Юре Апих, основатель Golden Drum: «Реклама - это креативная отрасль. А креатив не работает без свободы, вдохновения, воодушевления и куража»
Основателя фестиваля Golden Drum и Межконтинентального рекламного кубка (ICAC) Юре Апиха часто называют отцом словенской рекламы. В своем интервью он вспоминает, с чего все начиналось, как развивалось и что дает нам сегодня
- Сама идея международного фестиваля рекламы в этом регионе появилась больше двадцати лет назад - а именно столько лет исполняется в этом году Golden Drum. Как и когда вам пришло в голову проводить смотр рекламы на этом развивающемся рынке?
- В 1973 году мы провели в Портороже первый, а в ноябре 1990 года - последний Югославский фестиваль рекламы. Год спустя республика развалилась на части, и в порторожском культурном центре Avditorij, где раньше собирались и обменивались идеями представители рекламной индустрии, мы смогли провести смотр лишь тех креативных работ, что производились на рынке новой, с населением в два миллиона человек страны - Словении. И было довольно ясно, что на такой маленькой площади не было места для по-настоящему крупных идей и что столь скромная аудитория не позволяет достойно сравнить, оценить и поощрить лучших. А поскольку мы поняли, что югославская экономическая модель маркетинговых коммуникаций сильно далека от объективности новых, только что появившихся экономических схем Восточной Европы, можно сказать, что идея была у нас практически под рукой.
- Двадцать лет назад Golden Drum впервые засиял в красивейшем городке Порторож. Кому принадлежит заслуга в том, что теперь этот фестиваль признает и уважает вся креативная индустрия?
- В 1990-е MM - Media Marketing, а позже - Marketing Magazin, был единственной организацией на югославском, а затем на словенском рекламном рынке, способной продвигать любые проекты, направленные на развитие маркетинговой инфраструктуры. В то время, кода отрасль только-только формировалась, большинство организаций существовали лишь на бумаге, не было даже самой идеи профессиональной рекламной ассоциации, и независимый журнал был единственной компанией, что «открыла окна». Помогла создать представление и активно участвовала в создании необходимых институций в маркетинге и рекламе - включая Словенскую рекламную палату. Даниэл Левски, Мойча Рандл, Янья Божоч, Джордана Петек Ивандич, Юрий Коренц, Мета Добникар и я были теми, кто занимался этим в первых рядах.
- На что был похож первый фестиваль Golden Drum? Какой была атмосфера?
- На самом деле, первый Golden Drum был лишь половиной того, что мы планировали, поскольку нам пришлось делить территорию, жюри и публику со Словенским фестивалем рекламы, который, разумеется, в дальнейшем закрепил за собой другую площадку и дату проведения. Атмосфера была такой, как бывает обычно при рождении ребенка - чудесной и неповторимой. Но уже с самого начала было такое чувство, что это не просто дружеская встреча, а заметный и важный конкурс континентального размаха.
- В прошлом году в Стамбуле прошел 6-й межконтинентальный фестиваль рекламы The Cup. Чем уникален этот фестиваль фестивалей и каково это - быть лучшим из лучших?
- Майкл Конрад написал, что The Cup - не просто очередной конкурс, на котором оценивают креативность, как все мы привыкли, а поистине уникальная подборка лучших работ с четырех континентов, призванная поощрить и оценить творчество «на местах» (так называемый гений места), а все это вместе основано на простейших человеческих ценностях. В условиях агрессивно растущей глобализации возможность говорить с потребителями на одном языке и апеллировать к их культурным ценностям дает нам значительное преимущество в жестоком соревновании за собственный «кусочек глобуса».
- В эпоху, когда даже, наверное, у творчества лучшие времена уже позади, каким вы видите будущее рекламы? Может, вы посоветуете что-то всем тем героям, оптимистам и утопистам, которые жаждут вернуть рекламе ее былую славу?
- Неолиберальный капитализм, который стремится исключительно к прибыли и краткосрочным результатам, поглотил весь кислород, питавший ту атмосферу. Пространства для свободной фантазии и расслабленного творчества, для смелых и сумасшедших идей с каждой минутой становится все меньше. Наш бассейн полон акул. А клиенты зачастую даже не находятся с нами в одной лодке.
Нет другого выхода, кроме как быть креативным. Но оказывается, в стремительно развивающемся цифровом мире далеко не все люди знают правду. А без правды та рекламная индустрия, которую мы знаем, больше никому не нужна. По данным Advertising Age, все больше и больше корпораций принимают решение о создании своих собственных рекламных отделов или даже агентств, которые предоставят более качественные и менее дорогие услуги, но не способны к творчеству; семь с плюсом, как сказал бы Майкл Конрад. Я верю, что мы не можем полностью оцифровать весь креатив, что не может быть у клиента все время единица, а у агентства ноль. Что только благодаря общей интеграции корпоративного менеджерского видения, ответственности и самого фантастического творчества со стороны максимально независимых команд. А также с помощью совершенной интеграции вместо бессмысленной конкуренции, мы можем выйти из того тупика, к которому так целеустремленно идем.
Юре Апих
Первое признание пришло к нему в начале 70-х, когда он стал креативным директором Studio Marketing Delo - первого настоящего рекламного агентства тогда еще Югославии. Позже он работал главным редактором Telex - прогрессивного новостного еженедельника. После политической интервенции он вынужден был уволиться, и в начале 80-х заново начал строить свою карьеру, создав самый первый в Югославии специализированный журнал про маркетинг - Media Marketing (позже переименованный в Marketing Magazin). После того, как в начале 90-х Словения обрела независимость и стала демократической страной, он вступил в совет крупнейшего местного издательского дома и газеты Delo. С июня 2001 и по август 2004, когда он ушел в отставку, Апих был председателем совета.
С 70-х годов Юре работал в рекламных и маркетинговых торговых организациях, а в 1994-м основал Golden Drum - рекламный фестиваль Новой Европы, почетным президентом которого до сих пор является.
Перевод и адаптация Екатерины Щербаковой
ЧИТАЙТЕ
ТАКЖЕ
ИНТЕРВЬЮ | ИНТЕРВЬЮ | ИНТЕРВЬЮ |
Стефан Загмайстер, дизайнер-экспериментатор: «Те, кто занимаются брендами, переоценивают свою работу» |
Саймон Швайгхофер, Red Bull Creative: «Без креативного мышления бренды станут вымирающим видом» |
Крис Мэй, Razorfish: «Мобильные технологии – это абсолютный хит» |