19 Октября 2015 | 14:30

Будущее соцсетей: чего ждать маркетологам через пять лет

Мы все прекрасно понимаем, что с каждым днем соцсети все больше входят в нашу жизнь. Они становятся не просто местом для общения и переписки, но и площадкой для продвижения товаров. Еще совсем недавно мы просто разговаривали и ставили лайки под фото наших друзей, а сейчас уже люди сети делятся советами, профессиональными навыками, продвигают услуги, покупают товары и т.д.

image

Многие известные компании, от производителей продуктов питания до крупных автомобильных концернов, уже активно общаются с клиентами посредствам Facebook, Twitter или «ВКонтакте», а некоторые, такие как Nescafe, вообще полностью перешли в социальные сети.

Мир так быстро меняется, что становится актуальным вопрос: а что же будет дальше? Наша жизнь полностью переместится в виртуальную реальность? Чего ждать пользователям и рекламщикам от социальных сетей в 2020 году?

Мы попросили специалистов медиаиндустрии и рекламного рыка дать несколько прогнозов на будущее.

Многое меняется уже на наших глазах. По словам Сони Соколовой, директора образовательных программ «Школы новых медиа», Social advertising становится заметным трендом в медиарекламе, и это заставляет компании перераспределять значительные бюджеты в пользу социальных сетей.

«Но приход Большого ритейла и FMCG в соцсети означает, в первую очередь, большую ответственность самих соцсетей. Они продают своим клиентам уже не «охват бренда», engagement и visibility, а вполне конкретные показатели прямых продаж. Кстати, и сами пользователи этому способствуют: новые исследования доказывают, что они прониклись доверием к «социальным продажам» и покупают товары даже через WhatsApp и Instagram.  – говорит эксперт. – Немаловажно и то, что рекламодатели все чаще фокусируются на мобильных пользователях, а это означает, что реклама товаров и услуг начинает чаще использовать разные «тонкие» виды таргетинга: например, при использовании технологии iBeacon вы получите уведомление на свой мобильник из ближайшего кафе или магазина. Эти технологии повышают количество спонтанных покупок.

И, наконец, мобильные мессенджеры – основной тренд года. Пока здесь удерживает лидерство Facebook, но неплохие шансы есть и у других, например, WhatsApp – счет пользователей здесь уже давно идет на миллионы в сутки. Соответственно, это означает, что в ближайшее время реклама начнет появляться и в этих продуктах».

Влад Титов, преподаватель «Школы новых медиа», руководитель «Лаборатории Социальных Медиа», будущее социальных сетей представляет следующим образом:

«Сам принцип социальных сетей, который так сильно увлек человечество – возможность делиться впечатлениями для того, чтобы получить порцию внимания от своих друзей –  сохранится. При этом все больший процент пользователей будет входить в сети через телефоны. Соцсети уже сейчас активно экспериментируют с рекламными форматами для мобильных приложений. К 2020 году такой рекламы станет еще больше.

Для коммуникаторов и PR-щиков не изменится ничего. Идет время, форумы трансформировались в соцсети, которые теперь переместились в карман. При этом основные инструменты повышения лояльности остаются неизменными: обеспечить каждому клиенту как можно больше внимания и признания.

Все больше специалистов учатся оценивать зависимость прибыли от лояльности клиентов (показатель Net Promoter Scor). Как результат, компании перейдут от эфемерной задачи «Ведения страниц» в соцсетях, к системному формированию комьюнити лояльных клиентов.

Значительно меняются требования к специалистам. Для решения новых задач нужен комьюнити-менеджер (коммуникатор), сочетающий в себе функции PR-щика и Event-менеджера, умеющий на практике использовать инструменты командообразования».

Директор по развитию digital-агентства The Directors Артем Кашехлебов в своих прогнозах пошел дальше и попытался заглянуть в еще более далекое будущее:

«Я вижу несколько очень важных трендов, которые окажут колоссальное влияние на всю нашу жизнь, в том числе и на развитие социальных сетей. Что имеется ввиду:

– Конвергенция всевозможных устройств (компьютеры, мобильные устройства, телевизоры, бытовая техника, автомобили и т.д.).
– Развитие технологий анализа огромных структурированных и неструктурированных данных (big data).
– Фокус на интерактивные медиа (медиа, где есть не только возможность потреблять, но и участвовать, вовлекаться, воздействовать). Именно такие медиа становятся основным каналом получения и обмена информации у поколения «Z», которое не смотрит телевидение, не читает газет и журналов, не слушает радио.
– Развитие робототехники и алгоритмов искусственного интеллекта, которые ложатся в основу современных информационных, развлекательных, а также рекомендательных т других сервисов. 

