Индекс влияния. Герой недели - Николай Белоусов, Panasonic
Агентство TOoBEeDOo и Adindex.ru представляет интервью с Digital Marketing Manager компании Panasonic Николаем Белоусовым
Николай, расскажите, с чего начинали и как пришли к работе в Panasonic?
В области интернет-рекламы я работаю с 2005 года. Летом после 4 курса я решил устроиться в call-центр компании Panasonic. Меня заметили и через три месяца предложили попробовать себя в онлайн-коммерции. Для меня это был колоссальный скачок в развитии. Я начал заниматься интернет-магазином и, можно сказать, был своего рода мастером на все руки: отвечал и за логистику, и за сайт, и за финансовую часть. Честно признаться, я совершенно не разбирался в интернет-коммерции, но мне было жутко интересно.
А что именно входило в зону вашей ответственности?
Практически все. Я составлял план продаж, осуществлял закупки, заполнял сайт, делал описание моделей, анализировал данные, думал, как можно повысить конверсию, занимался поисковой оптимизацией, плюс несколько раз переделывал сайт. В целом, работа над интернет-магазином заключается в том, что ты управляешь ассортиментом и ценами, прогнозируешь спрос, работаешь с базой данных, занимаешься контекстной рекламой/поисковой оптимизацией и делаешь рассылки по клиентам.
И как же вам удавалось повышать продажи?
В большей степени за счет сайта Panasonic.ru. К примеру, размещение на сайте кнопки «Купить сейчас» обеспечивают больше 60% оборота. Поднимать продажи можно только за счет вариаций размера и расположения кнопки. На Panasonic.ru приличный трафик, и он неплохо конвертируется в продажи.
Можете назвать конкретные цифры?
На Panasonic.ru заходит в день около 30 тысяч человек. А трафик интернет-магазина 120-150 тысяч уникальных посетителей.
И как развивалась ваша карьера дальше?
Чем больше я вникал в работу, тем интереснее мне становилось. Я
понимал, например, что над сайтом Panasonic.ru, который был генератором
основных продаж, тоже надо работать. К примеру, на сайте не появлялись новые
модели. Мне ужасно это не нравилось, потому, что если нет новой продукции, сайт
не индексируется в поисковиках по запросам, связанным с этими моделями, люди не
заходят на сайт, а если не заходят - не переходят в интернет-магазин, не
переходят в магазин - нет покупок. В 2006 году я начал работать с командой
поддержки сайта Panasonic.ru, направлял им свои комментарии, но в какой-то
момент понял, что бьюсь как рыба об лед. Хотя в рамках компетенций своей
должности я сделал все, что мог. Параллельно я получил предложение о работе в
компании La Redoute, которая занимается продажей одежды через интернет. С этим
предложением о работе я пришел к руководству и сказал, что мне очень нравится
Panasonic, но я вынужден их покинуть в силу ряда причин. Произошло в буквальном
смысле чудо, меня выслушали и сказали: «Давай ты останешься, мы поднимем тебе
зарплату и ты будешь управлять веб-проектами». Так в 2007 году я начал
заниматься интернет-активностью Panasonic. На тот момент комплексного подхода к
интернет-рекламе в Panasonic как такового не было.
Я работаю в отделе корпоративных коммуникаций – с точки зрения диджитал мы
занимаемся интернет-магазином, корпоративным сайтом, программой лояльности,
активностями, которые относятся к бренду (например, «Сочи-2014»).
Бренд-менеджеры приходят к нам со своими задачами, и мы выполняем функцию,
скажем так, закупочного отдела. Организуем тендеры, пишем брифы, приглашаем
агентства, т.е. выступаем для них в роли консультантов.
Из интересного, в 2009 году я заболел социальными медиа и завел аккаунты
Panasonic в социальных сетях. Это был интересный опыт, результаты активностей
освещались в журнале «Коммерсант-Деньги». Назывался проект «Эксперимент
российского масштаба». По ходу ведения наших проектов в социальных медиа я
написал 22 отчета о наших активностях. Сейчас, конечно, забавно наблюдать как
бренды наступают на те же грабли, что и ты еще 3 года назад.
Для себя сделали какой-то вывод?
Вывод про социальные медиа заключается в том, что очень многое зависит от продукта и от того, есть ли какая-то эмоциональная связь с продуктом при его покупке, т.е. зажигает ли он человека, будет ли человек гордиться тем, что он им владеет. Если у вас нет такого продукта, то реклама в социальных сетях вам не поможет.
У Panasonic есть такие продукты?
Да, безусловно. Но когда в 2009 году мы начали заниматься активностью в социальных медиа, мы сделали акцент на бренд и думали, что именно вокруг самого бренда у нас получится собрать людей. Но у бренда Panasonic нет центрального ядра. Люди собираются не вокруг компании, а вокруг ее продуктов.
Мне очень понравились ваши слова об эмоциональной связи при покупке. Не стоит ли перед вами задача создавать эту самую историю эмоциональной связи, в том числе и через социальные сети?
В создание эмоциональной связи с продуктом с помощью новых
медиа я не верю.
Сами продукты должны учитывать особенности новых медиа. Если речь об
электронике, то устройства должны отражать дух времени и помогать пользователям
просто делиться контентом и использовать новые медиа. Хороший пример –
электронные часы Pebble. Продукт, отвечающий на запрос времени способен собрать
вокруг себя сотни тысяч поклонников.
