Творец или делец? Почему дизайнеры игнорируют брифы клиентов


Креатив | 09 Января 2014 | 6

Творец или делец? Почему дизайнеры игнорируют брифы клиентов
Каждому, кто считает себя представителем творческой (или креативной) профессии, рано или поздно придётся решить для себя один важный вопрос: будет ли он самореализовываться или будет зарабатывать деньги

— Взвесьте мне 200 грамм вашего творчества. И заверните!

Художники, музыканты, режиссёры, дизайнеры - все мы находимся на службе потребителя (посредством бизнесов наших клиентов в том числе) и его потребностей и интересов.

Надо полагать, все, кто оказался в числе творческих воинов раскладываются на две экономические составляющие: те, кто могут питаться святым духом и те, кто им питаться не может. Бывают счастливые исключения, которым вообще плевать на это, но давайте рассматривать тех, кто и сердцем, и желудком живёт своей профессией.

Кто девочку кормит, тот её и танцует. Звучит пошло, да? Но если вдуматься, это отличная аналогия отношений участников творческого бизнеса: и дизайнер, и художник являются производителями нематериальных благ для своего потребителя (а иногда и вполне себе материальных). Напомню, что любителей рисовать "для себя" или писать "в стол"мы не рассматриваем, что в принципе логично - они не являются участниками экономических взаимоотношений, потому что не создают ничего, что востребовано рынком.

Так кто же кого танцует в данном случае: тот, кто платит или тот, кто рисует? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно чётко понимать, чем дизайн-проект кофейни отличается от килограмма картошки, а чем картина художника отличается от набора анкеров 8х105 для соединения угловых ферм. Ничем! С точки зрения произведённого продукта и его полезности для потребителя - ничем. И то и другое можно пощупать, увидеть и использовать для удовлетворения тех или иных потребностей. В кафе с красивым интерьером и классной эргономикой может  восстановить силы рабочий сталелитейного цеха, а наслаждаясь картинами в галерее матёрый продажник находит отдушину. Можно спорить, что имеет большую ценность, но спорить с тем, что дизайн или картина не является продуктом, служащим для удовлетворения потребностей людей - нельзя. И в первую очередь, нельзя спорить с этим самим представителям творческих профессий.

А ведь как хочется! Сравнивать Великую Картину, в которую художник вложил душу, сравнивать изысканный дизайн ювелирного изделия с ведром гвоздей?.. Именно так и не иначе. Если мы говорим о продукте, который оплачен потребителем (клиентом) и служит для удовлетворения его же благ, он и только он в таком случае может (и должен) выбирать средства реализации своих потребностей. Форму же выбираем мы - творческие профессионалы. Кому, как не заказчику услуги известно о том, какие потребности у него и его клиентов? Приходя в ресторан, любой нормальный человек будет выбирать ужин из того, что есть в меню ресторана. Или кому то придёт в голову просить поджарить тостов в рыбном ресторане?

Так почему же так много дизайнеров, композиторов, художников, писателей и других представителей творческих профессий считают нормальным игнорировать брифы и технические задания от своих заказчиков? Почему они не исследуют конъюнктуру рынка и тренды в своих отраслях, а потом удивляются тому, что остались непонятыми и, как следствие, не оплаченными и голодными? Ответ прост: за «творческостью» своего ремесла они надеются скрыть свою некомпетентность, непрофессионализм и своё нежелание (или неумение) производить продукт, нужный рынку. Нельзя самореализовываться за счёт заказчика. Любой, кто заплатил за девочку, вправе требовать продолжение вечера по своему сценарию. Или девочке попросту не стоило брать оплату.

В дополнение хотелось бы привести пример успешных людей (студий и компаний), чьи творческая самореализация и умение успешно попадать в тренды позволяют им держаться на верхних строчках всех хит-парадов и хорошо зарабатывать. Загадка их успеха проста: своей самореализацией они удовлетворяют потребность своего клиента. Если вы такой – вам повезло. Если нет, стоит задуматься, а действительно ли то, что вы создаете кому-то нужно?

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Фигорческий руководитель (Гость) | 09.01.2014, 18:28
Для того что бы создать качественный дизайн-продукт(возьмем к примеру сайт, по реализации женской гигиены, дизайн которого рисует мужчина) -> необходимо некоторое время, на погружение в деятельность(но его же в РФ нет! Всегда нужно еще вчера!). А клиент. Ему же катастрофически не нравится, когда дорого. Вот дешево и быстро - круто. А долго и дорого - это Лебедев. Так о чем пост, Алексей? О дизайнерах, работающих за 3 копейки, которым глубоко плевать на погружение, которым приходится еще эти брифы из заказчика тянуть(ну вы понимаете, заполнить бриф просто необходимо.... )? А может о заказчиках, которые в 90% случаях не понимаю что хотят, а когда выполняешь работу четко по брифу, надо еще доказать, что это их бриф и их пожелание приклеить голубую ромашку на нос кислотно-зеленой коровы? Но вообще из вашего поста у меня складывается четкое ощущение, что вы сами всегда были только по одну сторону барикад. А надо бы побывать везде и не единожды. Вы же сами создаете "пустоты мозга", что еще опаснее, чем дизайн на столбах за счет заказчика.
Алексей (Гость) | 10.01.2014, 13:09
Отвечаю на ваш вопрос: пост для представителей творческих профессий, которые пока не поняли, что они ремесленники. Вследствие чего всячески страдают и клеят ромашку.
Александр, Арт-директор (Гость) | 10.01.2014, 11:36
И действительно, суждения Алексея Утёмова поражают своей однобокостью. Очевидно причиной тому служит неглубокое погружение в специфику творческой работы. Алексей, у меня довольно богатый опыт работ с крупными всемирно известными клиентами, и исчерпывающие конкретные брифы это редкое исключения из моря документов типа: Хотим чтоб модно, красиво, надежно, престижно и миленько". Порой брифы клиентов различаются только темплейтом и названием компании (да-да, бывает и такое). А еще часто бывает, что бренд менеджер компании в дуiе копирайтер или арт директор^ так это вообще ужас. Так вот можно выполнять работу по брифу с колоссальным количеством итераций и правок, А можно работать творчески не по брифу - проанализировать рынок, педантично подойти к стратегии, ультимативно предложить одну, максимум две концепции. Одним словом попасть в десятку не тратя много сил и времени, выполнить работу исключительно творчески и получить приятное материальное вознаграждение. Ответьте сами себе, кто Вы? Ремесленник, который делает то что просят или творец, который делает так как это нужно)) Вторые обычно зарабатывают гораздо больше первых)
Алексей (Гость) | 10.01.2014, 13:19
Александр, я (ка и вы) уже ответили себе на этот вопрос. Но есть люди, которые категорически и ультимативно предлагают одну концепцию и ноль правок, руководствуясь тем, что они "так видят" решение задачи. Ваш богатый опыт наверняка говорит о том, что для того, чтобы точно попадать в десяточку, нужно пройти долгий путь и много тренироваться. Статья предназначена тому, кто ещё не достиг ваших высот и допускает мысль, что можно действовать по-другому.
Никита (Гость) | 11.01.2014, 09:03
Хорошая статья. В самом деле, очень часто в любой творческой сфере попадаются люди, которые любят размывать границы между творчеством и некомпетентностью. Причем делают они это с завидным упорством.
Алексей Утемов (Гость) | 11.01.2014, 12:13
Всё верно. Размытие границ одинаково плохо для всех, для творческих людей в первую очередь.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама