SMM-менеджеры рекомендуют кино, книги и сайты для расширения профессионального кругозора
На этой неделе в рубрике «Культурный обмен» SMM-специалисты делятся с AdIndex полезными книгами, фильмами и интернет-ресурсами, которые помогают им в работе
Александр
Савицкий
Head of SMM
Сервис изучения и практики иностранного языка LinguaLeo
«Огилви о рекламе» и «Тайм-драйв» — классика, которую, я уверен, и так все прочитали не раз, поэтому посоветую книгу поновее: Contagious: Why Things Catch On Йоны Бергера. В русском издании — «Заразительный. Психология сарафанного радио. Как продукты и идеи становятся популярными». Прекрасная книжка о том, что практически любые сущности, будь то видеоролик, сервис или просто пост в Facebook, становятся популярными благодаря людям, а не рекламе и топорному маркетингу. Очень рекомендую и пиарщикам, и маркетологам, и, в особенности, тем, кто работает с аудиторией соцсетей.
Anger Kills: Seventeen Strategies for Controlling the Hostility That Can Harm Your Health в русском переводе не встречал. Это неплохая книга о том, как управлять собственными негативными эмоциями, в частности — гневом. Гнев и злость — это те эмоции, испытывать которые SMM-щику нельзя ни в коем случае: всего один грубый ответ на чей-то выпад в комментариях может стоить ему работы, а компании и бренду — репутации. И наоборот: спокойствие и дружелюбие, проявленные в эмоционально-напряженных условиях, могут творить чудеса.
Я долго думал над тем, какой фильм посоветовать, но внезапно вспомнил про замечательный британский сериал «Абсолютная власть» (Absolute Power) со Стивеном Фраем в главной роли. Это не про социальные медиа, конечно, и даже не про интернет, а про политтехнологии и PR, притом весьма «грязный». Но именно этим сериал и ценен.
И полезные интернет-ресурсы:
-
http://www.simplymeasured.com/ — не очень дешевый, зато очень мощный и полезный инструмент для анализа аккаунтов в социальных сетях. Позволяет делать информативные, глубокие отчеты с хорошей аналитикой. Для рядовых SMM-менеджеров инструмент, скорее всего, окажется слишком мощным, а вот маркетологи, работающие с соцсетями, будут в восторге.
-
http://www.amplifr.com/ — молодой, но подающий надежды сервис аналитики соцмедиа-аккаунтов во всех популярных соцсетях. Прост, удобен и развивается буквально на глазах. Особенно приятно то, что создатели тщательно прислушиваются к пожеланиям пользователей.
Кира
Барановская
ведущий менеджер по развитию
бизнеса
RAMBLER&Co
Важная задача SMM-менеджера — не только найти подход к целевой аудитории продвигаемого продукта, но и анализировать отклик. SMM не заканчивается на котиках и «жми ретвит». Начните с мануала Google Analytics.
Работа с негативом — не самая приятная задача. А в нашу эпоху «журналистики скриншота» ты один раз психанешь в официальном аккаунте и потом, в лучшем случае, прочитаешь об этом десяток постов в Facebook, а в худшем — лишишься работы. Поэтому я советую прочитать «Психологическое айкидо» Михаила Литвака. Книга помогает понять, почему собеседник выливает на тебя свой негатив, и не реагировать на него. Пригодится и в жизни.
И ни в коем случае не читайте книги про SMM! К моменту, когда книга будет издана, описываемые тренды давно станут олдскулом. Читайте блоги, следите за работой конкурентов, читайте классическую литературу. Чем больше ты читаешь, тем легче потом написать что-то свое.
Максим
Юрин
руководитель отдела SMM
Red Keds Creative Agency
Я не особый знаток и любитель бизнес-литературы. Часто складывается впечатление, что авторов больше заботит повышение собственных бизнес-показателей (подороже продать книгу потолще), чем составление полноценного, хорошо структурированного материала. В девяти из десяти книг полезны только 50 страниц, а остальное — вода. Хотя, конечно, может, мне просто не те попадались.
В общем, я привык черпать полезные мысли и знания, в том числе и для профессионального развития, из художественной и околохудожественной литературы.
Если профлитература — то только «вечная классика», только хардкор! Рекламистам хочу порекомендовать две следующие книги.
Повесть Гоголя «Портрет» актуальна по сей день для всех представителей креативных рекламных профессий (дизайнеров, копирайтеров). В ней поднимается вечный вопрос о том, как деньги убивают творческие порывы и, в конечном счете, талант. Что важнее — истинное искусство или легкая нажива?
Вторую книгу, «Слово живое и мертвое» Норы Галь, я рекомендую копирайтерам, сценаристам, контент-менеджерам и всем тем специалистам рекламы, которые много работают с текстом.
Книга представляет собой обзор примеров удачной и неудачной работы с языком и, в особенности, направлена против неумеренного и неоправданного использования канцелярского стиля и иноязычных заимствований (большой консерн и трабл в мире современного адвертайзинга, не правда ли?)
Нора Галь разбирает множество переводческих, писательских и просто речевых ошибок и намечает некоторые общие принципы, благодаря которым литературный текст звучит живо и выразительно, читается увлекательно и вызывает доверие читателя.
Вместо того чтобы прочитать очередной десяток однотипных статей в духе «ТОП-10 способов написать красивый продающий текст» используйте эту книгу, немного адаптируйте приведенные примеры и советы под мир рекламы, и Каннские львы сами придут к вам в руки!
Светлана
Глухарева
Digital-директор
Аgency oneTOUCH
Хороший SMM-щик знает не только инсайты целевой аудитории, но и может заранее на глаз определить, какой будет отклик пользователей на сообщения от имени бренда.
Именно поэтому он должен не только грамотно владеть навыками механики продвижения, но и иметь широкое мировоззрение. Интересоваться изучением других, более глобальных смежных областей: классическим маркетингом, психологией, социологией, историей, дизайном.
Must read или фундамент для закладки мозгов — «Основы маркетинга» Филипа Котлера.
Удивительно, но книга, написанная более двадцати лет назад, до сих пор актуальна. Как вырастить евангелистов бренда и сделать бренд узнаваемым? Ответы с примерами настолько вдохновляют, что хочется приступить к работе, не дочитав.
Его идея концепции сенсорного брендинга — это залог успешной маркетинговой стратегии. А методика «двенадцати фрагментов бренда» — основа к пониманию тонкости формирования контент-политики бренда и его позиционирования.
Следующая книга — «Стив Джобс» Уолтера Айзексона. У меня нет кумиров в маркетинге, но есть тот, кто меня вдохновляет.
Стив Джобс заставляет верить в идеальный маркетинг. Его принципы могут легко стать мантрой для специалиста при создании контента.
По мнению автора, у Стива Джобса таких принципов было семь:
-
Делайте то, что любите.
-
Оставьте след во Вселенной.
-
Встряхните ваше сознание.
-
Продавайте мечты, а не продукты.
-
Скажите «нет» тысяче вещей.
-
Создайте безумно великий опыт.
-
Овладейте посланием.
О его подходах к выпуску продукта и принципе честной работы, которая так нужна SMM-щику:
«Нужно тщательно отделывать обратную сторону шкафа и забора, учил Пол, приемный отец Джобса. Неважно, что они не на виду. «Ему нравилось все делать хорошо. Даже то, что никто никогда не увидит».
Очень-очень старая, технически не актуальная, но все же интересная книга по Facebook, в частности, и по социальным сетям в целом — «Facebook: как найти 100 000 друзей для вашего бизнеса бесплатно» Андрея Албитова.
Расширив свой кругозор, смело можно отправляться читать закрытые сообщества маркетологов: «SMM-тусовки», «Клуб позитивных маркетологов» или SMM Russia. Именно там можно прочесть тонкости и подводные камни тех или иных механик, которые нужны в работе, но о которых не узнаешь ни на одной конференции.
Александра
Малания
Director of SMM&Digital
department
Comunica
Я прошла долгий путь от классического PR-менеджера до руководителя отдела SMM&Digital. Для меня самое главное правило: любить и уважать свою работу, а все остальное приложится.
Хороший маркетолог должен уметь расставлять приоритеты и правильно оценивать дедлайны, а также опираться на лучшие практики и кейсы. Поэтому я очень рекомендую потрясающую историю одного из лучших менеджеров и управленцев в мире, который от простого инженера дошел до должности исполнительного директора GE — книгу Джека Уэлча «Джек. Мои годы в GE».
Хороший маркетолог должен обладать самоиронией и трезво оценивать свою деятельность. Я, честно, больше люблю книгу, она тоньше показывает все моменты абсурдности профессии маркетолога, от которой, увы, никуда не уйти, но и фильм прекрасен — «99 франков» Фредерика Бегбедера.
Хороший маркетолог должен быть и PR-щиком, и SMM&Digital-специалистом, и разбираться в медийке и т.д. Поэтому я рекомендую отличную книгу про работу пресс-службы: как принимать удары, не наступать на вековые грабли и взглянуть на работу пресс-службы «Билайн» изнутри — в книге «PRописные истины» Михаила Умарова.
Даниил
Филин
совладелец креативного
digital-агентства
MOST Creative Club
Чтобы поменьше плодить сущностей и трезво понимать, чем вы на самом деле занимаетесь, советую прочитать рассказик Германа Гессе «Индийское жизнеописание» из романа «Игра в бисер».
Чтобы не забывать, с каким подходом стоит писать посты, внимательно изучите, а лучше повесьте над столом или где вы там работаете картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
А чтобы раз и навсегда закрыть для себя тему ботов, перечитайте «Мертвые души» Гоголя.
И хватит на этом.