При этом существует колоссальный запрос на новые методы ведения коммерческой деятельности со стороны компаний. Речь идет о поиске более эффективных инструментов и технологий продвижения, продаж и работы с клиентом. Маркетинг компаний начинает смещаться в сторону «массовой персонализации» или «адаптивного персонифицированного позиционирования». Проще говоря, заканчивается эра позиционирования на сегменты, и начинается эра позиционирования на отдельного человека.
Социальные сети, на мой взгляд, имеют все шансы стать точкой схождения всех перечисленных трендов и удовлетворить потребность бизнеса в поиске тех самых эффективных методов работы с аудиторий, а точнее, с конечным клиентом. 

Думаю, что мы скоро увидим удивительную трансформацию социальных сетей
в единое интерактивное медийное пространство,
которое фактически на 100% интегрируется в жизнь каждого человека.


Это, кстати, потребует переосмысление роли, ответственности социальных сетей, а вместе с этим, и их собственного позиционирования. Соцсети перестанут быть просто набором профайлов людей и разрозненных сообществ фирм и организаций, а станут больше, чем информационный посредник или технология общения. Они станут силой, производящей новых мировых звезд кино и эстрады. В них будут зарождаться мощные политики и политические партии. В них будут формироваться новые бренды, продукты, смыслы и идеи. Эта сила сможет как рождать,  так и уничтожать репутации, проекты, продукты или даже целые организации. В этом и состоит суть ответственности, которую социальные сети будут вынуждены принять.

Упражняясь в футуризме, могу предположить, что в перспективе 10 лет, на базе социальных сетей мы увидим много новых интересных явлений, например:

– Гигантские социальные СМИ. Рождение крупных (во много раз крупнее любого телеканала) независимых СМИ, всецело существующих в социальных сетях. Причем эти СМИ будут вооружены армией независимых корреспондентов по всему миру.

– Собственный развлекательный контент от социальных сетей.
Появление очень дорогого, масштабного, интересного, интерактивного контента, производством которого будут заниматься сами социальные сети. Это будут крутейшие интерактивные шоу с сотнями миллионами аудитории. «Голос» на первом канале будет отдыхать.

Новое, социальное правительство. Зарождение новых политических партий, объединенных и вдохновленных новыми идеями. Появление ярких лидеров, за которыми будут следовать миллионы. Что характерно, интернациональных! Т.е.,  без оглядки на национальность, язык и религию. Кстати, не исключаю появления новых религиозных течений со своими духовными лидерами и учителями. 

– Маркетинг 3.0 и таргетинг следующего поколения.
Мы увидим, как в социальных сетях появятся новые способы рекламы, где «на лету» можно будет таргетировать сообщение по сложным поведенческим и психографическим аспектам каждого отдельного человека.
 

Новая рекламная стратегия Snickers – «импульсивный таргетинг»

Порой вам очень хочется шоколадку, но взять ее неоткуда. Snickers все изменит. Бренд, принадлежащий Mars, начал то, что называется «импульсивным таргетингом». Суть его в отходе от более традиционных техник рекламного таргетинга, а цель – в понимании истинных желаний потребителей в конкретный момент времени.

Как и многие бренды, Snickers экспериментирует с programmatic и использует креатив, релевантный контексту, чтобы увеличить охват. Однако выявление тех моментов, когда у людей чаще всего появляются испульсивные желания – то есть им буквально хочется шоколадку – сможет привести к тому, что однажды бренд вовсе откажется от традиционных, основанных на демографических критериях, подходах к рекламному таргетингу.

 

Мегакорпорации в социальных сетях. Информационные продукты (дизайн, реклама, образование) будут создавать новые социальные структуры (социальные фирмы), которые будут располагаться исключительно в социальных сетях. Со временем эти структуры будут становиться известными брендами, а работа в них будет знаком престижа для любого специалиста. 

Социальные гипермаркеты. Конечно, границы между сайтами интернет-магазинов и социальными сетями размоются, и мы увидим как товары и услуги будут соседствовать рядом с людьми в социальных сетях. Нам будут доступны рейтинги и отзывы на любой товар в режиме онлайн. Мы будем наблюдать, как жизненный цикл продуктов будет стремиться к месяцам, неделям или даже дням.  

 
Facebook запустил отдельную товарную ленту

Facebook приступил к тестированию новых мобильных возможностей для интернет-продавцов. В их числе – отдельная товарная лента (Shopping Feed), а также доступ к новому формату мобильной рекламы – полноэкранным интерактивным объявлениям. Оба нововведения призваны облегчить поиск товаров в Facebook и повысить вероятность их покупки. Участники тестирования нового функционала смогут найти товарную ленту в разделе «Избранное» в мобильном приложении Facebook. Подборка товаров в ленте будет основана на интересах пользователей, их отметках «Нравится» и контактах в Facebook. Пользователям также будет доступен поиск.

