Посткризисные потребители – какие они
Исследовательская компания Synovate определила посткризисные потребительские категории
В исследовании Synovate “Игра восприятий” приняло участие 14 стран. Потребители в разных странах отреагировали на глобальный финансовый кризис по-разному. В некоторых странах люди пострадали больше, в других – меньше, но даже в каждой отдельной стране можно отметить, что разные люди реагируют на кризис по-разному. Некоторые его едва почувствовали, и их жизнь совсем не изменилась. Но для других он изменил всю жизнь, поглотил сбережения и подорвал веру в большой бизнес и правительство.
Стив Хейлз (Steve Hales), глобальный директор качественных исследований в Synovate, отмечает два драйвера в изучении потребительских предпочтений на более глубоком уровне: “Первое – это большой спектр человеческих ощущений и многообразие реакций на кризис. Второе - противоречивые выводы в СМИ относительно кризиса и рецессии – одни говорили, что худшее – позади, другие - что дно еще не достигнуто. Поэтому, чтобы достичь какого-либо успеха в продвижении своей продукции, необходимо понять настроения людей».
К какому пост-кризисному типу Вы относитесь?
1. Позитивно мыслящие приспособленцы (opportunists)
Эти люди обычно активны, независимы, инновационны, креативны, позитивно настроены и целеустремленны. У них есть высшее образование, и они скорее молоды (25-35, одинокие или в браке без детей), финансово устойчивые, с ограниченным числом обязанностей. Они присутствуют в любой стране. В России это люди, интересующиеся товарами сегмента премиум, но при этом подходят к покупкам взвешенно и разумно. “Я смотрю на кризис как на новые возможности для себя. Я инвестирую в свой бизнес”.
2. Позитивно настроенные, готовые пересмотреть образ жизни (Lifestyle Re-evaluators)
Люди в этом сегменте скажут, что стакан наполовину полон, а не пуст. Это относительно маленький сегмент. К нему принадлежит средний класс и верхний сегмент среднего класса. Они уверены, что общество в целом отвечает за кризис и должно отвечать за его последствия. Они думают, что компании должны подойти к рецессии с полной ответственностью, главы компаний должный поумерить свои аппетиты. Они склонны использовать рецессию как возможность для социальных изменений. В России это люди с активной жизненной позицией, не желающие отказывать себе в удовольствиях и ищущие “менее дорогие” возможности для приятного времяпрепровождения (отдых не в ресторане, а на природе, ремонт в квартире своими силами и т.д.) “Я никогда не откажусь от удовольствий, несмотря на кризис”.
3. Убежденные пофигисты (Confident Ignorers)
Это тоже относительно маленькая группа. В основном это богатые люди из США и Европы, которых кризис почти не коснулся или жители Индии, Китая и Тайланда, где воздействие кризиса было минимальным. Их восприятие, ценности и покупательское поведение практически не изменилось и остается таким же, как и до рецессии.
4. Осторожные накопители (Cautious Savers)
Этот сегмент – самый большой и распространен по всему миру. Это люди в возрасте 30 – 50 +, имеющие высшее образование, принадлежат к среднему классу, не гибкие в плане работы. На них кризис отразился или они были близки с кем-то, кто пострадал от кризиса. Они сократили траты, переключились на более дешевые бренды и хотят больше сберегать. Эти люди отложили покупки автомобиля, отказались от путешествия заграницу, и т. д. “Я хочу контролировать траты, сберегать, когда только это возможно, и стараться себя обезопасить в будущем, которое может быть непростым”.
5. Озлобленные пессимисты (Angry Pessimists)
Эта группа людей пережила потерю работы, сбережений, потерю бизнеса – для них, очевидно, жизнь в прошлом была лучше, чем сейчас. Они среднего возраста и старше, живут в США. Великобритании, Германии, Франции, Испании, Южной Африке и России. Они ощущают себя потерянными, парализованы страхом и озлоблены на правительства своих стран и корпорации. В России – это люди, контролирующие себя во всем, не в состоянии принимать решения. Они принадлежат к разным возрастным группам. “Это все равно, что находиться в самолете, который терпит крушение. Нет смысла волноваться, потому что все равно ничего нельзя изменить”.
Комментирует Анна Ганжа, директор качественного подразделения Synovate: “В России существует опасность роста доли “озлобленных пессимистов” в связи с социо-культурными особенностями населения – многие реально пострадали от кризиса, но в улучшении сложившейся ситуации по привычке полагаются на государство, а не на себя. Однако доля позитивно смотрящих на жизнь сохранится, хотя изначально она была и остается достаточно небольшой. Несмотря на снижение покупательской способности в России, в целом тренды потребительского поведения остались прежними: россияне все еще отдают предпочтение западным раскрученным брендам и стремятся к show off”.