24 Апреля 2019 | 16:31

Евгений Мейтес, «Матч ТВ»: развитие спортивных трансляций — digital и мобильность

То, что мы видим на экранах телевизоров во время трансляции спортивных событий, – это фасад, за которым скрывается очень большая работа сотен специалистов. В рамках курса лекций «Продюсирование кино и телепрограмм», организованного холдингом «Газпром-медиа» в МГУ им. М. В. Ломоносова, Евгений Мейтес, заместитель генерального директора «Матч ТВ», рассказал студентам о том, как развивались спортивные трансляции в России и что ждет индустрию в будущем

image

Предыдущие лекции
Пять советов от команды телеканала ТНТ: что сделать, чтобы о твоем продукте узнали все. Рубен Оганесян, заместитель директора по стратегическому маркетингу телеканала ТНТ

Если продюсер не будет понимать, как работает его компания, вплоть до мелочей, — продукт создать не получится. Джаник Файзиев, генеральный директор «Киностудии КИТ»

Как Олимпийские игры в Сочи изменили индустрию спортивных трансляций в России

Процесс развития спортивных трансляций тесно связан с крупными международными спортивными событиями, в первую очередь с Олимпийскими играми. На Токийских играх 1964 года впервые была осуществлена доставка сигнала через спутник. В 1968 году советское телевидение впервые ведет трансляцию в цвете, а в 1972 году трансляции зимних игр позволяют различить детали на униформе и услышать скрип лыж по снегу. Технологии стремительно развиваются, и для отечественного телевидения высшей точкой развития спортивных трансляций на долгое время стала Олимпиада 1980 года в Москве. В 90-е годы развитие нашей телевизионной инфраструктуры и индустрии производства спортивных трансляций замедлилось, а технологический парк практически не обновлялся.

Тем временем наши японские, американские и европейские коллеги не стояли на месте, их телевидение ушло далеко вперед. Оно эволюционировало вместе с развитием производства новых материалов, совершенствованием электроники и технологий связи. Новый век ознаменовался внедрением цифрового вещания, переходом на более высокие телевизионные стандарты.

Отечественные трансляции, в особенности футбола, оставляли желать лучшего. Российский спорт проигрывал в зрелищности. В трансляциях боксерских поединков из США начала 2000-х уже можно было увидеть повторы удачных ударов с нескольких ракурсов, различить каждую каплю пота на лице бойцов — техника позволяла. К такой операторской и режиссерской работе мы пришли только спустя несколько лет.

Отправной точкой стали Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.

У Олимпийского комитета есть своя сервисная служба вещания. Olympic Broadcast Services (OBS) занимается производством сигнала со всех соревнований Олимпийских игр и имеет свой собственный парк техники. Специалисты OBS приезжают на соревнования, снимают, монтируют, накладывают графику и комментаторский текст. Сформированный сигнал предлагают вещателям со всего мира. Олимпийский комитет продает права на вещание, вещатель получает готовый продукт. При этом у страны-хозяйки Олимпиады есть возможность производить собственный национальный сигнал. Это значит, что мы параллельно с тем, что делает OBS, имеем возможность поставить свои камеры и сформировать собственную картинку. OBS не делает акцент на выступлении спортсменов ни одной страны, не может добавить каких-то локальных историй, интересных зрителям, не приглашает гостей в студию и т. д. Именно для производства собственного национального сигнала в 2011 году была создана компания спортивного вещания. Был сформирован штат сотрудников, которые на протяжении трех лет занимались поиском, подготовкой и отбором квалифицированных кадров. Им-то и предстояло работать в 2014 году на передвижных телевизионных станциях (ПТС). Со всей страны — от Калининграда до Владивостока — были собраны 1200 специалистов, в их числе режиссеры, операторы, операторы повторов, инженеры монтажа и представители многих других уникальных телевизионных профессий. Постепенно был сформирован тот костяк профессионалов, которые участвовали в производстве национального сигнала на Олимпийских играх-2014. Тех счастливчиков оказалось 600 человек. Эти люди теперь составляют основу, в том числе, и коллектива «Матч ТВ».