В товарной ленте будут представлены товары от ограниченного числа продавцов, которые уже участвуют в тестировании нового раздела «Shop», запущенном в прошлом месяце. Разработчики также рассматривают возможность включения другого контента в новую ленту, включая товары, выставленные на продажу в Facebook Groups.

 

Развлекаемся всем миром. Вероятно, что в ближайшее время социальные сети будут организовывать гигантские шоу, где микс из графики, технологий и реальных выступлений звезд эстрады будет рождать шоу, за которые жители всего мира будут расплачиваться 2 долларами и наблюдать это все в режиме онлайн, общаясь друг с другом. Социальные сети вместе со звездами будут обогащаться в совершенно других масштабах.

– Социальные сети повсюду. Проходя мимо своего друга в 100 метрах, мы будем читать уведомление об этом, а находясь рядом с любимым магазином – получать скидку, которая будет действовать в течении 10 минут. Представляете, как это удобно?

– Шанс у каждого стать звездой.
Совсем скоро мы станем свидетелями молниеносных карьерных взлетов художников, писателей, музыкантов, преподавателей и общественных деятелей. Интерес аудитории и отсутствие оффлайновых барьеров (клановость, коррупция, блат) в сочетании с возможностями социальных сетей дадут импульс появлению новых и ярких звезд. Кстати, сами сети будут поощрять и стимулировать эти процессы. Ведь это развлечение и лояльность для аудитории! Не исключено, что социальные сети станут сами продюсировать звезд, и это станет для них дополнительным источником прибыли.

– Интерактивные сериалы. Не только смотреть, но и создавать и участвовать, вот что ждет сериалы и реалити-шоу будущего. Социальные сети тут выступят не только как интерактивная платформа с огромной аудиторией, но и как креативный продюсер и продакшен-студия.

– Internet Private label. Уже сейчас социальные сети создают свои продукты (мессенджеры, фотосервисы). С таким объемом аудитории это резонно. Дальше – больше! Не удивлюсь, если появится «планшет Facebook», «Instagram camera», апельсиновый «Сок ОК» и игровая приставка – симулятор боевых искусств «Вконтакте».

Дмитрий Мысков, креативный директор Promo Interactive, считает, что в будущем нас всех ждет персональная «матрица».

«Делать какие-то «далекие» предсказания относительно технологий — вещь неблагодарная. Спросите у Жюля Верна, например. Человеческий пытливый ум и технический прогресс растаптывает все самые смелые ожидания фантастов. И скучные инженеры в очках с толстой оправой оказываются в миллион раз креативнее, чем самые именитые и популярные авторы.

Так что все мои мечты не базируются ни на каких прогнозах или реальности. Я буду писать то, что подсказывает мне интуиция (которой, как известно, не существует). Я не буду говорить о том, что бОльшая часть ресурсов интернета (контент, e-commerce, игры и т.д.) будут сосредоточены в социальном пространстве. Об этом напишут другие авторы (Ну как? Сбылось?).

В моем понимании в первую очередь изменится интерфейс общения. Из компьютера «круг друзей» переедет в какое-то более близкое виртуальное пространство. От воображаемой комнаты, заполненной виртуальными прототипами тех, кого ты когда-то знал, мы очень быстро перейдем в «Матрицу».


Но Вачовски были слишком наивны, предлагая один виртуальный мир для всех.
Ключевое слово — кастомизация.
Да, у каждого будет своя «матрица» с блэкджеком и остальными преимуществами.



Мы старательно отходим от скевоморфизма. Через 5 лет flat-дизайн один раз пропадет, один раз вернется, потом снова пропадет и вернется уже как фарс. Мы будем общаться с друзьями через ментальные представления внутри своей головы, а лайки и «шеры» будут проскакивать где-то параллельно с нейронами головного мозга.

Впрочем, есть и другой прогноз. Оглянитесь вокруг! Человечество старательно вытаптывает все человечное вокруг себя. И совсем не исключено, что социальные сети в 2020м году останутся только в бормотании полубезумных стариков (нас с вами). А молодые мутанты, выживающие среди ядерных пустынь, будут размышлять уже совершенно другими категориями. И простая капроновая сеть будет стоить и значить в жизни гораздо больше, чем сеть виртуальная».

Можно бесконечно представлять, что может случиться с социальными сетями в будущем. Будет крайне любопытно перечитать лет через 10 эти прогнозы и сопоставить с реальностью. Но уже сейчас очевидно то, что социальные сети, с высокой вероятностью, могут стать местом знакомства огромной аудитории с инновациями. Важно этот потенциал реализовать, сохраняя ответственность и лояльность аудитории нового поколения, которую «общественные медиа» уже сумели собрать под своими брендами.


 

Эконометрическое моделирование: максимизируем отдачу КРУПНЫЙ ПЛАН. Алексей Лопатик, коммерческий директор Brainient: «Российской рекламе не хватает времени. Много хороших продуктов не могут найти свою нишу»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.