Большинство PR-специалистов оценили свое эмоциональное выгорание как высокое
Около 40% опрошенных PR-специалистов оценили свое эмоциональное выгорание как высокое. Еще 36% респондентов испытывают умеренное выгорание, 17% чувствуют себя скорее стабильно и 6% не отмечают признаков эмоциональной усталости, согласно данным опроса программы лояльности «СберСпасибо», ГК «Медси» и агентства HR4PR.
Помимо оценки эмоционального состояния опрос затронул и тему использования искусственного интеллекта (ИИ) в работе. Всего 83% специалистов применяют нейросети, 36% делают это регулярно и 47% — время от времени. Пользователи ИИ отмечали, что реже сталкиваются с усталостью к концу недели, для них главным источником стресса становится чрезмерная рабочая нагрузка. Из числа опрашиваемых 11% специалистов не прибегают к подобным инструментам, но пробовали ранее.
Около 6% опрошенных ни разу не использовали искусственный интеллект в работе. Большинство из них объяснили свое решение тем, что не видят в ИИ потенциала для повышения собственной продуктивности. Эту точку зрения разделяют и те, кто использует ИИ, — но их только 2%.
Средний уровень выгорания среди групп в зависимости от того, как часто они используют инструменты ИИ в работе
Многие специалисты пытались бороться со стрессом с помощью профессиональной поддержки. Более трети опрошенных (38%) хотя бы раз обращались к психологам или врачам из-за хронического ощущения выгорания. Из них 19% делали это 1–2 раза и столько же (19%) посещают специалистов регулярно.
Около половины участников (53%) никогда не привлекали профессиональную помощь по причине выгорания или стресса. Еще 9% пока не прибегали к подобной помощи, но планируют это сделать, если уровень стресса останется высоким. Респонденты, обратившиеся к психологу на ранней стадии, реже сталкиваются с этой проблемой. Чаще всего за помощью приходят уже на стадии сильного эмоционального истощения.
Средний уровень выгорания в зависимости от частоты обращения к психологу
Хронический недосып в будние дни усугубляет психоэмоциональное состояние. Более трети опрошенных (35%) спят около шести часов или меньше в течение рабочей недели, 6% — менее пяти часов. Каждому десятому участнику опроса (10%) удается поспать больше восьми часов в сутки. Половине респондентов (49%) удается поспать примерно семь часов.
Средний уровень эмоционального выгорания в зависимости от продолжительности сна в будни
Кроме того, практически все участники опроса работают в режиме многозадачности, причем 94% параллельно ведут минимум четыре задачи в течение рабочего дня. Около половины из них (46%) выполняют ежедневно от четырех до шести задач, а 30% — от семи до десяти. Каждый шестой опрошенный (18%) курирует одновременно 11 и более задач в день, что говорит об экстремальной нагрузке.
За неделю большинство экспертов (65%) завершают не менее шести задач, причем 41% выполняют десять и более задач еженедельно. Еще 30% справляются с выполнением 3–5 задач за тот же период. Около 4% имеют относительно невысокий темп работы, закрывая не более 1–2 задач в неделю.
Как следствие, эмоциональное напряжение отражается на мыслях о работе. Только 10% специалистов по связям с общественностью утверждают, что никогда не задумываются об увольнении. Еще 32% думают о смене работы крайне редко — примерно раз в год или реже, 42% размышляют об уходе практически каждый месяц, а 16% — по несколько раз в день. Это свидетельствует о масштабах внутреннего напряжения в профессии.
Значительная часть рабочего дня уходит на совещания, а незапланированные задачи нередко смещаются в личное время. Около 21% специалистов ежедневно проводят шесть и более встреч. Примерно столько же (21%) ограничиваются одной встречей в день, тогда как у большинства (около 58%) ежедневно бывает от двух до пяти совещаний или звонков. Более трети (38%) признались, что часто работают в выходные или в отпуске. Еще 12% делают это лишь изредка, а 47% стараются избегать внеурочной работы, но все же выходят на связь по срочным вопросам. Менее 3% специалистов могут полностью отключиться в свободное от работы время.
Среди основных источников стресса PR-специалисты выделяют чрезмерную нагрузку на работе (34%), размытые ожидания и задачи (34%), нехватку поддержки со стороны руководства (18%). Длинный рабочий день упоминали реже всего — его отметили 6% респондентов, еще 9% выбрали другие причины. В открытых ответах участники опроса чаще всего говорили о сжатых сроках и жестких дедлайнах, затянутых процессах согласования, токсичной атмосфере, недопонимании с руководством, финансовой нестабильности компании и низкой оплате труда.
Опрос проводился онлайн с 1 по 14 июля 2025 г., участие приняли 405 специалистов по связям с общественностью по всей России. В выборку вошли профессионалы с опытом работы в сфере PR более 10 лет (56,5% респондентов), 5–10 лет (16,8%), 3–5 лет (11,6%), 1–3 года (13,3%) и менее года (1,7%). Среди участников 37,8% занимают руководящие должности (директора по PR, начальники отделов), 33,6% — позиции менеджеров среднего звена, 26,9% — старшие специалисты или руководители групп, 1,7% — младшие специалисты и стажеры. Среди опрошенных 57% работают во внутренних PR-департаментах компаний, 28% — в агентствах или консалтинге, 6% — в качестве независимых специалистов, 9% — в государственном секторе.