Дизайн-менеджмент нового поколения: как DesignOps помогает формировать проектные команды
О том, что такое DesignOps и как «Далее» используют его в работе с проектами, рассказал групхед DesignOps Максим Линдерман
В «Далее» работают более 30 дизайнеров и UX-специалистов, которые выполняют задачи от UX-проектирования до разработки дизайн-концепции. Когда приходится иметь дело с большими объемами совершенно разноплановых задач, растет важность эффективного менеджмента процессов внутри дизайн-команды. В подобных условиях важно дифференцировать дизайн-процесс на творческую и операционную составляющие. Такую возможность дает Design Operations или DesignOps.
Что такое DesignOps
В разработке есть термин DevOps. Это набор практик и инструментов для автоматизации и оптимизации процесса разработки программного обеспечения. DevOps упрощает жизнь программистов и дает им полностью погрузиться в написание кода.
DesignOps или Design Operations делает практически тоже самое для дизайнеров. Во время работы над продуктом дизайнер выполняет определенный набор действий и использует инструменты. Из действий складываются методики и процессы, которые помогают достигать цели.
DesignOps – это механизмы поддержки и оптимизации операционной деятельности дизайн-команд. Он позволяет дизайнерам, UX-писателям и аналитикам сосредоточиться на прямых обязанностях и оттачивании навыков. Исполнители не отвлекаются на организационные вопросы, погружаются в задачи и показывают качественный результат. Это выгодно и с финансовой точки зрения — налаженный механизм DesignOps помогает увеличить эффективность каждого сотрудника. Помимо всех вышеперечисленных плюсов, это обеспечивает масштабируемость системы.
Области применения DesignOps
DesignOps находится на стыке дизайна, HR, бизнес-управления и менеджмента. Его операционные области делятся на три составляющие: бизнес-операции, управление персоналом и рабочие процессы.
Управление персоналом
Карьерный рост дизайнеров, найм, обучение, ценности и цели, менеджмент знаний. В больших ИТ-корпорациях создают целые дизайн-комьюнити, которые занимаются профессиональным и личным развитием сотрудников. Например, в Google у DesignOps разработана система коучинга по публичным выступлениям, дизайнеров учат презентовать идеи и отмечать каждую маленькую победу.
Бизнес-операции
Решение правовых и финансовых вопросов. Сюда относят все, что связано с бюджетом, закупками, лицензиями, договорами, а также другими инструментами и процессами бизнеса.
Рабочие процессы
Управление жизненным циклом продукта от идеи до реализации. Сюда включают стандарты приемки и передачи проекта, инструменты и гайдлайны для дизайнеров, программы и даже офисы. Чем раньше на проекте развернется операционная поддержка, тем качественнее будут выполняться рабочие процессы.
Рабочие процессы в продуктовых командах и агентствах
DesignOps бизнес-операций и персонала универсален, а вот между воркфлоу продуктовых и агентских команд много отличий. В продуктовых командах DesignOps рабочих процессов состоит из:
- синхронизации работы дизайн-команд и программистов;
- системы проектного управления;
- критериев оценки и утверждения дизайна;
- стандартов инструментов дизайн-команд.
Такая структура хорошо работает в продуктовых командах, но тяжело внедряется в агентства.
У агентств могут быть десятки проектов разных компаний — от отрисовки баннеров до проектирования сложного интерфейса. И у каждой компании клиента уже сформирована своя система управления проектами, настроить DesignOps по схеме выше в этом случае будет сложно или невозможно. Но это не значит, что от операционной оптимизации придется отказаться вообще. Ее нужно кастомизировать под воркфлоу агентства.
Как агентству использовать DesignOps для работы с клиентом
Принципиально разные процессы DesignOps находятся в следующих направлениях:
- формирование новых проектов;
- поддержка текущих.
Новые проекты
Любой новый проект начинается с разработки roadmap — его стратегического плана. Мы составляем его для каждого конкретного клиента:
- брифуем клиента и анализируем, как все устроено внутри компании;
- ищем способы оптимизировать дизайн-процессы;
- формируем дизайн-команду, нанимаем дизайнеров, налаживаем коммуникацию;
- устанавливаем бюджет и KPI.
