22 Мая 2012 | 10:08

ACG SPYGLASS. Альманах трендов. Часть 6. Власть Интернета

События прошедшего года наглядно продемонстрировали, что Интернет стал ареной политической борьбы, на которой сталкиваются и правящие элиты, и оппозиция, и простые граждане

image

· Выделен в 2010 году. Претерпел трансформации и изменение внутренней структуры. Объединение с трендом «Власть в Интернете».

· Стадия – рост.

· Прогноз – скорое достижение стадии плато. Возможно, разделение на два антитренда.

В прошлом отчете мы говорили о 2-х трендах – «Власть Интернета» и «Власть в Интернете». Первый касался продвижения товаров и услуг в сети, а второй все большей интернетизации властных структур. По большому счету, оба этих тренда сегодня таковыми не являются. Это явления социальной реальности, эффективные и рабочие инструменты, проникновение которых в нашу жизнь уже очень велико. Это не тенденции, а факты.

Тренд «Власть Интернета», который мы выделили в 2011 году, по своей сути является соединением двух указанных прошлогодних тенденций. Он рассказывает нам о продвижении, но не товаров и услуг, а политических идей.

События прошедшего года наглядно продемонстрировали, что Интернет стал ареной политической борьбы, на которой сталкиваются и правящие элиты, и оппозиция, и простые граждане.

Все началось с «Арабской весны». Значимая роль социальных сетей в организации «арабской весны», череды спонтанных массовых протестных акций и государственных переворотов в странах Северной Африки и Ближнего Востока 2011 года, отмечается многими аналитиками, самими участниками беспорядков и мировым сообществом в целом.

Самые известные герои событий — египетский блогер Ваэл Гоним и тунисский блогер Лина Бен Менни — надолго привлекли к себе внимание мировых СМИ: они рассматривались в качестве вероятных претендентов на Нобелевскую премию мира 2011 года, а американский журнал Time, каждый год составляющий список ста самых влиятельных людей в мире, назвал Гонима, выход книги которого «Революция 2.0» был анонсирован на начало 2012 года, самым влиятельным человеком 2011 года. В феврале 2011 года сообщалось даже, что некий молодой египтянин назвал свою новорождённую дочь именем Фейсбук.

Андреас Юнгерр, научный работник Бамбергского университета (Германия), автор «Путеводителя по Twitter для активистов», так определяет организационный механизм интернет-сервисов в формировании протестной активности: «Протестующие используют каналы социальных медиа для распространения информации, которая применяется для внутренних организационных целей: например, о том, где произойдёт встреча, будет ли там полиция, как на действия реагируют политики, а также для контакта со внешней средой, для информирования внешнего мира о природе протеста, о том, как он проходит. Протестующие поставляют миру новости, фотографии и видеоматериалы. Социальные медиа привнесли в этот процесс беспрецедентную скорость и масштаб. Они упростили децентрализованную организацию протеста и увеличили видимость на международной арене как протестующих, так и ответных реакций правительств на местах».

Обозреватель «Российской газеты» В. Выжутович считает, что социальные медиа сыграли очень важную роль в становлении ближневосточного протестного движения: «Организующей силой египетской революции стали сеть Facebook и микроблог Twitter. Это оттуда раздавались антиправительственные лозунги и звучали призывы к гражданскому неповиновению. Египетские власти, спохватившись, заблокировали доступ в Facebook, затем полностью отключили Интернет. Но было поздно. Революция онлайн, о возможности которой всё время говорили жрецы информационно-коммуникационных технологий, совершилась».

Андрей Зубов, профессор МГИМО, предупреждает: «Эпоха интернет-революций только начинается. Она ещё не исследована, даже не осмыслена вполне. Неясны её границы в пространстве и пределы в политическом времени. Мы пропустили, как всегда, её первые сполохи — неудачные попытки в Армении и Тибете, удачную в 2010 году в Киргизии. События первых месяцев 2011 года на арабском Востоке с полной безусловностью показали: человечество входит в новую эпоху политического устроения, для которой важнейшим фактором становится общедоступный Интернет».

Как мы видим, на политической арене Интернета в арабском мире побеждает оппозиция. В нашей стране все куда менее однозначно, и мы выражаем надежду, что и менее драматично. Однако важно помнить о том, что период 2011 – начало 2012 гг - это период Большого электорального цикла, когда информационное воздействие на умы избирателей традиционно усиливается.

Механизм функционирования социальных сетей, организующий протестную активность, выделенный Андреасом Юнгерром, работает и в нашей стране, что подтверждают события зимы 2011-2012 гг. Но любопытно не это, а то, что в нашей стране власть активно вступила на эту Интернет-почву, позаимствовав технологии у маркетологов и рекламистов.

Но Интернет обладает куда большей открытостью и меньшей защищенностью, чем традиционные каналы политической коммуникации. В начале февраля выложены в сеть письма из электронной почты Кристины Потупчик, которая была взломана неизвестными не задолго до этого. В результате, перед неожиданно удивленной общественностью предстал план работ, проведенных, идущих и планируемых, по продвижению и улучшению имиджа ключевого из кандидатов в Президенты:

«Работать стали тоньше и разнообразнее. В частности в ЖЖ работа ведется как через идейных блогеров на зарплате («Наши» и сочувствующие), безыдейных, но тоже на зарплате (посты очевидной направленности, но самому публикующему по барабану, что постить, у него и носки, и утюги и немножко Путин), условно нейтральных (те, кто публикует посты, внешне не имеющие никакой окраски, как Варламов, например, писал о Селигере) и тех, кто поддерживает опппозиционый имидж, но содействует в продвижении и выводе в топы через своих ботов. Отдельно существуют комментаторы и затеватели дискуссий, желательно в журналах "агентов влияния" - популярных жж-истов, которые ни сном ни духом не подозревают, что они тоже вписаны в систему распространения (список этих "агентов" был приведен в одном из писем). Еще одна большая группа сидит в ВКонтакте, Фейсбуке и Твиттере. В планах - женские форумы и сообщества. Оппозиционных блогеров стараются «окучить» и даже "подружиться". Если нельзя привлечь или юзер недостаточно популярен, его троллят и спамят».

Помимо «мягких» манипулятивных методов работы с интернет-сообществом в нашей стране используются и более директивные методы воздействия. Самым ярким примером стали DDoS-аттаки на ЖЖ и сайты средств массовой информации. DDoS-аттака – это запланированная акция, целью которой является доведение Интернет-ресурса до отказа, то есть создание таких условий, при которых пользователи системы не могут получить доступ к сайту, атака осуществляется путем загрузки сайта очень большим количеством единовременных запросов. Невозможность получить доступ к ресурсу – это не только способ дезорганизовать оппозиционно настроенных граждан, но и способ лишить их информационной площадки, где они не только получают сведения, но и обмениваются мнениями и взаимно влияют друг на друга.

Появление в сети переписки К. Потупчик с известными блогерами, раскрывающей не только сделанные и планируемые меры по работе с общественным мнением, имена и гонорары «подрядчиков», вызвало волну возмущения среди пользователей Рунета, многие почувствовали себя обманутыми и нашли еще одну причину, чтобы критиковать режим. Однако подобные технологии по ограничению самомобилизации населения средствами Интернета, особенно оппозиционно настроенного, проводятся и в других странах. Тот факт, что в Среднеазиатских странах, бывших республиках СССР, готовится законодательная база, позволяющая ограничивать доступ граждан ко многим сетевым ресурсам, не представляется удивительным, в отличие, например, от ситуации в США. Большое количество пользователей почтового сервиса Yahoo не могли отправлять электронные сообщения с упоминаниями о состоявшихся в самом конце сентября протестах на Wall Street в Нью-Йорке. Блокировка сообщений была обнаружена блогерами, которые отправляли друзьям и коллегам приглашения на акцию протеста Occupy Wall Street. По непонятным причинам, спам-фильтр поисковой системы блокировал сообщение, содержащее словосочетание Occupy Wall Street, и сообщал отправителю следующее: "Ваше сообщение не отправлено. Ваша учетная запись связана с "подозрительной деятельностью". Для защиты вашей учетной записи и наших пользователей, ваше сообщение отправлено не было. Если данная ошибка будет продолжаться, свяжитесь с Yahoo! Customer Care для получения инструкций. Извините за неудобства!"

Политическое противостояния в сети – это не просто результат совершенствования технологий связи, это следствие трансформаций в общественном сознании. Тенденция перемещения политической коммуникации в on-line открывает широкие возможности и для мобилизации граждан, и для манипуляции ими. Но в данный момент мы пока не можем прогнозировать, по какому пути будет развиваться тренд. Вероятнее всего будут существовать две разнонаправленные тенденции.

Часть 1. Ребенок тоже человек
Часть 2. Инфантилизация
Часть 3. Трансформация интимности
Часть 4. Новые герои
Часть 5. Протест

Как социальные сети зарабатывают на пользователях Обзор российского рекламного интернет-рынка
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru