивается, когда ложится спать. Человек, рассказывающий о важных новостях, сам должен постоянно находиться в информационном потоке, не выпадать из него. Часто приходится говорить о сложных и тяжелых событиях, но во время эфира их нужно освещать с холодной головой, отмечает Роман.

«Чтобы все это рассказывать, нужно уметь абстрагироваться — то есть не допускать до себя эмоции, как бы тяжело это ни было; ты должен с холодной головой делать свою работу. У хирургов есть такая практика: они не думают во время операции, что перед ними человек, живой организм. Так и здесь. Для тебя это информация, и ты ее должен подать. Во время эфира ты все равно пропускаешь все через себя, ты столько всего там видишь. Потом выходишь из студии, и, конечно, эмоции накатывают».

Рабочий день Дениса Солдатикова, ведущего программы «112 Экстренный вызов», начинается и заканчивается одинаково — новостями.

Денис Солдатиков, ведущий программы «112 Экстренный вызов»:

«Потому что вся жизнь человека, который работает в информационной программе, построена именно на его присутствии в этом информационном поле. Поэтому он засыпает с новостями и просыпается с ними же. Иногда в середине ночи. Мы же не властны над событиями, которые происходят, поэтому нам необходимо держать руку на пульсе. Собственно говоря, на этом и построена вся жизнь не только журналиста, но и его семьи, его детей».

Человек, деятельность которого связана с новостями, с постоянно обновляющейся информацией, не знает, что такое выходные в привычном понимании большинства. Ведь невозможно сказать событиям, новостям или преступлениям «так, стоп, у нас суббота-воскресенье, мы отдыхаем, потом, ребята, начинаем заново». Информационщики работают в ритме, который им диктует жизнь.

Денис отмечает, что программа, которую он ведет, имеет непростой жанр — правовой. Она выходит три раза в день по 30 минут. Собирать контент на ежедневной основе для такой периодичности не составляет никакого труда, ведь каждый день, каждый час, каждую секунду что-то происходит в мире. Задача журналиста — находить и видеть эти события.

Пресс-центр по телевизионным стандартам

В марте 2019 года открылся пресс-центр МИЦ «Известия». На данный момент в пресс-центре уже было проведено более 400 мероприятий с большим количеством спикеров: от министров до кинозвезд. Это современная мультимедийная площадка с возможностью подключения из любой точки мира. Конференции, круглые столы, телемосты и не только организуются в различных форматах и все это транслируется в прямом эфире.

«Пресс-центр не случайно находится в телевизионном комплексе МИЦ «Известий», и, конечно, требование к качеству трансляций именно “телевизионное”. На всех мероприятиях работает профессиональный режиссер, который сводит видео с нескольких камер и тщательно контролирует качество звука», — отмечает Алеся Лагун, руководитель объединенной службы планирования и координации МИЦ «Известия».

Профессиональная сьемка и возможность моментально монтировать трансляции, позволяет быстро получить итоговый фото- и видеоматериал.

Алеся Лагун, руководитель пресс-центра МИЦ «Известия»:

«Во время пандемии конечно пришлось подстраиваться под обстоятельства. Наши дизайнеры и монтажеры научились адаптировать не самую качественную картинку Zoom под эфирные стандарты. Управлять конференцией, помещать спикеров в специальные окна, титровать… в общем пришлось импровизировать».

Но все-таки офлайн-формат остается приоритетным как для участников мероприятий, так и для журналистов, потому что сложно заменить «живое» общение.

Сегодня МИЦ «Известия» — это синергия нескольких видов журналистской деятельности. За пять лет компания выросла до огромного мультимедийного центра с множеством входящих в него СМИ, приобрела огромную корреспондентскую сеть в 85 регионах России, а также более 50 стрингеров по всему миру. И состав медиахолдинга продолжает пополняться новыми СМИ, которые начинают работать в соответствии с выработанными за пять лет стандартами.

Роскомнадзор ответил на новые вопросы бизнеса об учете интернет-рекламы Как группа «Эталон» снизила стоимость трафика и целевых действий благодаря Smartis.CDP
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.