Как стать продюсером: какими качествами надо обладать, где учиться, как пробиться
Продюсер в кино или рекламе — это ключевая фигура, которая связывает в единое целое креативные идеи, разные команды специалистов и бизнес-процессы. Продюсер — это стратег и организатор, медиатор и коммуникатор, координатор и навигатор. Это боцман в бурных водах продакшенов, сушеф на кинокухне и кризис-менеджер в мире съемок. Но что мы знаем об этой профессии? Про роль продюсера рассказал креативный директор и продюсер агентства Vilka Иван Ус
Давайте сначала разберемся, какие бывают виды продюсеров.
1. Генеральный продюсер
Управленец и стратег. Он отвечает за общий успех проекта, распределение ресурсов и взаимодействие с клиентами. В его задачи входит не только разработка глобальной стратегии, но и контроль за всеми этапами производства видеопроекта. Чаще всего большинство представляют себе именно его, когда слышат слово «продюсер».
2. Линейный продюсер
Организует съемочный процесс. Его главная задача — решать практические и технические вопросы: аренда площадки, подбор оборудования, логистика команды, графики съемок, соблюдение бюджета. В общем, на нем буквально все — от транспорта и декораций до одежды и обедов.
3. Креативный продюсер
Сосредоточен на творческой части. Он помогает воплотить идеи креативной команды, следит за стилем, сюжетом и общим настроением проекта. Именно креативный продюсер часто участвует в брейнштормах и предложении идей клиенту.
4. Продюсер постпродакшена
Курирует процесс после завершения съемок: монтаж, цветокоррекция, работа со звуком, визуальные эффекты. Он контролирует этапы, которые превращают отснятый материал в готовый продукт — ролик или фильм.
Несмотря на такое разнообразие видов продюсеров, всех их объединяют общие характеристики, без которых невозможно добиться успеха в этой сфере. Вот 10 главных качеств классного продюсера.
1. Организованность
Продюсер не может быть рассеянным, несобранным и витающим в облаках. Оставим это некоторым режиссерам и актерам. Навыки тайм-менеджмента и способность держать множество задач под контролем — наше все.
2. Коммуникабельность
Профессия продюсера предполагает почти нон-стоп общение — с клиентами или командой, заказчиками или подрядчиками, владельцами студий или менеджерами ренталов по аренде оборудования. Привычка постоянно быть на связи, умение слушать и договариваться — базовые качества для хорошего продюсера.
3. Стрессоустойчивость
Описанные два пункта уже у многих вызывают нервный тик. А ведь вся работа продюсера сопряжена с дедлайнами и неожиданными ситуациями. Так что быть зачастую в стрессе, но не показывать это другим, — крайне важный навык.
4. Креативность
Продюсеры расстраиваются, если им отводят только тактико-технические функции. Поэтому классный продюсер обязан проявлять креативные инициативы. А для генерации идей и поиска нестандартных решений нужен творческий взгляд на мир.
5. Гибкость
Но не стоит перегибать с креативом, иначе можно нарваться на конфликт с теми, кто напрямую отвечает за творческую составляющую проекта. Поэтому продюсеру важно быть гибким. Он должен уметь быстро адаптироваться к изменениям — будь то новая правка от клиента или замена подрядчиков.
6. Навыки управления
Работа продюсера — это управление командами и процессами, а иногда даже сразу несколькими проектами одновременно. Нужно быть дирижером — правильно распределять и делегировать задачи, а затем следить за их выполнением. Дирижер не бегает отыграть партию на тромбоне, иначе что это за дирижер?
7. Любопытство
Продюсеру должно быть интересно все, что связано с другими цехами производства видеоконтента. Ведь знания процессов съемки, постпродакшена и других технических деталей поможет лучше управлять задачами. Это непросто освоить в теории, но довольно быстро получается изучить на практике — на съемочной площадке. Главное — быть любопытным и не стесняться интересоваться у коллег.
8. Экономическая смекалка
Продюсеру важно уметь укладываться в бюджет, сохраняя качество проекта. Поэтому продюсер — это и бухгалтер, и экономист, и даже в каком-то смысле брокер. Хотя рисковать бюджетами в сфере съемок видео не рекомендуется, но бывают случаи, когда продюсер, полагаясь на свой опыт и предчувствие, ввязывается в авантюру. У хорошего продюсера риск будет оправдан и приведет к успеху. Потому что он никогда не будет идти ва-банк, если не отдает себе отчет в положительном результате.
