26 Июля 2007 | 00:00

Интервью с финансовым директором группы компаний Rambler Media Артуром Акопьяном

Интервью с финансовым директором группы компаний Rambler Media Артуром Акопьяном

image

Интернет-холдинг Rambler Media знаком каждому русскоязычному пользователю Всемирной паутины. Это первый и самый старый русский поисковик. Поиск, новости, служба знакомств, почта на Rambler.ru, знаменитая Lenta.ru, сайт-каталог товаров Price.ru — все это долгие годы обеспечивало «Рамблеру» лидерство в сети. Но в последние годы компания сбавила обороты. Да, холдинг по-прежнему входил — и входит — в тройку лидеров рунета («Яндекс», «Рамблер», Mail.ru). Но держаться на старых проектах становилось все труднее, а фейерверка новых — кроме покупки пакета акций компании контекстной рекламы «Бегун» — не наблюдалось. ТВ-канал приносил сплошь убытки и был в результате продан, мобильный контент сначала давал хороший доход, но потом и он стал стагнировать. Весной этого года в холдинге произошла смена всего топ-менеджмента. Мы пригласили на онлайн-интервью одного из членов новой команды — финансового директора группы компаний Rambler Media Артура Акопьяна.

1. Сможет ли «Рамблер» быть наконец-то окупаемым и конкурентоспособным? Чтобы можно было гордиться им по-настоящему? Почему «Рамблер» не продает, как «Яндекс», в полной мере контекстную рекламу, почему нет удобной считалки, как у «Яндекса», ведь можно и лучше? Как можно позиционировать «Рамблер»?

— «Рамблер» — это информационный мультисервисный интернет-портал, который предлагает широкие возможности для работы, поиска информации, общения и развлечения в современном мире. «Рамблер» должен быть порталом, которым удобно и интересно пользоваться каждый день. Что касается окупаемости, то ядро бизнеса компании, ее интернет-подразделение, является прибыльным уже в течение нескольких лет. Надеемся, что в будущем преподнесем вам несколько приятных сюрпризов, для того чтобы вы могли гордиться нами по-настоящему.

Мы видим свою задачу в сохранении рыночных позиций «Рамблера», приоритет для нас — это увеличение трафика и числа пользователей, а также улучшение качества наших сервисов.

2. Насколько успешным вы считаете существование телевизионного канала «Рамблер-TB»? Инвестиции оправдали ожидания?

— С чисто финансовой точки зрения проект «Рамблер-ТВ» был очень удачен, мы продали его со значительной прибылью (в январе 2007−го закрылась сделка по продаже канала холдингу «Проф-Медиа» за 23 миллиона долларов, сумма первоначальных инвестиций была значительно ниже). Вопрос об ожиданиях в смысле зрительской аудитории для нас сейчас менее актуален. В 2006 году совет директоров «Рамблера» принял решение о том, чтобы сконцентрироваться исключительно на развитии интернета, и в этом смысле сделка по продаже непрофильного бизнеса для нас была очень успешной.

3. Сейчас сотни молодых компаний стремятся «замутить свой проект в духе веб два-ноль», «зафигачить свою социальную сеть» и вообще полны надежд, что cтартап в этом направлении может принести им успех. Как финансист и в то же время представитель одной из ведущих интернет-компаний России, не могли бы вы дать развернутую оценку перспектив таких стартапов?

— По поводу формы заработка: на таком рынке, как Россия, еще долго будет превалировать бизнес-модель, связанная с получением выручки от рекламы. Иные способы извлечения дохода (в частности, премиальные сервисы) у «Рамблера» и у других крупнейших игроков еще долгое время будут занимать совершенно незначительную долю в финансовых результатах. Когда я, как финансист, слышу об очередном желании «зафигачить свою социальную сеть», главный вопрос, который у меня возникает, — насколько «глубоки карманы» у инвесторов данного проекта.

4. У меня есть идея создания интернет-проекта, но ведь, если обратиться к специалистам для создания портала, существует вероятность, что мою идею реализуют без меня или выполнят, но создадут клон, усовершенствованную версию, зная все плюсы и минусы моего проекта. Как защитить себя от такого случая? Какой необходим объем капиталовложений для создания интернет-портала с нуля и есть ли у нас финансовые структуры, готовые инвестировать в стартап?

— На мой взгляд, создание интернет-портала с нуля, причем портала с широкой аудиторией и горизонтальной линейкой сервисов, на нашей стадии эволюции рынка практически невозможно или потребует инвестиций, исчисляемых десятками миллионов долларов. Другое дело, что реализовать узкопрофильный сервис возможно, располагая всего-навсего несколькими десятками тысяч долларов. Инвесторы такого рода в настоящий момент есть, но, с моей точки зрения, желающих инвестировать гораздо больше, чем реальных проектов.

По поводу защиты идеи: на самом деле риск такого рода, безусловно, присутствует и все зависит от выбора партнера. Вместе с тем я бы хотел сказать, что редко попадаются настолько уникальные проекты, в которых есть что-то такое, чего нет нигде и что не могут реализовать другие люди.

5. Сегодня говорят, что в интернете денег больше, чем интересных идей. Скупают все более или менее интересные проекты. Если это так, то какие типы покупателей сегодня имеются? Какие виды сайтов представляют интерес для покупки? Имеет ли определяющее значение текущая прибыльность проекта или важна сама идея и перспективы ее реализации?