В то же время, мы поняли, что социальные сети можно использовать как источник
дополнительного трафика. Для этого нужно правильно мотивировать людей делиться
контентом, который они находят на странице бренда и это. Например, так мы
делаем для промостраниц фотокамер, транслируя сообщение: «Если вам нравится
продукт, расскажите о нем друзьям». И это действительно работает. 5-10 %
дополнительных посещений дает.
В 2011 году апогеем интеграции социальных технологий и интернет-рекламы для меня стал проект «Touch Z-Distanse». Это уникальная фотостудия с возможностью онлайн-управления для демонстрации фотолюбителям новых возможностей фотосъемки. Посетители могли дистанционно фотографировать приглашенных моделей и взаимодействовать с ними онлайн. В перерывах между сетами мы показывали фотокамеру, которой люди управляли, ее функционал. Мы очень серьезно подошли к интеграции продукта в сайт и рекламную кампанию, и это лучший проект, который мы когда-либо реализовывали.
А каковы были результаты?
За два месяца на сайте побывало более 150 тысяч человек и около 20 тысяч человек сделали снимки. Считайте, что мы собрали 20 тысяч человек, которые протестировали эту камеру. Это огромная цифра. В реальном мире невозможно обеспечить такое количество взаимодействий с продуктом.
Расскажите о своих дальнейших планах в рамках компании Panasonic?
Сейчас кроме интернет-проектов я занимаюсь еще и
CRM-активностями.
Передо мной стоит непростая, но интересная задача. Необходимо собрать данные о
людях, которые покупают продукцию Panasonic (а это миллионы людей) и
использовать эту информацию в коммуникации.
Например, мы запускаем проект LUMIX Академия, в рамках которого каждому
человеку, купившему фотоаппарат LUMIX, будет предложено пройти онлайн-обучение
для улучшения навыков фотографии. А сайт с рецептами для владельцев бытовой
техники позволит пользователю получить рецепты и рекомендации от нашего
шеф-повара в зависимости от того, какой бытовой техникой он владеет. Это крайне
интересно и сложно реализовать. Поищите data driven marketing, чтобы вникнуть в
суть.
Поделитесь своим взглядом на рынок, как вы оцениваете его развитие?
Рынок интернет-рекламы в Рунете фрагментированный и
разобщенный. К примеру, у нас нет единых стандартов работы и не выработана
общая терминология. У каждого digital-менеджера свое понимание того, что такое
KPI. Каждый меряет по своему, кто вовлеченность, кто охваты, кто клики.
Складывается ощущение, что многие бренды не контролируют интернет-активности,
раздавая разным агентствам отдельные и часто несвязанные задачи, причем бренд
не берет на себя их координацию их усилий.
Клиенты тоже очень разного уровня. Кто-то все понимает в интернет-рекламе, а
кто-то пришел из других медиа и совершает те же ошибки, которые совершали мы
несколько лет назад. К примеру, у крупных сотовых операторов есть социальные и
интернет-департаменты, которые никак не взаимодействуют друг с другом. На
каждый из этих департаментов работают разные агентства.
Обязательно должны быть те, кто управляет всеми процессами и может отвечать за
KPI.
Очевидно, что в ближайшие пару лет кто-то предложит как решить вопрос с
терминологией, в брендах появятся диджитал-стратеги (или менеджеры), которые
будут управлять всеми интернет-активностями компаний.
Как вы измеряете эффективность рекламной интернет-кампании?
Один из основных KPI для нас – стоимость и количество
целевых действий.
К примеру, у нас есть сайт бритв. Наша задача заключается в том, чтобы человек
совершил какое-то целевое действие на нем, например, провел на этом сайте не
менее двух минут. Целевых действий может быть несколько: время, проведенное на
сайте; количество людей, нажавших ссылку «Узнать, где купить», либо нажавших
ссылку на Яндекс-Маркет.
За какими из существующих интернет-инструментов вы видите будущее и какие вы планируете использовать?
Рынок быстро развивается – нас в какой-то момент просто
«задавило» количеством инструментов. Прероллы, RTB, спецпроекты, AR и
т.д. – набор инструментов ширится каждый год.
Для себя мы стараемся максимально все упростить – цели, задачи, а исходя из них
инструменты. Неважно – контекстная это реклама или видео.
Если совсем упростить список используемых инструментов, это - контекстная
реклама, реклама в социальных сетях и таргетированная медийная реклама.
Самое интересное будет происходить в области таргетирования рекламы –
технологии RTB, DMP и DSP.
Меня крайне вдохновляет тема автоматизации маркетинга, но я только начинаю в
нее вникать.
Что вас останавливает заняться своим бизнесом? С учетом накопленного опыта вы можете создать свое агентство.
Я над этим часто думаю.
Насчет агентства это, конечно, смешно. Сейчас каждый второй создает свое
агентство.
У меня есть идеи проектов, и я пробую их реализовывать.
Вопрос можно развернуть даже больше – почему люди работают в крупных компаниях,
а не в стартапах. Есть люди, которым нравится стабильность и ограниченный
уровень ответственности. Я к таким отношусь. Плюс, мне очень импонирует
возможность ездить в Японию. Я фанат Японии.
Для самостоятельных проектов нужен еще и опыт управления людьми. Если несколько
лет назад я работал один и отвечал только за себя, сейчас я отвечаю за команду
из пяти человек. И не могу сказать, что я научился быть хорошим
менеджером.
По большому счету я давно готовлюсь к «большому плаванию» и думаю над тем,
каким должен переломный момент, когда я себе скажу: «Все! Хватит!». Все еще
думаю.