Одиночество или социум: хайпы и тренды третьего квартала
Команда BrandScience представляет новую подборку хайпов и трендов. На повестке — внутреннее раздвоение современного человека. С одной стороны, заметно стремление к изоляции, в том числе через повсеместную цифровизацию; с другой стороны, очевидна потребность в общении и возвращении в реальность. Возникает вопрос: могут ли эти два стремления сосуществовать, или они обречены на постоянный конфликт
Trend&Hype – Culture & Audience
1. Одиночество в чистом виде
Новые формы изоляции от мира
В современном мире усиливается стремление к изоляции как в диджитал-пространстве, так и в реальном мире. В App Store появилась бесплатная социальная сеть для одного человека — SocialAI. В ней все созданные единственным пользователем записи будут активно лайкать и комментировать боты, действующие на базе искусственного интеллекта. Подобный тренд можно увидеть и офлайн: люди начали уединяться во время фитнеса. В Лондоне установили контейнеры со спортивным оборудованием внутри. Пользователи могут выбирать различные классы упражнений и следовать им, используя установленный видеоэкран.
Тенденция на уединение проявляется и в более важных аспектах жизни. В Японии молодые девушки задали тренд — выходить замуж сами за себя. Подобные соло-свадьбы можно интерпретировать как способ подчеркнуть важность самопринятия и любви к себе. Или просто как нежелание выходить замуж и становиться женой и матерью. Подобное явление на самом японском можно назвать «нон-конкацу», как антитренд «конкацу», брачной охоте, которая всегда была популярна в Японии. Тренд поддерживается и за рубежом, и даже известны первые разводы: жительница Великобритании расторгла брачный контракт, поскольку стала уставать от самой себя.
Hype – Culture & Audience
2. Борьба с самим собой
Новые формы отвержения мира
Raw-dogging Flights — своеобразный челлендж для проверки своей выдержки и самоконтроля. Суть — провести длительный перелет в «овощном» формате. Отсутствие музыки, просмотра видео или чтения книг, приема пищи и воды, сна. Можно только одно — смотреть в спинку кресла перед тобой. Многие считают это «глупой формой демонстрации маскулинности», но некоторые разглядели в этом эффективную форму детокса и возможность перезагрузить собственные мысли.
Еще одна актуальная возможность испытать себя — гроботерапия. Если кратко, человек ложится в гроб и для него проводят церемонию прощания. Некоторые даже соглашаются на закапывание на небольшую глубину. Основатели бизнеса рассматривают церемонию, как «инструмент саморазвития, который позволяет решить многие проблемы». Например, осознать скоротечность жизни. Псевдоостановка жизни помогает также увидеть собственные ошибки и сконцентрировать внимание на действительно важных вещах.
Выглядит и звучит дико, однако, этот «тренд» был известен в России и ранее. Если почитать жития святых, то можно найти множество примеров лежания в гробу.
Trend – Culture & Audience
3. Возвращение в реальность
Зумеры соскучились по настоящим вещам и face-to-face общению
Современное поколение, особенно Z, активно возрождает интерес к аналоговым форматам. В фокусе — виниловые пластинки и печатные книги. Это стремление отражает протест против обезличенного цифрового мира, где часто теряются ощущения и эмоции. Сообщество BookTok на платформе TikTok стало важной площадкой для обсуждения литературных предпочтений и рекомендаций, стимулируя рост интереса к печатным изданиям. Исследования показывают, что молодежь готова платить больше за физические носители, точнее, за тактильный опыт и уникальность, которые аналоговые носители предоставляют.
Кроме того, зумеры ищут способы возродить офлайн-знакомства, массово удаляя приложения для свиданий и стремясь к более искреннему общению. Несмотря на неуверенность и опасения, связанные с личными встречами, молодое поколение с энтузиазмом пытается создать новые форматы знакомств. Например, в Испании тренд на знакомства в супермаркетах, возникший из шуточного TikTok-видео, привлек множество людей, пытающихся найти партнера с помощью перевернутого ананаса в корзине.
Trend – Audience
4. Неравнодушные всех стран, объединяйтесь!
Молодежь по всему миру отказывается от перепотребления
Зумеры возрождают тренды, ставшими массовыми. На этот раз молодежь объединилась в стремлении к осознанному потреблению. В последние месяцы особую популярность приобрело движение недопотребления, заключающееся в отказе от покупки новых вещей и использовании уже имеющихся. В рамках этого движения молодые люди отказываются от маникюра, максимально используют, казалось бы, пустые тюбики и дают вторую жизнь старой одежде. В TikTok сегодня можно найти сотни видео под хештегом #underconsumptioncore, где люди делятся своими лайфхаками на эту тему.
Аналогичный интерес к осознанному потреблению демонстрирует и молодежь Китая. Китайские зумеры стремятся экономить практически на всем: от одежды до медицинских услуг и путешествий. Их главная задача: найти недорогой аналог дорогостоящих товаров и услуг. Этот тренд получил название Pingti. За последний год количество запросов с этим словом выросло на 2000%.
Trend – Audience & Media
5. Больше социальной политики
Отечественные сериалы помогают справиться с социальными проблемами
Многие помнят, как нашумевший отечественный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» получил новую форму существования. «Пацаны меняются» — социальный проект, цель которого помочь родителям и подросткам справиться со сложными ситуациями.
Из последнего — онлайн-кинотеатр START в рамках своего сериала «Жить жизнь» запустил телеграмм-бот «Пока, бывший». Бот помогает распрощаться с бывшим, написав ему последнее письмо. Сам текст никуда не отсылается, а превращается в пепел, тем самым избавляя автора от тягот общения и открывая путь к новой главе жизни.
Кажется, что подобный социальный «обвес» сериалов имеет потенциал стать больше, чем просто PR-поддержкой медиапродукта, а именно — встроиться в ДНК российского кинематографа.