Nielsen: самый экономичный новогодний стол смогут накрыть жители Санкт-Петербурга
Согласно недавнему исследованию Nielsen, наценка на продукты в сезон праздников достигает 10% по России, продажи шоколада вырастают до 40%, икры до 20%, а алкоголь бьет рекорды, удваивая объемы продаж
В преддверии новогодних и рождественских праздников компания Nielsen, ведущий мировой эксперт в области маркетинговой информации, исследовала рынок товаров повседневного спроса и узнала, чего стоит ожидать ритейлерам и производителям накануне праздничного сезона 2014.
«Период рождественских продаж ждут производители и ритейлеры во всем мире, как и везде, бизнес заблаговременно начинает готовиться к высоком сезону, но спрогнозировать спрос с каждым годом становиться все тяжелее. С одной стороны, экономический кризис 2008 года серьезно изменил карту потребительского поведения, с другой, рецессия способствовала тому, чтобы любые колебания и изменения рыночной конъюнктуры находили свое отражение в действиях потребителей», – комментирует Екатерина Эдельштейн, директор отдела по работе с клиентами, Nielsen.
Одно из самых заметных влияний новогодний сезон оказывает на продажи всех категорий алкогольных напитков. В большей степени это сказывается на категории шампанских и игристых вин, где готовность потребителей тратить все больше денег на праздничные покупки обеспечивает более трети годовых продаж в период с декабря по январь, а также к переключению потребителей с более традиционных напитков, таких как водка и бренди, в пользу рома, коньяка и виски. Водка в отличие от остальных категорий алкогольных напитков, имеет относительно низкие показатели роста в новогодний период.
«Хотя россияне не теряют головы в погоне за богатым новогодним столом, стоит ожидать увеличения продаж традиционных напитков и продуктов в более премиальных сегментах. Если ранее праздничные дни не представлялись возможными без таких алкогольных напитков, как шампанское и водка, то сегодняшний потребитель все больше тяготеет к более дорогому алкоголю – рому, коньяку и виски. И, хотя, продажи первых двух категорий также растут в декабре-январе, во многом драйвером является переключение на более премиум бренды», – рассказывает Екатерина Эдельштейн. «В условиях роста сетевого ритейла и запрета на любой другой способ коммуникации с покупателем в алкогольных категориях, промоактивность производителей в местах продаж усиливается в высокий сезон», – заключает Эдельштейн.
Самый большой рост продаж среди всех сегментов шоколадного рынка приходится на шоколад в коробках, в декабре-январе он доходит до 37- 40%. И только в этом сегменте есть ярко выраженно повышение цены: в преддверии нового года она увеличивается на 7-10% за 1 кг упакованного шоколада, а затем в течение декабря и января увеличивается еще на 15-20%. При этом также вырастает объем продаж развесных шоколадных конфет (до 20%), а цена, стабильная в течение года, в декабре увеличивается на 3-3,5%. И, безусловно, продажи фигурного шоколада – фигуры на новогоднюю тематику и шоколадные яйца – в ноябре-январе вырастают на треть.
«Новые потребительские привычки, сформированные в кризис, действуют и сегодня, более рационально настроенный, экономный россиянин пересмотрел свое отношение к «обязательным» подаркам. Если раньше в качестве подарков знакомым, коллегам выбирали дорогой алкоголь и конфеты, то сейчас их место заняли более «сувенирные» вещи, такие как фигурный шоколад, премиальный чай, кофе в праздничных упаковках. Если говорить о непродуктовых товарах, то здесь по-прежнему самым распространенным подарком являются наборы для ванны и душа, а также по уходу за кожей», – комментирует Эдельштейн. «Однако, что касается новогоднего стола, то тут российский потребитель не считает нужным экономить: помимо дорогого алкоголя, продажи икры в Москве и Петербурге в праздники вырастают до 20%, соков до 10%».
Среднее увеличение объема продаж в штуках за период декабрь в сравнении со среднегодовыми продажами (исключая период декабрь); 2011-2012 гг.
В период праздников уровень цен по категориям «новогодних» товаров возрастает в целом по всей России, однако сильно различается по регионам, что зависит от двух главных факторов: уровня развития современной торговли и логистической доступности. Так, более низкие цены в Северо-Западном регионе – на 5% ниже, чем в среднем по России, а в Санкт-Петербурге самые низкие цены среди крупнейших городов: благодаря высокому уровню развития современной торговли (особенно каналов гипермаркетов и дискаунтеров) на 10 -15% ниже, чем в среднем по стране. Наиболее высокие цены в Сибири и на Дальнем Востоке – те же самые продукты здесь стоят на 5% и 15% соответственно дороже, чем по стране в целом.
«Внутри одного региона по городам ситуация может сильно
отличаться. Например, в Красноярске алкогольные напитки стоят на 15-25% дороже,
чем в Новосибирске, по шоколадным конфетам разница достигает 40%. В Центральном
регионе и в Москве, в том числе, цены немногим выше среднероссийских из-за
относительно большой доли объемов продаж, приходящихся на канал супермаркетов»,
– объясняет Екатерина Эдельштейн.