Исследование AdIndex: рынок Event&MICE по опросу заказчиков
Исследование, проведенное в мае-июне текущего года, ставило своей целью изучение конъюнктуры событийного рынка, формирование спектра предложений подрядчиков, обзор экономики сегмента, а также выявление проблематики рынка и тенденций, его формирующих
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Исследование строилось на опросе агентств и заказчиков услуг. Агентства привлекались для формирования перечня заказчиков для опроса, а также для оценки конкурентного окружения с целью последующей кластеризации рынка. Клиенты оценивали подрядчиков, давали обратную связь по претензиям к оказываемому сервису, формулировали основные тренды рынка, а также делились информацией по распределению бюджетов в динамике 2016-2017 гг.
Всего в опросе приняли участие 309 специалистов из 198 компаний
(смотреть перечень). На основе ответов были
составлены рейтинги по доле сотрудничества и качеству оказываемого
сервиса. Мероприятия делились как по месту проведения - выездные (MICE) и
локальные (Events), так и по решаемым задачам: B2B (деловые), B2C
(маркетинговые) и HR (корпоративные). По такому принципу приведены и рэнкинги
агентств.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ В
ИССЛЕДОВАНИИ
MICE-услуги (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) – услуги по проведению ВЫЕЗДНЫХ мероприятий:
— Meetings — встречи, пресс-туры, презентации, совещания, тренинги;
— Incentives — целевые поездки, являющиеся уникальным знаком внимания к самым
важным клиентам и партнёрам компании, а также к лучшим сотрудникам;
— Conferences — конгрессы, конференции, семинары, форумы, деловые завтраки,
мероприятия по связям с инвесторами, на которых представляются проектные
разработки и приобретаются клиенты и партнеры;
— Events — тематические программы, как правило, развлекательного характера.
EVENT- (маркетинговые) мероприятия – достижение конкретных экономических задач заказчика с помощью организации различных событий: праздников, презентаций, выставок, деловых и HR-мероприятий и пр. на месте пребывания целевой аудитории мероприятия (НЕ ВЫЕЗДНЫЕ мероприятия).
— Деловые: форумы, конференции, конгрессы, деловые завтраки, выставки,
круглые столы, симпозиумы, пресс-конференции, пресс-показы
— Образовательные: семинары, тренинги, мастер-классы
— Развлекательные: праздники, премьеры, представления новинок, спортивные
события, фестивали, концерты, награждение покупателей и т.д.
Мероприятия по решаемым задачам
B2C – внешние мероприятия, направленные на привлечение
конечного потребителя
B2B – внешние мероприятия, направленные на привлечение
бизнес-партнеров
HR – внутренние мероприятия (мероприятия для нужд
компании).
В исследование не вошли компании, специализирующиеся на проведении культурных,
благотворительных, светских и частных мероприятий. Подробная методика
доступна по ссылке.
СПЕЦИФИКА РЫНКА
В ходе текущего исследования и по опыту прошлого года выяснилось, что рынок событийных услуг пока далек от консолидации. В отличие, к примеру, от медиабаинга, где на Топ-20 агентств приходится почти 80% медиазакупок, в сегменте организации мероприятий успешно конкурируют как крупные поставщики событийных решений, так и бутиковые компании, нанимаемые под специальные задачи. При этом и те, и другие могут обслуживать компании разного, в том числе и самого высокого бюджетного уровня, что является нонсенсом не только для медийных, но и для креативных агентств, которые в большинстве своем обслуживают сетевые, т.е. полученные на глобальном уровне, контракты. У Event- и MICE-компаний в этом смысле свободы больше, но у этой свободы есть и последствия для клиентов: в отсутствии четкой стратификации заказчикам сложнее ориентироваться в выборе проверенных партнеров. Разобраться со спектром предлагаемых услуг поможет полученный AdIndex рейтинг, который сформирован в двух кластерах – компании, проводящие менее 50 мероприятий в год, и подрядчики, способные организовывать потоковые поставки событийного продукта.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
БЮДЖЕТЫ
Опрошенные компании выделяют на мероприятия весьма существенную часть своего коммерческо-административного бюджета: в прошлом году этот показатель составил 17,6%, в текущем – почти 20%.
