Художественная мимикрия. Искусство прятать и прятаться
Никто толком не знает, как это сейчас называть. Body art? Body painting? На Западе этот вид творчества определяют как camouflage body art, хотя можно было бы и поменьше body, потому что не называем же мы, в самом деле, традиционную живопись холст-артом, а графику – бумага-артом. Все намного сложнее…
В связи с популяризацией боди-артом сейчас признается любое раскрашивание голого тела или группы голых тел; иногда народ зовут посмотреть, как тела веселых расписных эксгибиционистов колышутся под музыку, вместе или по отдельности, и это называется фестивалем или конкурсом боди-арта, хотя больше похоже на эпидемию экзотической кожной инфекции. Надо признать, что в любом случае, трэш это или арт, раскрашивание человека – занятие утомительное, ведь мало того, что площадь кожи составляет 1,5-2 кв. м, так эти квадратные метры натянуты самым причудливым образом и постоянно шевелятся. А еще им бывает щекотно.
Но если масс-боди-арт вызывает интерес скорее эротического характера, то лучшие образцы этого жанра любопытны уже с художественной точки зрения. Чаще всего они основаны на оптических иллюзиях, «обманках» разного рода.
Самым любопытным мастером живописи с использованием тела, вероятно, является молодая американская художница Алекса Мид (Alexa Meade) (1986 г.р.). В своих работах она создает обратный эффект визуального восприятия – трехмерные объекты и инсталляции кажутся двухмерными, плоскостными, и главное – в результате получается не просто любопытно сделанная красивая картинка, а настоящая хорошая живопись. При том, что по образованию Мид не художник, а политолог, и начала заниматься живописью, по ее словам, в 2009 г.
Spectacle
Spectacle installation
Aligned and Alexa
Activate
Unseen
Natura morta
Natura morta' installation
Framed
Еще один достойный представитель жанра относится, скорее, к какому-нибудь land-body-art, потому что тела в его инсталляциях взаимодействуют с ландшафтом. Сам автор, француз из Лос-Анжелеса Жан-Поль Бурдье (Jean-Paul Bourdier), называет свой проект с телами bodyscapes.
Бурдье выстраивает свои композиции просто и ясно, иногда даже банально, но эпическая красота пейзажей, геометрия постановки, использование цвета (или его отсутствия), и человеческих тел в виде объектов или сущностей создают сюрреалистический эффект без всякого фотошопа. У мастера есть проекты и без людей, – он вообще уважает геометрию в сочетании природного и рукотворного, и настаивает на «чистоте» своего искусства, созданного без участия цифровых технологий и постобработки.
А следующие примеры – чистейшей воды арт-камуфляж. Искусная художественная маскировка.
Johannes Stötter
«Сумейте сделать прекрасной фигуру человека, одну, без всякого сюжета, и вы уже будете художником», – говорил прекрасный рисовальщик и живописец Жан Огюст Доминик Энгр своим ученикам. Тело ведь и без художественного воздействия – довольно любопытный объект. И хоть современную ситуацию всеобщего «украшения красивого» Энгр предвидеть не мог, бессюжетная красивость с участием тела стала трендом.
Работы австралийки Эммы Хэк (Emma Hack), которая начинала в 2000 г. как детский гример, а сейчас определяет свою деятельность как Diverse Multimedia Artist, Skin Illustrator, – это сочетание живописи на холсте, росписи тела и фотографирования результата совместных трудов художника и моделей. Эмма тратит до 19 часов на создание фона, а потом еще 8-15 часов на сам объект и съемку. А для рекламной кампании South Australia's Motor Accident Commission была создана живая скульптура Body Crash из 17 тел, на раскрашивание, выстраивание и съемку которой ушло 18 часов.
В стиле, подобном деятельности Эммы Хэк, работают еще несколько довольно известных мастеров, и различить их работы становится все трудней. Но у Эммы есть размах: в 2012 г. видео, созданное ею в сотрудничестве с музыкантом Gotye, посмотрели 350 млн человек, а последняя ее работа использует целую балетную труппу. Проект Mercury создан в рамках презентации и продвижения 5 новых спектаклей West Australian ballet, которые будут показаны в 2014 г.
Один английский поэт и философ считал, что «живопись – нечто среднее между мыслью и вещью». В нашем случае, чтобы получить вещь в виде фотографии, фиксирующей результат визуализации мысли, за искусство должны «пострадать» несколько невинных волонтеров, предоставляющих свою плоть в качестве холста и основы креативной инсталляции. То есть нечто среднее – это именно они, носители живописи. И – среднее еще и потому, что без художника и его концепции сами по себе раскрашенные тушки никакой ценности не имеют. Крейг Трейси (Craig Tracy) в своих работах маскирует по несколько тел, ставя себе задачу, чтобы никто за живописью тел и не увидел.
В рекламе использовалась работа еще одного мастера – Трины Мерри (Trina Merry). Для промоушена International Motorcycle Roadshow tour были созданы композиции, сложная конфигурация которых потребовала более высокой квалификации людей, предоставивших свои тела – инсталляции в виде мотоциклов с мотоциклистами создавали инструкторы по йоге и цирковые акробаты.
Нетрадиционный подход к боди-арту демонстрирует дуэт Chadwick & Spector, состоящий из Чедвика Грея (Chadwick Gray) и Лоры Спектор (Laura Spector), около десяти лет проживших в Таиланде и вернувшихся на родину – в Америку. В серии работ, посвященных истории искусства, в качестве холста используется тело Чедвика, но иногда его не хватает, и тогда приходится дополнять цельность изображения чужими частями тела.
Мастер камуфляжа из Китая Лю Болинь (Liu Bolin), известный как «Невидимка», создает бесхитростные, но удивительно атмосферные работы. В отличие от камуфляжников-декораторов, «прячущих» людей на фоне гламурных обоев или красиво располагающих тела в ландшафте, Лю Болинь, как и положено художнику, передает идею, которая очень хорошо читается. Он печально-ироничен и очень изобретателен.
Итальянец Гвидо Даниэле (Guido Daniele) был, наверное, одним из первых и самых известных мастеров по работе с телом. Он начал экспериментировать в 90-е, а в 2000 г. прославился на весь мир своими «ручными зверушками», использованными в рекламе.
Молодые художники экспериментируют по-другому, с 3D-эффектом, как, например, японец Хикару Гё (Hikaru Gho) и чилиец Denst.
История боди-арта насчитывает тысячи лет, правда, «артом», лишенным ритуального смысла, этот жанр стал только сейчас, в эпоху азартного поиска новых приемов и впечатлений. Но примером, как для первых художников человечества, так и для наших современников, конечно, служила и служит природа и ее невероятные, непревзойденные, вдохновляющие изобретения.
ЧИТАЙТЕ
ТАКЖЕ