Старшее поколение чаще выбирает крепкие напитки вместо вина и пива
Более 70% опрошенных россиян в возрасте 55–79 лет отдают предпочтение крепким алкогольным напиткам вместо вина и пива, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование «Распространенность потребления алкогольной продукции в РФ: анализ тенденций в 2019–2023 гг.», которое опубликовано в электронном академическом рецензируемом журнале «Демографическое обозрение».
В 2023 г. половина взрослых россиян употребляли алкоголь хотя бы раз в течение года до момента опроса. При этом доля среди мужчин, которые пили спиртное, более чем на треть превышала показатель среди женщин — 56,9% против 42,7%.
Чаще всего алкоголь потребляют представители возрастной категории 45–49 лет — 64%. Следом идут россияне в возрасте 40–44 года и 35–39 лет — по 60%. Меньше всего спиртное пьют молодые респонденты 15–19 лет, а также людей от 80 лет и старше — около 14%. Среди молодых взрослых граждан в возрасте 20–24 и 25–29 лет алкоголь употребляли 40 и 50% опрошенных соответственно.
Пиво значительно чаще предпочитают мужчины — их доля в 1,8 раза выше, чем у женщин. А среди любителей крепкого алкоголя мужчин в 4,1 раза больше, чем женщин. Вино же, напротив, в 3,2 раза чаще выбирает женская аудитория.
Наибольшая доля потреблявших пиво — в возрастной группе 20–24 года (71%). С возрастом этот показатель постепенно снижался, достигнув минимальных 17% среди людей старше 80 лет. А вот крепкие спиртные напитки, напротив, оказались более популярны среди старшего поколения: в возрастных группах от 55–59 до 75–79 лет доля их потребителей превышала 70%.
В целом доля употребляющих алкоголь в период с 2019 по 2023 гг. стабильно сокращалась во всех возрастных категориях — в среднем примерно на 2%. Наиболее выраженное снижение зафиксировано среди россиян в возрасте 30–34 и 25–29 лет: минус 2,7 и 2,1% соответственно.
В исследовании проанализировали данные выборочного наблюдения состояния здоровья населения от Росстата за 2019–2023 гг. Они охватывали 60 тыс. домохозяйств.