Вопрос: Назовите, пожалуйста, долю бюджетов на MICE- и Event-услуги в общих коммерческих и административных расходах в 2016-2017 гг., (в %). Число ответов: 48 (здесь и далее число ответов приведены только для относительных метрик (долей)).
Почти половина респондентов сохранили бюджеты на уровне предыдущего года (48% и 45% в 2016 и 2017 гг. соответственно). Отметили рост расходов на мероприятия в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, большее число респондентов, чем в 2016 году (40% в 2017 году против 30% в 2016-м). На этом хорошие новости для агентств не заканчиваются – доля отметивших снижение расходов сократилась – с 22% в 2016 году до 16% в 2017-ом.
Вопрос: Какие изменения произошли в бюджете на MICE- и Event-услуги в 2016 и 2017 году? Число ответов: 166
Тем, кто ответил на вопрос по динамике, предлагалось указать порядок изменений (роста или сокращения бюджетов) по сравнению я предыдущим годом. Оказалось, что наращивание бюджетов в среднем происходит более умеренно, чем сокращение. Так, если бюджет увеличивается, то, в среднем, на 20% (что на 2 п. больше, чем годом ранее), а уж если сокращается, то более драматично – в среднем на 35%, что на 11% больше, чем в 2016 году.
Вопрос: Уточните, пожалуйста, порядок изменений. Число ответов: 161
РЕЙТИНГ СОТРУДНИЧЕСТВА
В сегменте организации локальных мероприятий (Event) в первом кластере (менее 50 проектов в год) по доле сотрудничества с компаниями, принявшими участие в исследовании, лидируют агентства Redday (13.1% опрошенных), Smart Motion (9,6%) и MarketEmotion (8,6%). Лидеры второго кластера (более 50 мероприятий в год) – MaxiMICE (12,1%), «Подъежики» (11,6%) и Eventum Premo (8,6%).
Лидеры сотрудничества в
Event-сегменте
1 кластер (до 50
мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества* |
1 |
Redday |
13.1% |
2 |
Smart Motion |
9.6% |
3 |
MarketEmotion |
8.6% |
4 |
D2 Marketing Solutions |
7.6% |
5 |
Big Jack |
6.6% |
Число ответов: 198
2 кластер (более 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
1 |
MaxiMICE |
12.1% |
2 |
Подъежики |
11.6% |
3 |
Eventum Premo |
8.6% |
4 |
ATH |
6.1% |
4 |
Citymetria |
6.1% |
4 |
Demlink |
6.1% |
4 |
e:mg |
6.1% |
5 |
Departament |
5.6% |
Число ответов: 198
*Здесь и далее приведена доля компаний (не экспертов) из опросной панели.
Экстраполировать полученные данные на весь рынок некорректно, поскольку в
сегменте работает существенно большее число компаний, чем приняли участие в
исследовании. Рейтинг сотрудничества приведен справочно, чтобы
продемонстрировать предпочтения конкретной панели.
Лидеры сотрудничества в MICE-сегменте
В сегменте выездных мероприятий опрошенные эксперты чаще всего привлекали агентства Marketing Division (5,1%), Big Jack и HRG (4,5%) и D2 Marketing Solutions (4%) из первого кластера. Во втором кластера первые строки рейтинга заняли также четыре компании: MaxiMICE (16,2%), Demlink (8,6%), Aero Club Tour и ATH с 8,1%.
1 кластер (до 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
1 |
Marketing Division |
5.1% |
2 |
Big Jack |
4.5% |
2 |
HRG |
4.5% |
3 |
D2 Marketing Solutions |
4.0% |
4 |
MarketEmotion |
3.0% |
4 |
Redday |
3.0% |
4 |
Smart Motion |
3.0% |
5 |
Ark Connect |
2.0% |
5 |
Incentive club |
2.0% |
5 |
RCG (R&I) |
2.0% |
5 |
С4Group |
2.0% |
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
1 |
MaxiMICE |
16.2% |
2 |
Demlink |
8.6% |
3 |
Aero Club Tour |
8.1% |
3 |
ATH |
8.1% |
4 |
ADA-Symposium |
5.6% |
5 |
Upjet |
5.1% |
Число ответов: 198
РЕЙТИНГ КАЧЕСТВА
В рейтинг качества включались компании, получившие не менее четырех оценок заказчиков из минимум трех компаний. Удовлетворенность обслуживанием респонденты оценивали по трем критериям, оперируя 10-балльной шкалой.
