От анализа фондового рынка до его обвала — история стартапа DeepSeek
Китайская нейросеть не выходит в последни дни из новостной повестки. Это неудивительно: DeepSeek смогла обрушить акции технологических гигантов и войти в лидеры по скачиваниям в AppStore. Рассказываем, как появилась языковая модель, почему конкуренты ей не доверяют и какие последствия на рынке вызвала новая технология
Когда появилась DeepSeek
Хоть про нейросеть DeepSeek и начали говорить только в последние несколько месяцев, одноименный китайский инвестиционный фонд запустил исследования в области машинного обучения еще шесть лет назад. С помощью технологий компания анализировала фондовый рынок. Однако уже в 2023 г. хедж-фонд объявил о начале работы над искусственным интеллектом общего назначения и в этом же году представил первую версию нейросети.
Успех к компании пришел в январе этого года. Стартап выпустил свою языковую модель DeepSeek-R1, которая сразу же вызвала ажиотаж среди разработчиков и пользователей. Помимо того, что нейросеть бесплатная, она умеет рассуждать и выстраивать логические цепочки, а также обходит конкурентов по математике и программированию. Для сравнения: OpenAI берет деньги за доступ к «рассуждающей» GPT‑o1.
Также, в отличие от некоторых других языковых моделей, чья база данных ограничена 2022 или 2023 г., DeepSeek имеет доступ в интернет. Поэтому китайский чат-бот умеет собирать актуальные данные, и его можно использовать в качестве поисковика.
Нейросеть сразу же обогнала ChatGPT по числу скачиваний в AppStore.
В разработке модель стоит меньше аналогичных технологий бигтех-гигантов, отметил RB.ru в экспертном обзоре технологии. Также у нейросести открытый исходный код. Для сравнения: на обучение DeepSeek ушло около $5,5 млн, тогда как на разработку GPT-4 OpenAI потратила более $100 млн. Как пишет Bloomberg, с помощью открытого исходного кода DeepSeek, возможно, развеял опасения по поводу жесткого контроля Китая над своей технологией. Кроме того, стартап, вероятно, расширил охват своего чат-бота на западных рынках, упростив для других разработчиков адаптацию базовой технологии под свои нужды. Технологией можно пользоваться и в России, поскольку она работает без VPN, однако остается открытым вопрос безопасности, пишет RB.ru.
Также некоторые издания указывают на то, что компания использовала менее мощные чипы, чем современные продукты Nvidia, которые запрещены для поставок в Китай. Это заставило инвесторов задуматься о том, оправдывают ли себя траты на инфраструктуру для ИИ.
«Черный понедельник» на рынке
Ажиотаж вокруг DeepSeek вызвал падение стоимости акций американских технологических компаний на 5–12%, которое Bloomberg назвал «крупнейшим однодневным обвалом в истории фондового рынка США». Суммарно участники потеряли более $1 трлн. Больше всех пострадала Nvidia, капитализация которой снизилась на $600 млрд. Успех DeepSeek поставил под сомнение целесообразность производства мощных чипов. Китайская нейросеть доказала, что эффективные модели можно создавать с меньшими затратами, используя менее мощное оборудование.
Акции Microsoft, которую многие считают лидером в сфере ИИ из-за ее связей с OpenAI, упали на 6%.
Спустя несколько дней после того, как китайская компания DeepSeek показала свою технологию, руководители Microsoft и Meta* выступили в защиту больших расходов. Они заявили, что большие инвестиции необходимы для сохранения конкурентоспособности в новой сфере.
«Инвестиции в капитальные затраты и инфраструктуру со временем станут стратегическим преимуществом», — заявил генеральный директор Meta* Марк Цукерберг.
Генеральный директор OpenAI Сэм Альтман никак не высказался по поводу расходов на свои языковые модели. Однако он назвал «впечатляющей» недорогую нейросеть китайской компании.
«Мы, очевидно, создадим гораздо более качественные модели, и появление нового конкурента — это действительно воодушевляет!» — заявил глава OpenAI.
Тем не менее вместе с воодушевлением в OpenAI также почувствовали сомнения в подлинности новых технологий. Американские IT-компании начали подозревать, что DeepSeek обучил свою нейросеть с помощью ChatGPT. Как заявили в OpenAI, китайская компания могла применить их запатентованные технологии для создания конкурирующей модели, что нарушает условия использования.
Дэвид Сакс, руководитель политики президентской администрации Дональда Трампа в области ИИ и криптовалют, в интервью Fox News назвал возможной кражу интеллектуальной собственности. По его словам, есть «существенные доказательства» того, что DeepSeek «дистиллировала знания из моделей OpenAI». При этом самих доказательств он не представил.
Последствия
В тот же день, как OpenAI заявила о том, что китайская компания могла использовать их технологии для разработки нейросети, организация по кибербезопасности Wiz Research обнаружила в открытом доступе данные пользователей DeepSeek.
«За несколько минут мы нашли общедоступную базу данных ClickHouse, связанную с DeepSeek, полностью открытую и не прошедшую аутентификацию, в которой хранились конфиденциальные данные. Эта база данных содержала значительный объем истории чатов, серверных данных и конфиденциальной информации, включая ключи API и рабочие детали», — сообщил Wiz Research.
На фоне утечки данных последовал ряд блокировок нейросети на территории таких стран, как Австралия, Италия, Тайвань, Великобритания и Голландия.
США, в свою очередь, подготовили законопроект, запрещающий импорт данных китайских технологий в сфере ИИ со штрафом до $1 млн и лишением свободы на срок до 20 лет за его нарушение. В случае принятия закона даже простое скачивание общедоступных приложений, таких как DeepSeek, может стать незаконным.
Несмотря на усиление напряженности, китайская компания доказала, что стоимость разработки не всегда равна ее качеству. Издание Reuters отметило, что появление DeepSeek меняет ситуацию в сфере ИИ, предлагая компаниям доступ к технологиям за небольшую цену. Это также может подтолкнуть другие организации, занимающиеся искусственным интеллектом, к улучшению своих моделей и снижению стоимости.
«Это значительный шаг вперед в демократизации ИИ и выравнивании условий с крупными технологическими компаниями», — сказала Сина Реджал, коммерческий директор британской компании NetMind.AI.