Как адаптироваться к регламентам компании, коллективу и новому образу жизни
Первое место работы — это старт карьеры, важный этап в жизни молодого специалиста. Как использовать этот опыт с максимальной пользой и без потерь пережить период адаптации, рассказывает Полина Коровина, бизнес-коуч и медиатор, в рамках рубрики «Карьера с нуля» проекта для студентов и джунов рекламы и маркетинга «Траектория»
Начинать любое дело непросто, особенно когда что-то происходит впервые. Первую работу можно считать проверкой на прочность. Чаще всего новички сталкиваются с такими проблемами, как:
- прессинг со стороны более опытных коллег и непонимание, как себя вести в такой ситуации;
- зависть со стороны коллег из-за быстрого продвижения по карьерной лестнице молодого сотрудника;
- неуверенность в себе, тяжелое переживание первых неудач;
- сложность в коммуникации с более старшими сотрудниками и наставниками;
- быстрое выгорание и, как следствие, непреодолимое желание уволиться;
- недостаточная обратная связь от руководства, из-за чего сложно понять значимость своих результатов;
- трудности с тайм-менеджментом, неумение расставлять приоритеты при большом количестве задач.
Как молодой специалист может помочь себе
1. Осознание личной ответственности. Стоит помнить, что производительность труда и условия работы глобально зависят только от нас самих. Задачи сотрудника, которые никто другой за него не сделает:
- упорядочить производственные процессы, касающиеся его сферы деятельности,
- добиться от руководства понятных требований и KPI,
- выстроить удобную систему отчетности.
Если вы хотите работать в комфортной среде — создайте ее для себя сами.
2. Прозрачные правила общения с руководством. В самом начале договоритесь с руководителем о том, какие вы должны выполнять задачи и каких результатов от вас ожидают. Они должны быть понятными, измеримыми и недвусмысленными. Уточните:
- по каким критериям оценивается работа,
- как начальник поймет, что вы не справились с задачей,
- какие вещи для него недопустимы.
Все руководители разные. Кто-то считает нормальным позвонить или написать смс сотруднику по рабочему вопросу глубоким вечером. Кому-то важно, чтобы подчиненный с первого раза понял задание и дальше все делал самостоятельно. А другой требует согласования с ним каждого шага. Чтобы избежать непонимания и дискомфорта на работе, лучше выяснить все «на берегу».
3. Внимательность к коллегам. К каждому человеку нужен свой подход. Если с одним можно быстро обсудить дела в коридоре, то другому для решения тех же вопросов необходима обстоятельная встреча. Кто-то хватает на лету, а кому-то требуется подробно объяснять ход своих мыслей. Некоторые люди предпочитают поменьше разговаривать с коллегами, тогда как другим важно обсуждать свои дела и проекты. Наблюдайте за теми, кто вас окружает, и выстраивайте общение так, чтобы вам и вашим коллегам было комфортно.
4. Внимание к себе. Проанализируйте, какой стиль поведения на работе вам наиболее удобен: вы предпочитаете больше коммуницировать или работать уединенно? Важно ли вам отслеживать личный результат и личное участие в проекте? Что вас удовлетворяет в работе, а что расстраивает? Исходя из полученных ответов сформируйте свой рабочий образ. Не стесняйтесь вежливо сказать коллегам, если вас что-то не устраивает в общении. Объясните, что стиль поведения, который вы выбрали, не влияет на личное отношение.
Не будьте к себе слишком строги. Неудача или промах не определяют вас как
человека или специалиста. Каждый когда-то приходил на работу в первый раз. И
совершал ошибки. Это нормально, главное — делать правильные выводы.
Приучите себя к рефлексии в конце каждого дня. Анализируйте, что получилось
хорошо, а что не очень и как можно было бы улучшить результат. Всегда ищите
повод, даже небольшой, чтобы похвалить себя.
5. Обратная связь. Не стесняйтесь задавать вопросы наставнику,
коллегам, руководителю, если вам что-то непонятно. Просите давать обратную
связь после каждой выполненной задачи. Если ответ на вопрос сложно найти внутри
коллектива — используйте другие возможности: курсы, тренинги, консультации
специалистов. Помните, что работа с тренером или коучем повышает эффективность
и результативность в разы.
Записывайте то, что вам объясняют, чтобы не подходить несколько раз с одним и
тем же вопросом. Составьте памятки и инструкции для самых распространенных
задач. Ведите ежедневник.
6. Спокойствие. Чаще всего причиной конфликта на работе становится накопленный стресс, а не конкретный человек. Поэтому не принимайте близко к сердцу возникающие напряженные ситуации и споры. Скорее всего, они возникают из-за того, что срываются сроки, что-то не получается или кто-то устал, а не потому, что вы — плохой сотрудник.
7. «Спрашивая — предлагай». Если вас не устраивает какая-то ситуация или у вас есть вопрос — прежде чем задавать его, подумайте, могли бы вы иначе выстроить процесс? Если вы приносите руководителю или команде не только проблему, но и ее решение, есть большая вероятность, что именно его и выберут. А вы заработаете репутацию инициативного и конструктивного сотрудника.
8. Проактивная позиция. Фиксируйте все задачи и регулярно инициируйте встречу с руководителем или командой, чтобы «сверить часы». Озвучивайте свои результаты по поставленным задачам, а также проблемные места, предлагайте решения. Просите коллег и руководителя честно говорить вам, что их устраивает в вашей работе, что хотелось бы улучшить. Подобное регулярное общение выстраивает доверительные отношения коллективе, помогает не накапливать негатив и проблемы.
9. «Я-сообщение». При общении с коллегами не обвиняйте, а говорите о своих чувствах и эмоциях. Потому что естественная реакция на обвинение — это агрессия. Нападая друг на друга, вы не решите проблему.
- Не «Ты подставил меня, не сделав эту задачу», а «Я очень переживал, и мне пришлось работать в выходные из-за того, что задача не была выполнена в срок».
- Не «Ты делаешь неправильно», а «Мне было бы гораздо удобнее… потому что…».
В первом случае легко «свалиться» во взаимные обвинения. А во втором — оппонент сможет понять, что именно вас так беспокоит.
10. Укрощение гнева. Одно из самых главных правил — не отвечать по рабочим вопросам на эмоциях и не ругаться в переписке. Если произошел конфликт в рабочем чате – не отвечайте сразу, особенно если чувствуете себя сильно обиженным. Текст не передает наши чувства, часто люди интерпретируют слова, смайлики и многоточия по-своему. Продолжая разговор на повышенных тонах, вы рискуете усугубить конфликт. Как бы вам ни хотелось ответить — подождите хотя бы час. Лучше встретьтесь с вашим оппонентом или позвоните ему. Решайте конфликты голосом и начинайте с «Я-сообщения».