Василий Куценко, «Супер-продакшен»: «Продюсер — это проницательный человек с известной долей азарта и авантюризма»


Медиа | 01 Ноября 2019

Василий Куценко, «Супер-продакшен»: «Продюсер — это проницательный человек с известной долей азарта и авантюризма»
В рамках образовательного проекта «ГПМ-Тренды» холдинг «Газпром-медиа» продолжает курс лекций для студентов Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере при МГУ.

Василий Куценко, креативный продюсер студии «Супер-продакшен», которая производит контент для молодого телеканала «Супер», рассказал студентам о разнице между креативным, исполнительным и генеральным продюсером и поделился своим опытом по решению организационных и творческих вопросов и дал студентам ценные советы по продюсированию

Предыдущие лекции

Генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн о том, как продвигать телевизионный контент в цифровой среде, трансляции российских каналов за рубеж и охвате аудитории.

Заместитель генерального директора «Матч ТВ» Евгений Мейтес о прошлом и будущем спортивных трансляций в России и о цифровизации продукта.

Генеральный директор киностудии «КИТ»: «Если продюсер не будет понимать, как работает его компания, вплоть до мелочей, — продукт создать не получится».

У всех разное представление о работе продюсера

Креативному и продюсерскому пулу, который сегодня представляет всю индустрию, нужен приток новых профессиональных кадров. Это связано с тем, что долгое время производство фильмов и сериалов было на втором плане — был такой период после развала СССР, когда вся страна делала бизнес и занималась более серьезными вещами, порой, просто пытаясь выжить. Люди, обслуживающие эту творческую сферу, были невостребованны. Все двигалось вперед усилиями энтузиастов, не было ни времени, ни желания делиться опытом с подрастающим поколением и только в последние годы представители индустрии начали говорить о своей профессии.

Почему это важно? У всех, кто сейчас приходит работать после университета, довольно общие знания о том, что от них может потребоваться. Они имеют романтические представления о работе, которые совершенно не соответствуют действительности. Этот разрыв между желаемым и действительным приводит к тому, что человек довольно поздно понимает, что профессия ему не подходит. Это относится не только к продюсерской работе, но и к режиссуре, сценарному делу и т. д.

«Сверим часы»: все имеют разное представление о профессии

Вся индустрия вместе с работниками похожа на расплывчатое пятно — со словом «продюсер» у каждого собственные ассоциации. При этом все многообразие представителей профессии, включающее креативных, линейных, продюсеров-супервайзеров, исполнительных и генеральных, на мой взгляд, можно разделить на три категории.

Первая категория — это креативные продюсеры. Они занимаются производством в творческой области, участвуют в разработке сценария, находятся на площадке, принимают монтаж, работают со специалистами на всех этапах производства. Их деятельность во многом схожа с работой творческого руководителя — они принимают решения по сценарию, вопросам на съемочной площадке, монтажу и т. д.

Есть еще исполнительные продюсеры — они отвечают за организацию производства проекта. Они договариваются с конкретными сценаристами и режиссерами, общаются со специалистами, которые ведут бюджет.

Наконец, самая страшная, сильная и могущественная каста — это генеральные продюсеры: за ними остается официальное решение. Они не только организуют и курируют производство, они также занимаются поиском финансирования, маркетингом проекта и его продвижением. Они решают, в каких медиаканалах появится проект, и договариваются об этом.

Конечно, в жизни все бывает по-разному — в маленьком проекте эти три сущности могут быть заключены в одном человеке. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что в профессии продюсера нет ничего определенного раз и на всегда. Все зависит от проекта и компании. Отработав в одном месте пять лет, в новом производстве человек может обнаружить, что тут все совершенно не так.

Нужно разбираться в производстве на всех этапах

Продюсер должен понимать работу каждого цеха. Хорошим считается любой способ, приближающий вас к знанию каждого этапа производства. Главное, что нужно делать продюсеру, — это организовать процесс. Причем, надо стремиться к тому, чтобы все работало без него. Идеальный продюсер — это человек, который подобрал команду, сидит и ничего не делает, потому что у него все отлажено.

Изучая разные профессии, вы изучаете языки, на которых вы будете говорить со специалистами. Чем более вы компетентны в каждой из областей, тем активнее вас будут слушать. Например, всякому продюсеру стоит освоить сценарное мастерство. Во-первых, это поможет отсеивать банальные проекты на ранних этапах. Во-вторых, говоря с человеком на одном профессиональном языке, вы сможете донести критику так, чтобы он потом не сказал: «Продюсер ничего не понимает».

Режиссер — это человек, глазами которого зритель фактически смотрит историю. Причем это всегда творческая натура, со своими амбициями и желанием стать известным. Бывает такое, что режиссер заболевает, съемки перенести нельзя, а новый человек просто не успеет встроиться в рабочий процесс — команда не успеет к нему привыкнуть. Тогда продюсер выполняет все его функции.

Актеры — самые капризные из всех, с кем приходится сталкиваться, потому что все, кто находится за кадром, — они не так подвержены этой изменяющей человека известности и популярности. Все это сбивает сознание, человек начинает верить в свою исключительность, и если у артиста подвижная психика, это очень часто приводит к тому, что ему «сносит крышу». Поэтому важно понимать, что именно для актера важно в процессе съемок в сценарии. А без погружения в основы актерской профессии вряд ли получится это понять.

Важным навыком станут и познания в юриспруденции, так как все отношения со специалистами должны быть закреплены. Исполнительным продюсерам нужно знать трудовое законодательство, чтобы избежать неприятных ситуаций на проектах.

Без хорошего маркетинга проект — ничто

Маркетинг особенно важен для людей, которые занимаются генеральным продюсированием. Можно создать крутой проект и провалить его из-за рекламной кампании.

Другой причиной неудачи в прокате может стать просто стечение обстоятельств. Как-то мы запускали сериал на одном из телеканалов и случилось так, что в один месяц произошел расстрел посетителей кафе в Париже, в Египте упал самолет, а в Турции сбили истребитель. Конъюнктура момента была такова, что средняя доля смотрения новостей по нашей аудитории от 14 до 44 лет составляла 21% — это значит, что каждый пятый человек в этом возрасте, который смотрит телевизор – смотрит новости. Для сравнения: в обычное время этот показатель не превышает десяти. Бывало наоборот — в проекты не особо верили, а они приносили большую аудиторию.

Хороший продюсер — это проницательный авантюрист

Все, что касается медиа, описывается одним правилом: «никто ничего не знает». И это действительно так — за десять лет в этой профессии я пришел к выводу: у каждого наступает этап, когда он уверен в своем «знании успеха». И в тот же момент неожиданный провал говорит ему, что знает он далеко не все. Поэтому на старте можно обойтись без специфических навыков, достаточно понимать все интуитивно. По сути, всех успешно работающих продюсеров объединяет ряд общих черт — это проницательные люди с известной долей азарта и авантюризма.


Василий Куценко родился в 1984 году в городе Талас (Киргизия). В 2001 году окончил Кыргызско-Российский Славянский Университет по специальности прикладная математика и информатика. Креативный продюсер студии «Супер-продакшен», производящей контент для телеканала «Супер». В разное время являлся креативным продюсером проектов «Даёшь молодежь», «Кухня», «Отель Элеон», «Как я стал русским», «Последний богатырь», «Гранд».

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации


doc id = 8945

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Все события

Календарь

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама