21 Марта 2017 | 14:03

АКАР: Российский рынок рекламы за 2016 год вырос на 11%

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) подвела итоги года для рекламного рынка. Самым крупным медиа по объемам размещений осталось телевидение, самым динамичным оказался интернет

Картинка АКАР: Российский рынок рекламы за 2016 год вырос на 11%

АКАР оценила объем рынка рекламы в России в 360 млрд руб., сообщил директор по маркетинговым исследованиям Национального рекламного альянса (НРА) Сергей Веселов на презентации. Таким образом, с 2015 года рынок вырос на 11%, его динамика снова стала положительной после падения на 10% с 2014 по 2015 гг. С учетом расходов на производство креативов, рекламной продукции и оплаты услуг агентств, суммарный объем рынка маркетинговых коммуникаций АКАР оценивает в 630-650 млрд руб.

Самым крупным медиа для распространения рекламы по-прежнему остается телевидение – его объем достиг 150,8 млрд руб. и вырос на 10% по сравнению с 2015 годом. Сергей Веселов назвал этот результат «фантастическим». В частности, эфирные телеканалы выросли на 9% – до 146,9 млрд руб. Этот показатель ниже пика в 2014 г., отметил г-н Веселов.

Интернет показал наибольшую динамику роста – 21%, объем этого медиа достиг 136 млрд руб. В частности, performance-сегмент вырос на 24% – до 108,2 млрд руб., а branding достиг 27,8 млрд руб. (прирост на 13%).

В оценке digital-рынка принимала участие ассоциация Interactive Advertising Bureau (IAB) Russia. Председатель комитета по исследованиям IAB Russia Алексей Беляев сообщил, что в 2016 году ассоциация обновила методику расчета интернет-рекламы. По словам аналитика, она помогла скорректировать показатель за 2015 год. Ранее АКАР оценивал объем сегмента за тот год в 97 млрд руб., теперь – в 115 млрд руб.

Объем рекламы на радио вырос с 2015 года на 6% и достиг 15,1 млрд руб. в 2016 г. Директор по продажам «ГПМ Радио» Алексей Зятицкий отметил, что сегмент «рос преимущественно за счет рынка Москвы». Крупнейшими рекламодателями на этом медиа были автопроизводители, ритейл-сети, фармацевтические компании и девелоперы недвижимости. Последние вместе с операторами связи показали по итогам прошлого года «хорошую динамику», добавил г-н Зятицкий.

Пресса стала единственным медиа, показавшим отрицательную динамику по итогам 2016 года. Объемы рекламы в печатных СМИ упали на 16% – до 19,7 млрд руб. Директор по маркетинговым исследованиям Hearst Shkulev Media Алексей Овчинников отметил, что наиболее уязвимыми оказались рекламно-информационные издания и газеты. Первые упали почти на треть (32%) – до 3,6 млрд руб., вторые сократились на 16% – до 5,4 млрд руб. Г-н Овчинников связал уменьшение рекламы в газетах с оттоком их аудитории в онлайн-издания. Журналы, по его словам, чувствуют себя увереннее: объем размещений в них упал на 8% и составил 10,7 млрд руб.

В этом году АКАР поменял методику расчета OOH-рекламы. Если раньше наружная реклама считалась отдельно, а indoor и размещения в кинотеатрах классифицировались как «Другие медиа», то теперь все эти носители объединены как Out of Home. Этот единый сегмент вырос на 6%, а его объемы достигли 38,3 млрд руб.

В частности, наружная реклама выросла на 8% – до 31,4 млрд руб. Гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин сообщил, что этот рост был обеспечен московским рынком. Прежде всего, это было связано с развитием новых технологий: цифровые носители составили «почти 20% от всего объема реализации». В регионах ситуация продолжает оставаться сложной, признает эксперт.

По словам г-на Березкина, наружную рекламу «спасли застройщики – почти половина всех новых денег пришла оттуда». Также развитию сегмента помогла политическая реклама, давшая почти 1 млрд руб., и сотовые операторы. Все четыре федеральных оператора – МТС, «Вымпелком», «Мегафон», Tele2 – вошли в пятерку крупнейших рекламодателей в outdoor, сообщил глава «ЭСПАР-Аналитик». При этом автопроизводители сократили свои вложения в это медиа вдвое.

«Надежды наружной рекламы связаны с тем, что рекламодатели продолжают убеждаться в эффективности, опираясь на собственный опыт», – рассуждает г-н Березкин. Большая часть средств в этот канал поступает от тех, кто непрерывно в него вкладывался последние пять лет.

Транзитная реклама сократилась на 11% (до 3,6 млрд руб.), indoor – на 5% (до 2,3 млрд руб.), а кинотеатры – на 11% (до 1 млрд руб.).

Региональная реклама в четырех основных медиа (ТВ, радио, пресса, наружная реклама) без учета Москвы и области упала в 2016 году на 1%. Ее объем составил 45 млрд руб. Крупнейшим сегментом, как и по всей России, стало телевидение – его объем занял почти половину рынка (48%) и составил 21,8 млрд руб. ТВ-реклама по сравнению с 2015 г. выросла на 4%. Наиболее динамичным оказалось радио – оно выросло на 7%, до 7,3 млрд руб. Пресса, как и на федеральном уровне, находится в депрессивном состоянии: объем региональных закупок в ней сократился на 21% и составил 6 млрд руб.

Эксперты не огласили прогноз на следующий год. Г-н Веселов только кратко сказал о ситуации на телевидении. «Начало года пока достаточно приличное, но на цифры переходить не будем. Те, кто работают в этой индустрии, пока довольны», – сказал директор по маркетинговым исследованиям НРА.

Объем сегмента маркетинговых услуг, по данным АКАР, составил 94,5 млрд руб. – на 7% больше, чем в 2015 году. Ассоциация также впервые оценила развитие промоиндустрии: в 2016 году она выросла на 21% – до 21 млрд руб.

Расходы на рекламу в 2016 году
Медиа
Доходы от рекламы в 2016 году (млрд руб. без НДС)
Изменение к аналогичному периоду 2015 года (%)
январь-март апрель-июнь июль-сентябрь октябрь-декабрь весь год январь-март апрель-июнь июль-сентябрь октябрь-декабрь весь год
Телевидение 35.7-36.2 35.6 31.1 48.2-48.4  150,8  19 15 7 10 
в том числе эфирное
35-35.5
34.6
30.1-30.4

46.4-47.2 

146,9 

18
14
6

3 

тематическое
0.72
0.94
0.79

1.45 

 3,9

110
62
34

 46

56
Радио 2.7-2.9 3.7-3.8 3.6 4.8-5.1   15,1 12 3-6 6
Пресса 4.2-4.4 5.5 4.2 5.6-5.8 19,7  -14 -14 -14 -19-20  -15 
в том числе газеты
1.2-1.3
1.5-1.6
0.8

1.7-1.9 

5,4 

-10
-16-17
-20

 -21-23

-17
журналы
2-2.1
2.9-3
2.4

3.2-3.4

10,7

-11
-6
-4

-8-9 

-8
рекламно-информационные издания
0.9-1
1-1.1
1

 0.5-0.7

3,6 

-24
-21-23
-29

-50-58 

-32
Наружная реклама 7.5-7.8 9-9.3 9.3  11.9-12.5  38,3 7 8-13 6

57-58 

20
Интернет 23.7  --* 28-33* N/a   136 31  --* 21-34 32-64 18 
Другие медиа 0.7 1.12 0.8 8 1 4 N/a N/a 
ВСЕГО 75-75.5 86 77-81 117.5-122  360  18 16* 8-14 12-24 11

* Эксперты, делая расчеты по первому полугодию, разошлись в оценке сегмента интернет-рекламы. Вычисление данных в этом сегменте по отдельно взятому второму кварталу не корректно. Оценка всего рынка и его динамики за второй квартал, на которую не могли не повлиять цифры по интернету, приводится по нижней границе.
Источники: Ассоциация коммуникационных агентств России; расчеты AdIndex

Объемы российского рынка интернет рекламы по методике IAB Russia 
(включает выручку площадок и технологических селлеров, за вычетом НДС)

2015

2016

Динамика

млрд. руб.

млрд. руб.

Рост,%

PERFORMANCE

Search

50,7

58,7

16%

 

CPX

36,6

49,5

35%

 

Итого

87,3

108,2

24%

 

 

 

 

 

BRANDING

Video

5,6

6,6

19%

 

Banners (CPM)

19,1

21,2

11%

 

Итого

24,7

27,8

13%

 

 

 

 

 

Итого Online Ad

112,0

136,0

21%

 

 

 

 

 

Classifieds

 

 

25,0

 


Оценка по кварталам

1Q'16

2Q'16

3Q'16

4Q'16

млрд. руб.

YoY, %

млрд. руб.

YoY, %

млрд. руб.

YoY, %

млрд. руб.

YoY, %

Performance

Search

13,0

21%

14,4

22%

14,7

11%

16,7

12%

 

CPX

10,8

47%

11,2

34%

12,2

33%

15,2

30%

 

Итого

23,8

32%

25,6

27%

26,9

20%

31,9

20%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Branding

Video

1,1

37%

1,5

18%

1,9

19%

2,2

11%

 

Banners (CPM)

3,5

15%

4,9

12%

4,9

10%

7,9

9%

 

Итого

4,6

20%

6,4

13%

6,8

12%

10,0

9%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого Online Ad

 

28,4

29%

32,0

24%

33,7

18%

42,0

17%

Автор: Макар Козырев

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru