08 Декабря 2008 | 00:00
"Гармония пойдет от Кремля по всей Москве"
Интервью с главным художником Москвы Игорем Воскресенским
В этом году столичные власти разработали программу по гармонизации городской среды и упорядочиванию рекламного пространства. Ее целью является внедрение принципов эстетического единства в облик столицы, как это давно сделано в Европе. Подробно о том, как будет реализована эта программы, корреспонденту «Известий» рассказал заместитель председателя Москомархитектуры – главный художник Москвы Игорь Воскресенский.
Скажите, действительно ли в Европе к проблеме наружной рекламы относятся куда более внимательно, чем в Москве?
Конечно, огромных рекламных билбордов или перетяжек между старинными домами в Европе давно не встретишь. Там в свое время провели серьезную переоценку ценности городского пространства для горожан и туристов. А мы утонули в «диком» капитализме и забыли, что у нас древний культурный город, а не большой рекламный павильон.
C начала нынешнего века федеральные и городские власти перестали смотреть сквозь пальцы на эту ситуацию. Систематизация, «окультуривание» наружной рекламы, которую начали сегодня правительство Москвы и Мосгордума, – закономерный шаг в цивилизованном развитии города. Такие понятия, как гармония городского пространства, эстетический бренд «Москва», сегодня начинают уже восприниматься всерьез.
Вы говорите о решении вывести наружную рекламу из исторических зон, охраняемых ЮНЕСКО, которое в апреле приняла Мосгордума?
И об этом, в частности. Зоны, прилегающие к Кремлю и к Новодевичьему монастырю, музей-усадьба «Коломенское» будут вообще освобождены от наружной рекламы в ее нынешней форме.
Первым делом мы начали работать по Кремлю и его охранной зоне. По постановлению правительства Москвы создана межведомственная комиссия под председательством вице-премьера, которая определила приоритетную очередность вывода рекламных конструкций. В рамках работы комиссии я возглавил экспертную группу. Пришлось пешком обойти все объекты – а их больше 800! Для начала ликвидируются все рекламоносители, заслоняющие вид на Кремль, – прежде всего перетяжки и крупногабаритные рекламные щиты. Речь идет о внешней территории самого Кремля, Красной площади, о видах с набережных, с мостов. Нынешняя реклама покинет Моховую, часть Воздвиженки, начало Тверской улицы, площадку, где стояла гостиница «Россия», улицы вокруг храма Христа Спасителя, ту часть Замоскворечья, откуда открывается вид на Кремль. До 1 января 2009 г. уже будет демонтирована половина всех рекламных конструкций. Остальное будет выводиться в течение следующего года.
А что будет с наружной рекламой в других исторических и культурных местах Первопрестольной? Билборды и перетяжки съедут из Кремля и «уплотнят» своих товарищей на бульварах, на Якиманке и Сретенке?
Об увеличении наружной рекламы в центре речи вообще быть не может. Там она будет планомерно сокращаться и упорядочиваться. А за Третьим транспортным кольцом, в спальных районах – что, не люди живут? Мы что – им перепихнем всю рекламу из центра, чтобы у них там в глазах от нее зарябило?
Нынешний шаг столичных властей по упорядочению наружной рекламы – не первый. В 2006 г. на Садовом кольце в рамках концепции оптимизации рекламного пространства, разработанного комитетом по рекламе, информации и оформления города Москвы, было снесено более 200 рекламных щитов размером 6х3 м, а также все крупногабаритные конструкции. Правда, два года спустя, к удивлению москвичей, на освобожденной территории начали расти новые рекламные установки в виде электронных экранов.
Еще раньше остановилось размещение и начался демонтаж супербордов 5х15 метров с выводом за Третье транспортное кольцо. Сейчас в центре Москвы осталось всего несколько таких щитов, один из которых, как ни странно, продолжает стоять перед окнами мэрии на Новом Арбате.
В одной статье вы приводите такое сравнение: если Санкт-Петербург – это классическая симфония, то Москва – это джаз. Но ведь джаз – не какофония... Что делать, чтобы восстановить гармонию декора столицы?
Нужна тонкая, в то же время последовательная «настройка» оркестра: дать поле для импровизации, при этом выстроив общую гармонию города. Я говорю сейчас не о постройках – это не моя епархия, а именно о декоре - в том числе о малых архитектурных формах, которые называют еще уличной мебелью. Мы пришли уже к пониманию, продолжая музыкальную терминологию, необходимости «аккордного» взаимодействия рекламы и объектов благоустройства города.
Вы имеете в виду новый проект рекламных носителей для исторического центра Москвы, который был еще весной 2008 г. одобрен Общественным советом при мэре Москвы и городским правительством?
Вообще-то этот проект уже был у меня в голове, когда я пришел на эту должность. Это общеевропейский тренд - уходить от рекламы крупноразмерной, перечеркивающей панорамы, и увязывать ее с уличной мебелью. Проект разработан для всей столицы, и в том числе для центра и его охранных зон. Никто не предлагает запретить в центре рекламу вообще. Просто она должна принять принципиально новые формы. В этом проекте, разработанном творческим коллективом «Моспроект-3», есть два направления: развитие благоустройства городской среды и навигационной системы указателей.
Кстати, на заседании правительства Москвы, где проект получил одобрение, выступила Елена Гагарина – генеральный директор Музеев Московского Кремля. Так вот она просила нас дать в городе больше указателей, объясняющих, как пройти к Кремлю, выйдя из ближайшего метро. Заново разработанные стильные двуязычные указатели могут стать неплохим деликатным рекламоносителем. Проработаны также эскизы лучше читаемых номерных знаков на домах. На остановках общественного транспорта появятся электронные карты, по которым можно будет легко определить, где вы сейчас находитесь. Такие карты тоже могут содержать рекламные элементы.
Какие другие новые объекты благоустройства могут нести на себе рекламу?
Большинство этих объектов по сути не новы для Москвы. Это уличные скамейки, туалеты, контейнеры озеленения, телефонные будки, тумбы, совмещенные с интернет-киосками, ограждения остановок. Некоторых из этих объектов в городе откровенно мало, другие только сейчас начнут появляться на московских улицах. Например, ограждения у остановок. Мы предложили конструктивно решить их – как островки безопасности, чтобы исключить жуткие случаи с наездами автомобилей на стоящих там людей. Очевидно, будут предлагаться и какие-то новые объекты, например, пульт с кнопкой вызова такси. То есть это открытая, развивающаяся система.
Авторы проекта разработали некую единую типовую линейку для этой уличной мебели, с сильными стилистическими модификациями для разных округов столицы. Всего мы предложили семь модельных рядов со своими названиями: «модерн», «лебедь», «современный стиль», «ультра», «минимализм», «классик», «свободный стиль». И в скамейках, и в афишных тумбах, и в других конструкциях читаются общие узнаваемые очертания, габариты, детали, но стилистически они решены совершенно по-разному. Это и есть импровизация в гармонии.
Сегодня все совсем не так. Одни организации делают уличные скамейки, другие – остановки, третьи – будки таксофонов. По отдельности попадаются очень приличные вещи, но, собранные на одном «нотном листе» улицы или площади, они звучат настоящей какофонией. Как мебель из разных гарнитуров в одной комнате.
Цветовая гамма этих объектов будет единой?
Сперва мы предложили сделать все в едином цвете – металлик, то есть нейтральным. Но нас переубедили: Москва – город многоцветный. И тогда мы разработали колористическую гамму для разных округов. За основу взяли цвета, преобладающие в гербах этих округов.
А что делать со старой уличной мебелью? Все на помойку?
Ну, разумеется, постепенно. Бить существующие павильоны и ломать лавки мы не будем. Но, начиная с Кремля, гармоничный стиль благоустройства города, включающий и принципиальную трансформацию наружной рекламы, должен начать шествие по столице – «до самых до окраин». Конечно, если проект получит окончательное утверждение правительством Москвы. Уже сейчас известно, где и как делать натурные модели. Разумеется, будет объявлен тендер на производителя. Но сначала требуется, как я сказал, окончательное утверждение.
Когда это может произойти?
Сергей Байдаков, отвечающий в мэрии за вопросы рекламы, поставил задачу в следующем году уже начать размещение новых элементов благоустройства в зоне Кремля. То есть до конца этого года проект, очевидно, пройдет утверждение.
Неужели все так гладко и у проекта нет никаких противников?
Противодействие открыто не проявлялось, но подковерно мы его постоянно чувствовали. Новая система, конечно, является гораздо более хлопотной для рекламных операторов: сами рекламоносители стоят не в пример дороже перетяжки или билборда, за ними нужно регулярно ухаживать, эффективная площадь одного рекламного объекта многократно уменьшается. Зато мы предлагаем заключать договор не на год и, может быть, даже не на пять лет, что компенсирует затраты.
Впрочем, решать коммерческие проблемы отрасли наружной рекламы – не моя компетенция. Мы с коллегами хотим одного: чтобы в нашем древнем и любимом городе, как и в других великих европейских столицах, эстетическая гармония возобладала над какофонией безвременья. И, я думаю, москвичам это понравится.
Скажите, действительно ли в Европе к проблеме наружной рекламы относятся куда более внимательно, чем в Москве?
Конечно, огромных рекламных билбордов или перетяжек между старинными домами в Европе давно не встретишь. Там в свое время провели серьезную переоценку ценности городского пространства для горожан и туристов. А мы утонули в «диком» капитализме и забыли, что у нас древний культурный город, а не большой рекламный павильон.
C начала нынешнего века федеральные и городские власти перестали смотреть сквозь пальцы на эту ситуацию. Систематизация, «окультуривание» наружной рекламы, которую начали сегодня правительство Москвы и Мосгордума, – закономерный шаг в цивилизованном развитии города. Такие понятия, как гармония городского пространства, эстетический бренд «Москва», сегодня начинают уже восприниматься всерьез.
Вы говорите о решении вывести наружную рекламу из исторических зон, охраняемых ЮНЕСКО, которое в апреле приняла Мосгордума?
И об этом, в частности. Зоны, прилегающие к Кремлю и к Новодевичьему монастырю, музей-усадьба «Коломенское» будут вообще освобождены от наружной рекламы в ее нынешней форме.
Первым делом мы начали работать по Кремлю и его охранной зоне. По постановлению правительства Москвы создана межведомственная комиссия под председательством вице-премьера, которая определила приоритетную очередность вывода рекламных конструкций. В рамках работы комиссии я возглавил экспертную группу. Пришлось пешком обойти все объекты – а их больше 800! Для начала ликвидируются все рекламоносители, заслоняющие вид на Кремль, – прежде всего перетяжки и крупногабаритные рекламные щиты. Речь идет о внешней территории самого Кремля, Красной площади, о видах с набережных, с мостов. Нынешняя реклама покинет Моховую, часть Воздвиженки, начало Тверской улицы, площадку, где стояла гостиница «Россия», улицы вокруг храма Христа Спасителя, ту часть Замоскворечья, откуда открывается вид на Кремль. До 1 января 2009 г. уже будет демонтирована половина всех рекламных конструкций. Остальное будет выводиться в течение следующего года.
А что будет с наружной рекламой в других исторических и культурных местах Первопрестольной? Билборды и перетяжки съедут из Кремля и «уплотнят» своих товарищей на бульварах, на Якиманке и Сретенке?
Об увеличении наружной рекламы в центре речи вообще быть не может. Там она будет планомерно сокращаться и упорядочиваться. А за Третьим транспортным кольцом, в спальных районах – что, не люди живут? Мы что – им перепихнем всю рекламу из центра, чтобы у них там в глазах от нее зарябило?
Нынешний шаг столичных властей по упорядочению наружной рекламы – не первый. В 2006 г. на Садовом кольце в рамках концепции оптимизации рекламного пространства, разработанного комитетом по рекламе, информации и оформления города Москвы, было снесено более 200 рекламных щитов размером 6х3 м, а также все крупногабаритные конструкции. Правда, два года спустя, к удивлению москвичей, на освобожденной территории начали расти новые рекламные установки в виде электронных экранов.
Еще раньше остановилось размещение и начался демонтаж супербордов 5х15 метров с выводом за Третье транспортное кольцо. Сейчас в центре Москвы осталось всего несколько таких щитов, один из которых, как ни странно, продолжает стоять перед окнами мэрии на Новом Арбате.
В одной статье вы приводите такое сравнение: если Санкт-Петербург – это классическая симфония, то Москва – это джаз. Но ведь джаз – не какофония... Что делать, чтобы восстановить гармонию декора столицы?
Нужна тонкая, в то же время последовательная «настройка» оркестра: дать поле для импровизации, при этом выстроив общую гармонию города. Я говорю сейчас не о постройках – это не моя епархия, а именно о декоре - в том числе о малых архитектурных формах, которые называют еще уличной мебелью. Мы пришли уже к пониманию, продолжая музыкальную терминологию, необходимости «аккордного» взаимодействия рекламы и объектов благоустройства города.
Вы имеете в виду новый проект рекламных носителей для исторического центра Москвы, который был еще весной 2008 г. одобрен Общественным советом при мэре Москвы и городским правительством?
Вообще-то этот проект уже был у меня в голове, когда я пришел на эту должность. Это общеевропейский тренд - уходить от рекламы крупноразмерной, перечеркивающей панорамы, и увязывать ее с уличной мебелью. Проект разработан для всей столицы, и в том числе для центра и его охранных зон. Никто не предлагает запретить в центре рекламу вообще. Просто она должна принять принципиально новые формы. В этом проекте, разработанном творческим коллективом «Моспроект-3», есть два направления: развитие благоустройства городской среды и навигационной системы указателей.
Кстати, на заседании правительства Москвы, где проект получил одобрение, выступила Елена Гагарина – генеральный директор Музеев Московского Кремля. Так вот она просила нас дать в городе больше указателей, объясняющих, как пройти к Кремлю, выйдя из ближайшего метро. Заново разработанные стильные двуязычные указатели могут стать неплохим деликатным рекламоносителем. Проработаны также эскизы лучше читаемых номерных знаков на домах. На остановках общественного транспорта появятся электронные карты, по которым можно будет легко определить, где вы сейчас находитесь. Такие карты тоже могут содержать рекламные элементы.
Какие другие новые объекты благоустройства могут нести на себе рекламу?
Большинство этих объектов по сути не новы для Москвы. Это уличные скамейки, туалеты, контейнеры озеленения, телефонные будки, тумбы, совмещенные с интернет-киосками, ограждения остановок. Некоторых из этих объектов в городе откровенно мало, другие только сейчас начнут появляться на московских улицах. Например, ограждения у остановок. Мы предложили конструктивно решить их – как островки безопасности, чтобы исключить жуткие случаи с наездами автомобилей на стоящих там людей. Очевидно, будут предлагаться и какие-то новые объекты, например, пульт с кнопкой вызова такси. То есть это открытая, развивающаяся система.
Авторы проекта разработали некую единую типовую линейку для этой уличной мебели, с сильными стилистическими модификациями для разных округов столицы. Всего мы предложили семь модельных рядов со своими названиями: «модерн», «лебедь», «современный стиль», «ультра», «минимализм», «классик», «свободный стиль». И в скамейках, и в афишных тумбах, и в других конструкциях читаются общие узнаваемые очертания, габариты, детали, но стилистически они решены совершенно по-разному. Это и есть импровизация в гармонии.
Сегодня все совсем не так. Одни организации делают уличные скамейки, другие – остановки, третьи – будки таксофонов. По отдельности попадаются очень приличные вещи, но, собранные на одном «нотном листе» улицы или площади, они звучат настоящей какофонией. Как мебель из разных гарнитуров в одной комнате.
Цветовая гамма этих объектов будет единой?
Сперва мы предложили сделать все в едином цвете – металлик, то есть нейтральным. Но нас переубедили: Москва – город многоцветный. И тогда мы разработали колористическую гамму для разных округов. За основу взяли цвета, преобладающие в гербах этих округов.
А что делать со старой уличной мебелью? Все на помойку?
Ну, разумеется, постепенно. Бить существующие павильоны и ломать лавки мы не будем. Но, начиная с Кремля, гармоничный стиль благоустройства города, включающий и принципиальную трансформацию наружной рекламы, должен начать шествие по столице – «до самых до окраин». Конечно, если проект получит окончательное утверждение правительством Москвы. Уже сейчас известно, где и как делать натурные модели. Разумеется, будет объявлен тендер на производителя. Но сначала требуется, как я сказал, окончательное утверждение.
Когда это может произойти?
Сергей Байдаков, отвечающий в мэрии за вопросы рекламы, поставил задачу в следующем году уже начать размещение новых элементов благоустройства в зоне Кремля. То есть до конца этого года проект, очевидно, пройдет утверждение.
Неужели все так гладко и у проекта нет никаких противников?
Противодействие открыто не проявлялось, но подковерно мы его постоянно чувствовали. Новая система, конечно, является гораздо более хлопотной для рекламных операторов: сами рекламоносители стоят не в пример дороже перетяжки или билборда, за ними нужно регулярно ухаживать, эффективная площадь одного рекламного объекта многократно уменьшается. Зато мы предлагаем заключать договор не на год и, может быть, даже не на пять лет, что компенсирует затраты.
Впрочем, решать коммерческие проблемы отрасли наружной рекламы – не моя компетенция. Мы с коллегами хотим одного: чтобы в нашем древнем и любимом городе, как и в других великих европейских столицах, эстетическая гармония возобладала над какофонией безвременья. И, я думаю, москвичам это понравится.
Еще материалы
Рейтинги