Критерии оценки
Экспертиза
Общий уровень организации мероприятия
Стратегический подход, четкое позиционирование, эффективность
(результативность) для ЦА
Креативность
Инновационность/применение новых технологий в проектах,
Профессионализм команды
Клиентский сервис
Стабильность команды
Оперативность (скорость предоставление предложения за запрос, скорость и
качество коммуникаций и реагирования, устранения проблем)
Самостоятельность (автономность) в решении поставленных задач, устранении
проблем
Полнота и качество документооборота (включая отчеты)
Наличие дополнительных сервисов (продакшен, дизайн, PR, другое)
Ценовая политика
Оптимизационный подход к смете
Прозрачность ценообразования и дисконтной политики
Удобство требований и графика оплаты (наличие постоплат, гибкость в сроках и
т.д.)
EVENT-СЕГМЕНТ
В ходе исследования выяснилось, что лидерство по качеству оказываемого сервиса не всегда коррелируется с долей сотрудничества. Так, в сегменте Event лучшими в первом кластере стали агентства Director's Cut (первое место с 8,78 балла), Big Jack (8,67) и RCG (ранее R&I) со средней оценкой 8,55. Лидерами второго кластера в сегменте стали ARS Communications (8,64 балла), ADA-Symposium (8,42) и Citymetria (8,12).
Лидеры качества в
Event-сегменте
1 кластер (до 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества в сегменте |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
Director's Cut |
2% |
8.83 |
8.50 |
9.00 |
8.78 |
2 |
Big Jack |
7% |
8.25 |
8.94 |
8.81 |
8.67 |
3 |
RCG (R&I) |
4% |
8.18 |
8.53 |
8.94 |
8.55 |
4 |
MarketEmotion |
9% |
8.27 |
8.55 |
8.73 |
8.52 |
5 |
MaxMedium / Ready-to-Go |
3% |
8.38 |
8.38 |
8.63 |
8.46 |
2 кластер (более 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества в сегменте |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
ARS Communications |
4% |
8.38 |
9.00 |
8.54 |
8.64 |
2 |
ADA-Symposium |
3% |
8.25 |
8.50 |
8.50 |
8.42 |
3 |
Citymetria |
6% |
7.86 |
8.09 |
8.41 |
8.12 |
4 |
TMA-Draft |
2% |
7.00 |
9.00 |
8.00 |
8.00 |
5 |
e:mg |
6% |
7.38 |
8.38 |
8.06 |
7.94 |
MICE-СЕГМЕНТ
В MICE-услугах рейтинг качества возглавили агентства D2 Marketing Solutions (8,76), Ark Connect (8,73) и MaxMedium / Ready-to-Go (8,67) из первого кластера. Во второй страте лидерами стали Action (8,25), Night Street (8,20) и FCM Travel Solutions (8,19 балла).
Лидеры качества в MICE-сегменте
1 кластер (до 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
D2 Marketing Solutions |
4% |
8.43 |
9.00 |
8.86 |
8.76 |
2 |
Ark Connect |
2% |
8.70 |
8.80 |
8.70 |
8.73 |
3 |
MaxMedium / Ready-to-Go |
1% |
8.50 |
8.50 |
9.00 |
8.67 |
2 кластер (более 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
Action |
1% |
7.50 |
8.75 |
8.50 |
8.25 |
2 |
Night Street |
2% |
8.40 |
8.20 |
8.00 |
8.20 |
3 |
FCM travel solutions |
4% |
8.00 |
8.08 |
8.50 |
8.19 |
В ходе исследования были также получены отдельные рейтинги по различным категориям событий: в зависимости от решаемых задач мероприятия делились на маркетинговые, деловые и корпоративные. MICE- и Event-агенства в этих рейтингах представлены совместно. По запросу клиентов, AdIndex может подготовить отдельные рэнкинги во всех изучаемых категориях (например, лучшие агентства по организации выездных деловых, внутренних корпоративных и т.д. мероприятий), а также рейтинги по критериям качества, в т.ч. внутри сегментов. Также партнеры AdIndex могут получить комментарии своих клиентов (обезличенные) по сильным и слабым сторонам сервиса.