О канале «Матч ТВ»

«Матч ТВ» — российский федеральный общедоступный канал о спорте и здоровом образе жизни, который начал свое вещание в 2015 году. С момента основания телеканал существенно расширил спортивное вещание: создал качественную спортивную аналитику, показал в эфире новые виды спорта. За время работы канал стал официальным вещателем главных мировых спортивных событий, таких как Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро и Пхенчхане, чемпионат Европы по футболу во Франции, чемпионат мира по футболу в России, XXIX Всемирная зимняя Универсиада-2019 в Красноярске.

«Матч ТВ» входит в десятку крупнейших российских телеканалов среди активной аудитории спортивных болельщиков «мужчины 14–59 лет». Кроме того, за время вещания телеканал привлек молодую мужскую аудиторию 18–34 лет к спортивному контенту. В эфире телеканала доступны трансляции главных спортивных событий, новости, аналитические и развлекательные программы, реалити- и ток-шоу, документальные циклы, шоу о здоровом образе жизни, художественные фильмы и сериалы о спорте.

Производство трансляций на «Матч ТВ»: важна детализация

Современный производственный парк «Матч ТВ» представлен 13 ПТС. Внешне выглядит как обычная грузовая фура. Внутри — космический корабль. То, что делают люди за пультом, больше похоже на магию. В течение 1,5 часов футбольной трансляции в прямом эфире режиссерская бригада одновременно отслеживает сигнал, поступающий с 24 камер, управляет сменой планов, которая в среднем происходит каждые 5–7 секунд, параллельно готовит работу студии, в которой ведущий обсуждает с гостями и экспертами предстоящий или состоявшийся матч — это называется обвязка трансляции. Все это требует определенных навыков, идеальной слаженности внутри команды, состоящей из 15–17 человек. Всего же на различных этапах трансляции к работе привлекается порядка 50 человек.


Как это работает: производство спортивных трансляций «Матч ТВ»

Корреспондент AdIndex побывал на спортивной трансляции футбольного матча Российской Премьер-Лиги, пообщался с командой «Матч ТВ» и узнал, как новые технологии делают игру зрелищной и помогают зрителям у телеэкранов почувствовать себя на месте события.


Что делает трансляцию более интересной, более зрелищной и более информативной? Это детализация происходящего. Длиннофокусные объективы и аппаратура замедленного повтора позволяют обратить внимание зрителя на мельчайшие детали. Виртуальная графика, которая появилась 5–6 лет назад, предлагает бесконечное множество данных и дает возможность зрителю ощутить более полное погружение в игру. Трансляции Формулы-1 за последние два года сильно прибавили в зрелищности: вид с позиции пилота, данные по скорости, перегрузке, усилию на педалях. Благодаря использованию графики все это гармонично воспринимается в режиме реального времени. Графика — важный элемент  коммерциализации спортивных трансляций: раньше все ограничивалось маленькой плашкой «Спартак» — «Зенит», плюс счет, плюс логотип одного спонсора; сейчас логотип доступно интегрируется десятком разных способов. Все ограничивается только фантазией дизайнеров и пожеланиями менеджера по продаже.

Развитие спортивных трансляций: digital и мобильность

Современный зритель постепенно уходит от базового просмотра спортивных трансляций на экране телевизора. Планшет позволяет использовать функцию «экран в экране». Хотя телевизор продолжает радовать нас масштабностью изображения, но интерфейс планшета предлагает возможность дополнительного выбора. Ранее доставлять до зрителя различающиеся сигналы с нескольких камер трансляции было недоступно дорого. Итоговая картинка с самыми важными и интересными на взгляд режиссера трансляции моментами в сопровождении голоса комментатора и графики — вот максимум, который мы могли получить. Сегодняшние технологии позволяют доставлять до пользователя сигнал любой из 24 камер в соответствии с его личными предпочтениями. Одним касанием экрана можно поменять и комментатора матча. Все эти нововведения были реализованы в ходе показа чемпионата мира по футболу 2018.

