Как стать хорошим руководителем в 24 года: развеиваем мифы о молодых и «неопытных»
Миллениалы и зумеры все чаще занимают руководящие позиции. Но молодым управленцам порой не хватает уверенности в своих силах: на них давят ответственность и недоверие старших коллег. Как стать руководителем в 24 года и построить экологичные взаимоотношения с командой и клиентами — рассказала Дарья Орешко, PR-директор Flowwow, в рубрике «До 25» проекта «Траектория»
![image](http://adindex.ru/assets/publications/2025_02/330669.png)
Подписывайтесь на телеграм-канал «Траектория» — медиапроект для молодежи и студентов, которые хотят состояться в рекламе и маркетинге.
Путь в профессию
На момент окончания журфака СПбГУ в 2018 году я поняла, что не хочу ограничиваться только текстами. Поэтому переход в PR выглядел логичным продолжением: я устроилась в агентство, которое специализируется на работе с IT-компаниями, преимущественно из B2B- и B2G-сегментов. Примерно за полгода я прошла путь от начинающего специалиста до вполне самостоятельного менеджера с тремя клиентами.
К концу 2020-го ситуация начинала напоминать тупик. Мне говорили, что я готова быть руководителем, но пока нет возможности меня повысить. В своей роли старшего PR-менеджера мне уже было тесно, и я начала проходить собеседования, морально готовясь увольняться.
В начале 2021 года мне предложили повышение, формат которого меня не устроил. Я честно сказала об этом CEO агентства, и мы вместе нашли решение, подходящее обоим. Так я наконец стала руководителем в 24 года.
После этого я проработала в компании еще год. Усталость от IT-тем и специфики агентской работы дошла до критической точки. Я уволилась — ушла в саббатикал (длительный отпуск. — Прим. ред).
Спустя пять месяцев устроилась во Flowwow — сначала на должность PR-менеджера. Но руководящий опыт, амбиции, умение строить процессы и желание улучшать то, с чем я работаю, никуда не делись. Поэтому, когда спустя еще пять месяцев появилась возможность возглавить отдел, я ею воспользовалась и стала Head of PR. А еще через десять месяцев — PR-директором.
Сейчас в моей команде десять человек. Я по-прежнему отношусь к категории молодых управленцев, но чувствую себя намного увереннее и искренне люблю свою работу. За все время, проведенное в должности руководителя, я вывела несколько правил, которые помогли мне успешно построить карьеру и не испугаться ответственности.
Молодому специалисту легче расти на одном месте
Это более органичный и простой карьерный маршрут. Руководитель уже знает, на что вы способны, а вам будет проще доказать свои компетенции на понятных кейсах.
Даже если вы понимаете, что ваш доход не вырастет в разы, все равно просите повышение ― хотя бы формальное. Благодаря ему в резюме появится заветная отметка, которая поможет получить офер на будущих собеседованиях.
Компаниям психологически проще принять на позицию руководителя человека, у которого уже был релевантный опыт, пусть и не очень большой.
Кроме того, вам будет не так больно набивать свои первые шишки, чувствуя поддержку коллег. Старшие в команде помогут справиться с трудностями, которые неизбежно выпадают на долю молодого лида.
Не стесняйтесь напоминать о своем повышении
Инхаус-специалистов редко просто так, внезапно повышают до руководящих позиций. Обычно лидом становится тот, кто сам хочет расти и говорит об этом руководству. Важно показать, какие боли компании вы сможете закрыть в новой должности. У руководителя в голове ежедневно десятки процессов, и, возможно, он будет только рад делегировать часть задач, увидев вашу готовность.
В агентствах рост происходит органичнее: опытные пиарщики периодически уходят на инхаусные позиции, а на освободившиеся места берут тех, кто хорошо показал себя и готов взять больше ответственности. Повышениям также способствует приход новых клиентов. Такая среда буквально «выталкивает» проактивных сотрудников на руководящие должности.