B2B-СЕГМЕНТ
В деловом сегменте лидерство в первом кластере возглавили Redday (8,81), Big Jack (8,70) и D2 Marketing Solutions (8,53). Во втором кластере лучшими стали ARS Communications (8,70), IBC Corporate Travel (8,11) и «Континент Экспресс» (8,07).
Лидеры качества в B2B-сегменте
1 кластер (до 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
Redday |
15% |
8.38 |
9.07 |
8.93 |
8.81 |
2 |
Big Jack |
8% |
8.22 |
9.00 |
8.89 |
8.70 |
3 |
D2 Marketing Solutions |
8% |
7.76 |
8.94 |
8.88 |
8.53 |
2 кластер (более 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
ARS Communications |
4% |
8.56 |
9.00 |
8.56 |
8.70 |
2 |
IBC Corporate Travel |
4% |
8.33 |
8.00 |
8.00 |
8.11 |
3 |
Континент Экспресс |
5% |
7.78 |
8.00 |
8.44 |
8.07 |
B2C-СЕГМЕНТ
Лучше других проводят маркетинговые мероприятия D2 Marketing Solutions (8,57), RCG (8,56) и Smart Motion (8,52) из первого кластера. Из более крупных компаний опрошенные эксперты высоко оценили TMA-Draft (8,08), «Континент Экспресс» (8,05), Upjet и ADA-Symposium (по 8,00).
Лидеры качества в B2C-сегменте
1 кластер (до 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
D2 Marketing Solutions |
8% |
7.79 |
8.85 |
9.06 |
8.57 |
2 |
RCG (R&I) |
4% |
8.25 |
8.50 |
8.92 |
8.56 |
3 |
Smart Motion |
10% |
8.89 |
8.33 |
8.33 |
8.52 |
2 кластер (более 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
TMA-Draft |
3% |
7.25 |
9.00 |
8.00 |
8.08 |
2 |
Континент Экспресс |
5% |
8.00 |
7.86 |
8.29 |
8.05 |
3 |
Upjet |
6% |
7.71 |
8.00 |
8.29 |
8.00 |
3 |
ADA-Symposium |
6% |
7.75 |
8.50 |
7.75 |
8.00 |
HR-СЕГМЕНТ
Возглавили рейтинг качества корпоративных мероприятий агентства MarketEmotion (8,71), Big Jack(8,67) и MaxMedium / Ready-to-Go (8,60) – в 1 кластере. Во втором респонденты особенно отметили сервис Citymetria (8,48), ADA-Symposium (8,38) и Carlson Wagonlit Travel (8,17).
Лидеры качества в HR-сегменте
1 кластер (до 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство/Сегмент |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
MarketEmotion |
10% |
8.63 |
8.75 |
8.75 |
8.71 |
2 |
Big Jack |
8% |
8.33 |
8.87 |
8.80 |
8.67 |
3 |
MaxMedium / Ready-to-Go |
3% |
8.40 |
8.60 |
8.80 |
8.60 |
2 кластер (более 50 мероприятий в год)
Место |
Агентство/Сегмент |
Доля сотрудничества |
Ценовая политика |
Клиентский сервис |
Экспертиза |
Средняя оценка |
1 |
Citymetria |
8% |
8.21 |
8.36 |
8.86 |
8.48 |
2 |
ADA-Symposium |
6% |
8.13 |
8.63 |
8.38 |
8.38 |
3 |
Carlson Wagonlit Travel |
3% |
7.50 |
8.00 |
9.00 |
8.17 |
ФИГУРАНТЫ РЕЙТИНГА
В рамках проекта суммарно было ранжировано более 60 компаний. Важно понимать, почему в рейтинг вошли не все агентства, представленные на рынке: для включения в ранжирование могло не набраться достаточного числа оценок заказчиков. Компании, заинтересованные во включении в рейтинг 2018 года, могут направить свои заявки в адрес AdIndex или следить за анонсами готовящихся проектов, где подробно раскрывается механика рейтинга и даются все инструкции для участников (для примера – анонс данного рейтинга).
В ходе составления рейтинга агентств AdIndex провел опрос заказчиков, попросив указать в развернутых комментариях наиболее значимые проблемы и тенденции отрасли. Обратная связь от клиентов доступна по ссылке.