Производство трансляций тоже не стоит на месте. Активно эволюционирует тактика использования ПТС. Во времена стационарных камер, расставленных на фиксированных позициях стадионов, фактически замораживалось существенное количество дорогостоящего оборудования — эти камеры стояли без дела и не могли использоваться до начала следующей игры. Понимание неэффективности такого вида производства трансляций привело к появлению мобильных станций.

Появились миниатюрные ПТС размером с два больших ноутбука. Технология позволяет выбирать любые камеры и принимать сигналы с них, обрабатывать видео методом touch screen, использовать повторы и производить итоговую трансляцию. Безусловно, по функционалу и качеству они еще не дотягивают до полноценной ПТС, но уже дают понять вектор развития технологий на ближайшие 10–15 лет. Устройство позволяет делать качественные интернет-трансляции, снимать много, постоянно, по всей стране. Не нужно ждать перемещения техники: можно просто взять устройство с собой в самолет и провести трансляцию.

Продюсер без права на ошибку

Организация всех этих трансляций совершенно невозможна без участия продюсера. Роль наших специалистов при этом выходит за рамки круга обязанностей обычного продюсера. Во время прошедшего чемпионата мира по футболу «Матч ТВ» не только предоставлял технику в аренду иностранным вещателям, но и попробовал свои силы в строительстве. Телевизионные специалисты стали менеджерами проектов, связанных со строительным бизнесом. Им пришлось научиться многому: от согласования использования локаций со всеми городскими службами до разработки и установки систем охлаждения технических аппаратных. «Матч ТВ» построил и снабдил необходимой техникой несколько телестудий для зарубежных коллег, которые остались довольны таким сотрудничеством. В этой работе продюсеров проявилось ключевое отличие нашей специфики от любого другого вида телевизионной съемки. Подавляющая часть того, что мы видим в телевизионном эфире, — это записанный контент, который снимается заранее. В том мире существуют дубли и пересъемки, у всех есть право на ошибку. В спортивных трансляциях такого не бывает, никто не попросит остановить матч и повторить удар по воротам из-за того, что оператор споткнулся, уронил камеру и не снял гол. Если режиссер трансляции пропустил важный момент, не поймал его и не пустил в эфир, то момент ушел. Это работа в режиме реального времени. Все, что может помешать, ведет к катастрофе. Для спортивной трансляции черное поле в эфире — провал и кошмар. И такая реальность налагает высокую ответственность на продюсера и определяет необходимость тщательной подготовки к каждой трансляции и корректировки условий работы. Такой подход подтверждает прямую взаимосвязь и влияние телевидения и спорта друг на друга: каждый день, повышая качество трансляций, мы «делаем заявку» на модернизацию стадионов, мотивируем команды и спортсменов показывать более зрелищные игры и высокие результаты. 


C 2016 года «Матч ТВ» активно взаимодействует с Мариинским театром по съемке наиболее популярных и знаковых постановок театра в сверхвысоком разрешении 4K. При просмотре на большом экране видео, снятого в формате 4K, у зрителя возникает эффект полного погружения и присутствия на самом событии, поэтому эта технология очень перспективна для следующего поколения медиа.

Первая съемка в формате 4K Ultra HD состоялась по премьерной постановке оперы Родиона Щедрина «Рождественская сказка». Для съемок использовалось оборудование телеканала «Матч ТВ»: специально переоснащенная под 4K-формат передвижная телевизионная станция (ПТС) и восемь камер. Ранее это оборудование применялось для организации трансляций церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр.
С тех пор был существенно расширен парк оборудования, работающего в формате 4К, что позволяет с каждым разом улучшать качество осуществляемых съемок. За последние три года были осуществлены съемки 6 постановок, которые отбирает лично маэстро Валерий Гергиев.
 
Технология 4К на сегодняшний день является неотъемлемой опцией любого телевизионного оборудования для создания контента в высоком качестве. Наличие у телеканала «Матч ТВ» ПТС, оборудованной техникой 4К, является важным условием для производства высококачественного контента.

Антон Буланов, «Инвитро»: Медицинский маркетинг — новая дисциплина, новые принципы 5 самых горячих событий мая
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.