— Практически невозможно ввести четкую классификацию типов инвесторов, отдельные инвесторы могут руководствоваться как текущей рентабельностью, так и будущими перспективами. Тема вопроса заслуживает отдельного исследования.

Я хотел бы предостеречь от того, чтобы следовать общей моде. В последнее время часто можно услышать рассуждения о социальных сетях, о блогах, о системах мгновенных сообщений, интернет-мессенджерах. На самом деле рынок таких направлений уже заполнен. Первопроходцы этих направлений уже имели возможность либо снять сливки, либо продаться крупнейшим игрокам рынка, и дальнейшие новые инвестиции в такого рода проекты нецелесообразны.

6. Что вы думаете о SEO (search engine optimization — оптимизация сайта, для того чтобы он занимал высокое место по результатам поиска)? Как скоро поисковые системы придут к персонализированному поиску информации в сети интернет, который будет учитывать запросы отдельного человека, историю его запросов и так далее? И не будет ли это означать крах SEO?

— В последнее время звучало много оценок, касающихся размеров рынка оптимизации результатов поиска. По некоторым предположениям, он достигает 50 миллионов долларов в год в России и СНГ. Это большая индустрия. Соперничество человеческого интеллекта и поисковых систем мне несколько напоминает игры в шахматы с искусственным интеллектом (соперничество Каспарова или Крамника с Deep Fritz или Deep Blue). Естественно, поисковые системы будут становиться все более умными и релевантными за счет персонализации (более тонкой настройки на круг интересов пользователей), более интеллектуального разбора запросов, более качественной фильтрации спама (дорвеев) и за счет целого ряда других алгоритмов. Но на полный крах поисковой оптимизации надеяться было бы слишком оптимистично. Им придется несладко, но вспышки человеческого интеллекта возможны.

7. Как вы относитесь к рекламе в блогах и насколько перспективным считаете данное направление?

— Заработать на собственном блоге можно, но не много. Я бы выделил три основных способа: контекстная реклама, скрытый маркетинг и спонсорство. Если это личный блог, то в России, как правило, речь идет о десятках, в отдельных случаях о сотнях долларов в год. В качестве примера можно сослаться на недавний шумный анонс контракта между «Суп Фабрик» и Альфа-банком (50 тысяч долларов). Разумеется, коммерческий потенциал такого рода проекта несравним с возможностями и бюджетами медийной баннерной или контекстной рекламы.

Перспективы есть только у проектов, которые существуют не первый год и являются сильными авторскими разработками с определенным контентом. Хороший пример — авторский проект Алекса Экслера, где всегда много коммерческой рекламы. Или «Интернетные штучки», авторы которого ищут «любимых спонсоров».

Вот скрытый маркетинг на то и скрытый, чтобы нельзя было однозначно указать на пример его успешного использования. Впрочем, можно привести в пример недавний пост о заводе «Макдоналдс» в блоге Норвежского Лесного, который иначе как «джинсой» многие блогеры не называют.

Есть огромная аудитория, которая живет в блогосфере, и, несомненно, эта аудитория интересна рекламодателю. А вот отвечают ли существующие инструменты и сами площадки требованиям рекламодателей — это пока вопрос.

8. Долго ли еще будут расти цены на баннерную рекламу?

— Интернет в России только начинает развиваться, рост проникновения доступа в интернет прогнозируется на ближайшие пять-шесть лет, но уже сейчас можно говорить о том, что интернет набрал критическую массу, интересную для рекламодателей. Сейчас это лишь 1,6 процента от общих рекламных бюджетов, в развитых странах этот показатель находится на уровне 5–6 процентов. Что говорит о замечательных перспективах роста. «Рамблер» старается не нарушать баланс на рынке, чрезмерно поднимая цены на рекламу. Тем не менее благодаря росту аудитории и увеличению интереса к нашим рекламным носителям нам удается поступательно и медленно увеличивать цену за тысячу показов.

9. Каковы перспективы развития региональных и узкоспециализированных сегментов в интернете? Смогут ли они выйти из тени крупнобюджетных проектов вроде вашего? Насколько я понимаю, сейчас у них два пути развития — перестать быть таргетированными или встать «под крышу» сильных рунета.

— Узкоспециализированные проекты могут прекрасно жить в своей нише, если есть востребованная идея. Если же проект — копия какого-то конкурента и есть горячее желание его обойти, в таком случае, действительно, плечо портала может быть решающим фактором. Другое дело — региональные проекты. Они во многом живут в отдельной вселенной. Скорее не им нужны порталы, а порталам нужны региональные проекты для роста своего проникновения в провинции. С экономической точки зрения стоимость доступа к региональному и магистральному трафику в регионах постепенно выравнивается, однако ничто не сможет отменить тот факт, что местный ресурс лучше знает свой регион и тем самым более интересен местному пользователю. Бизнес в сфере local listings (хорошим американским примером является Craigslist), безусловно, имеет определенные перспективы. Ни «Рамблер», ни Microsoft, ни Yahoo! не смогут и не захотят создавать информационный ресурс о графике отключения горячей воды в Уссурийске. А пользователь хочет не только испытывать гордость за Олимпийские игры в Сочи-2014, но и знать расписание электричек со своей станции и афишу кинотеатров в своем микрорайоне. Ресурс вроде «Рамблера» должен объединять такие региональные проекты — через поиск, через спецпроекты, через продвижение. Но заменить и поглотить все региональные ресурсы мы не хотим, да и не можем.

 

 

 

 

 

Александр Ковалев: «К нам приходят не работать, а заниматься любимым делом» Бренды нам любы
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.