Люди могут сомневаться в ваших возможностях, а вы ― нет
В моей карьере встречались сексисты и эйджисты, но я никогда не пыталась убедить людей в их неправоте. Гораздо эффективнее ― показать, на что вы способны как специалист. Важно подчеркнуто вежливо коммуницировать с теми, кто воспринимает вас на стереотипном уровне, и понимать, что их реакция может быть обусловлена личными проблемами.
Старайтесь подробно описывать руководителям и клиентам все, что делаете. Например, не просто выполняете KPI по публикациям в «Коммерсанте», а объясняете, какую задачу бизнеса решаете. Это снизит градус неопределенности и повысит доверие к вам.
Самое главное ― держитесь уверенно с теми, кто сомневается в ваших компетенциях из-за возраста.
Покажите, что вы профессионал и получили должность, потому что хорошо выполняете свою работу. Вспоминайте свои успешные кейсы и ориентируйтесь на них, когда в минуты уныния решите, что оказались на своем месте случайно.
Помните, что хороший менеджмент однонаправлен
Молодому лиду всегда кажется, что он не будет суровым и станет другом для команды, но на деле это не всегда работает.
Личные дружеские отношения с подчиненными часто могут выходить боком. Без видимых причин начинает падать эффективность, люди опаздывают на работу, меньше переживают из-за дедлайнов или плохо справляются с задачами.
В такие моменты важно помнить, что дружеские отношения не должны мешать бизнесу. Необходимо давать честную, простую и понятную обратную связь, не стараясь подсластить пилюлю.
Если человек саботирует ваши рекомендации или пытается спорить с решениями, помните: менеджмент всегда однонаправлен. Мне однажды очень помогли слова «Вы уже были на месте ваших сотрудников, а они на вашем не были».
Вы можете пояснить свое решение или описать ситуацию, которая к нему привела, но не обязаны советоваться с коллегами. Важно создать доверительную обстановку, где все вежливо и корректно обсуждают проблемы, но при этом понимают и не оспаривают статус руководителя.
Не бойтесь экспериментировать с выстраиванием бизнес-процессов в отделе — со временем они кристаллизуются в нужной форме, комфортной для всех. А еще не забывайте оставлять место для определенной свободы в команде: в какой-то момент она разрастется и обзаведется своими подчиненными-руководителями, которым тоже придется набивать свои шишки.
Не забывайте отдыхать
Становясь руководителем, вы все равно остаетесь человеком. Не бойтесь ошибаться, будьте менее критичны к себе и позвольте людям помогать вам.
Выделите время на отдых и на работу и старайтесь балансировать, чтобы не выгореть от огромного уровня ответственности. И не забывайте развиваться! Хороший руководитель независимо от возраста и карьерных амбиций всегда находится в поиске новых знаний, открыт к опыту и нетворку.
Важные качества для PR-специалиста:
- гибкость и быстрый ум;
- дипломатичность;
- интуиция (правда нужна);
- умение разделять работу и остальную жизнь — иначе сгорите;
- стратегическое мышление: думать, как шахматисты, просчитывая ходы наперед.
Правила карьеры
- В самом начале, особенно если сфера работы сложная, вам будет казаться, что ничего не получается: не хватает компетенций, способностей, усидчивости, чего угодно. В таких ситуациях важно верить в себя и помнить, что любые трудности временны. Все, что вы делаете в своей работе, накапливается в портфолио и обязательно принесет результат.
- На этапе очень активного роста полезно всегда делать чуточку больше, чем от тебя ожидают. Потому что, скорее всего, когда человек просто закрывает задачи и не привносит ничего нового, он не будет расти. И не нужно бояться говорить об идеях, амбициях и своих сильных сторонах. Кроме вас, о достижениях и желании расти никто не расскажет.
- Количество ответственности, новизны и стрессовых моментов будет увеличиваться прямо пропорционально вашему росту. Но не позволяйте тревоге и переживаниям съедать вас изнутри. Они отнимают очень много сил. Иногда надо просто брать и делать, даже если очень страшно.