9. Внимание к деталям
Ошибки в продакшене дорого обходятся, поэтому важно замечать мелочи. «Семь раз отмерь, один отрежь», «гладко было на бумаге, да забыли про овраги» и прочие подобные поговорки — это буквально про работу продюсера. Для нее легкие формы панического расстройства — скорее в плюс, чем в минус.
10. Лидерство
Продюсер обязан быть авторитетом и вдохновлять команду на результат. Это качество — одно из самых сложных и неоднозначных. Ведь лидерство может быть как врожденным, так и приобретенным — это вполне прокачиваемый навык.
Узнать про качества, важные для продюсера, — это лишь полдела (если не четверть). Потому что сразу же встает вопрос: где и как получить образование продюсера? Оно бывает разным.
- Профильное. Университеты и институты кино и телевидения
Это самый быстрый, понятный и логичный способ, чтобы освоить профессию. Советуем выбирать топов и авторитетные заведения, в которых есть продюсерские программы. Например, ВГИК, МШК, «Индустрия», ВКСР (Россия). Идти в малоизвестные и дешевые школы — это риск нарваться на низкокачественные знания. А еще обучение в профильных заведениях — это тусовка и связи. Нередко бывает так, что именно их, а не знания, вы приобретете после выпуска, и именно они сделают вас классным продюсером. Но важно помнить, что никакое образование не даст вам гарантию того, что вы станете продюсером, — очень многое в этой сфере зависит от других факторов, про которые пойдет речь ниже.
- Курсы и мастер-классы
Неважно, есть ли у вас высшее образование или нет, — необходимо находить время для прохождения курсов и мастер-классов. Например, у современных образовательных платформ Skillbox или Coursera существуют программы по продюсированию контента.
- Стажировки в рекламных агентствах и продакшен-студиях
Это касается вообще любой профессии в сфере кино и рекламы — в мире съемок без практики никуда. Работа в сфере, даже в качестве стажера, позволяет учиться непосредственно у профессионалов и узнавать особенности работы каждого из цехов.
- Знакомства
Один из последних по списку, но, по моему мнению, первый по значимости. В сфере видеопроизводства цена ошибки очень высока как с точки зрения денег, так и репутации. Поэтому никто не даст реализовать большой проект незнакомому человеку, даже если это суперпродюсер со всеми не только десятью, а ста десятью качествами. А вот если вы знаете тех, кого нужно, а вас самого рекомендуют нужные люди, — это уже дает вам больше шансов на то, чтобы добиться успеха. И речь даже не про кумовство или какие-то коррупционные схемы — выстраивание сети знакомств для карьерного роста есть в любой сфере. Просто в мире рекламы и кино это более ярко выражено и очевидно. Как получить нужные знакомства? Это действительно сложный вопрос. Варианты ответов можно найти в профессиональной литературе, например в книге Александра Кравцова «Русский нетворкинг». Готовых решений там не найти, но это хороший инструментарий и пища для размышлений.
- Самообразование
В продолжение темы профессиональной литературы по продюсированию. Очень советуем начинающим продюсерам читать ее как можно больше, а также книг из смежных киношных профессий. В них можно найти как практические советы и лайфхаки, так и общее понимание профессии, ее предназначения, сути, возможностей. В качестве примера можно привести книгу топ-продюсера Александра Роднянского «Выходит продюсер». Это, с одной стороны, профессиональная и честная книга, с другой — очень личная. Всем, кто работает в теле- и киноиндустрии, а также в масс-медиа или в развлекательном маркетинге, — обязательна к прочтению.
Заключение
С каждым годом профессия продюсера становится все популярнее. Конкуренция усиливается, так как продюсеры нужны как в киноиндустрии, так и в рекламной сфере, телевидении, digital-продакшенах. Чтобы выделиться, важно:
- постоянно развивать навыки;
- формировать профессиональное портфолио;
- работать над сетью контактов.
Продюсирование — это искусство баланса между идеей, временем и ресурсами. Классный продюсер — это профессионал, способный превратить любую задумку в качественный и результативный проект.