Поддержка проектов
Поддержка подразумевает длительную работу с проектом. Например, если у вас есть контракт, по которому вы год создаете баннеры для рекламных кампаний клиента. За этот год в вашем агентстве и на стороне клиента могут смениться менеджеры или дизайнеры. Чтобы это не повлияло на качество работы, агентству нужно развивать тактическое направление DesignOps.
На этапе перехода проекта на поддержку мы:
- распределяем нагрузку команды;
- убеждаемся, что команда поняла задачу и глобальную цель проекта, получила исходники;
- контролируем работу;
- даем рекомендации, анализируем прошлый опыт;
- налаживаем диалог с разработкой.
Если разделить подход к формированию рабочих процессов на новые и поддержку текущих, то получатся готовые паттерны для формирования и структурирования дизайн-команд. А также получится точный список задач по DesignOps на проекте.
Формирование и структурирование дизайн-команд
В любом проекте предстоит выбрать структуру команды, которая будет над ним работать. Для начала следует проанализировать задачи. На их основе вы выбираете тип структуры дизайн-команды, а в зависимости от типа определяете специфику DesignOps на проекте.
Централизованные дизайн-команды
Централизованные команды формируют в компаниях, где несколько независимых отделов работают над одним продуктом. Например, отделы продукта, дизайна, продаж, маркетинга, которые мало пересекаются. В каждом есть свои лидеры, которые принимают решения. Отдел — маленький мир, где люди глубоко вовлечены в задачи и четко знают свои роли.
Слабые стороны: из-за разобщенности отделов команды часто не понимают глобальной стратегии развития продукта, долго согласовывают дизайн-концепции и не имеют общего проектного хранилища.
Как внедрить DesignOps: в централизованные команды можно интегрировать отдельного DesignOps-специалиста, через которого дизайн-команда будет решать вопросы с другим отделами; он сформулирует для дизайнеров стратегию продукта и снизит бюрократию.
Кросс-функциональные дизайн-команды
Такие команды состоят из кросс-экспертных специалистов, например, менеджера, дизайнера, разработчика и аналитика. При этом иерархия специалистов одного профиля строится по централизованной модели, то есть дизайнеры подчиняются арт-директору. В кросс-функциональных командах налажена крепкая связь между разными отделами, дизайнеры закреплены за конкретными проектами и влияют на их развитие.
Слабые стороны: в кросс-функциональных командах дизайнеры реже взаимодействуют между собой, у каждого появляется своя стратегия и свое направление работы, качество общего продукта слабеет.
Как внедрить DesignOps: лучшее решение — интегрировать главного DesignOps-специалиста и добавить дизайнеру в каждой команде обязанности DesignOps. Это позволит синхронизировать работу исполнителей и добиться целостности.
Гибкие дизайн-команды
В гибкой модели дизайн-команды формируют и масштабируют под текущие продуктовые задачи. То есть в компании есть отдел маркетинга, которому нужно развивать продукт. Маркетинг нанимает менеджера, который набирает команду из пула доступных дизайн-специалистов под конкретную задачу. Гибкие команды легко масштабировать, в них сотрудники полностью сосредоточены на дизайн-процессах.
Слабые стороны: при гибкой модели трудно найти точку принятия решения — команда не понимает, слушать менеджера или маркетинг.
Как внедрить DesignOps: он становится над командой, принимает решения и координирует специалистов: гибким командам нужны выделенные DesignOps, работающие непосредственно со специалистами.
Итого
DesignOps — в своем роде медиатор между дизайнерами и другими отделами. Механизмы и специалисты этого профиля нужны на всех этапах проекта в командах любого типа. Для управления людьми, курирования и оптимизации рабочих процессов. Как следствие, они освобождают дизайнеров от организационных задач и дают им сосредоточиться на творчестве.
Но в DesignOps нет единого стандарта, паттерна, который бы был общим для всех. Он кастомизируется под команду в зависимости от ее типа, задач и этапа проекта. Если речь идет об агентстве, то еще и с учетом ситуации клиента. За счет этого формируются дизайн-команды, которые дают самый качественный результат.