Креативные индустрии получили правовой статус — основные положения и слабые места нового закона
5 февраля, в силу вступил закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в России». Документ вводит основы правового регулирования в этой сфере и устанавливает условия деятельности и государственной поддержки субъектов. Мы рассказали об основных положениях нового документа и поговорили с экспертами о том, какие ожидаются изменения
![image](http://adindex.ru/assets/publications/2025_02/330656.jpg)
Что в законе?
В августе 2024 г. был принят законопроект, который создал правовую основу для развития креативных индустрий в России. В подготовке документа участвовали депутаты всех фракций и сенаторы, а также представители рынка креативных индустрий.
Курировать сферу будет Минэкономразвития. Закон закрепляет само понятие «креативная индустрия», а также его субъектов и продуктов.
«Креативная (творческая) индустрия — экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью», — сказано в законе.
Что касается трактовки терминов креативный субъект и продукт, то в ст. 3
закона им дают такие определения:
- историко-культурное наследие,
- произведения литературы и искусства,
- информационно-телекоммуникационные технологии,
- прикладное творчество.
Закон разрешает каждому региону выбирать приоритетные индустрии и делать упор на их развитие и поддержку. Также в документе предусмотрен единый куратор, ответственный за развитие креативной экономики. Он будет вести единый реестр субъектов креативных индустрий и заниматься сбором сведений об инфраструктуре поддержки.
Кроме того, закон предлагает несколько мер поддержки представителям творческой индустрии. В их число входят субсидии и гранты.
Слабые места закона
Эксперты отмечают, что один из недостатков нового закона — рамочность.
«Есть обещания, некое окно возможностей для исполнителей. Но нет конкретики. Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дождаться подзаконных актов», — рассказала Мария Архангельская, совладелец и генеральный директор брендингового агентства DDVB.
С размытыми возможностями исполнения нового закона также согласна Айта Лузгина, директор по развитию М.И.Р. by TWIGA. Эксперт отметила, что документ лишь определяет основы регулирования креативных индустрий и пока не позволяет судить о возможностях его реализации.
«Очень многое будет зависеть от конкретных мер, которые будут предлагаться и предприниматься теперь, когда закон вступил в силу. Это только начало пути», — добавила Айта Лузгина.
Одним из самых ожидаемых нововведений были специальные налоговые режимы для креативных компаний. Например, введение упрощенной системы налогообложения с пониженными ставками, налоговые каникулы для молодых компаний и стартапов, снижение ставки страховых взносов. В принятом законе не предусмотрены никакие налоговые льготы для креативных компаний. Однако эксперты согласны с тем, что в будущем можно ожидать снижения налоговой нагрузки в качестве одной из мер стимулирования их развития.
«Такая мера выглядит логичной в контексте свободы выбора регионами поддерживаемых направлений креативной экономики и может помочь сделать более привлекательными те, которые пока отстают», — отметила Айта Лузгина.
Мария Архангельская также ожидает изменений в налоговом законодательстве.
«Существующим агентствам поможет развиться упрощенный налоговый режим и менее емкие взносы. Большой помощью будет пересмотр отношений с самозанятыми: в креативной сфере их очень много, и сейчас любое агентство опасается, что в их взаимодействии с плательщиками НПД будут усмотрены трудовые отношения, которых фактически нет», — сказала Мария Архангельская.
Влияние на рынок
Реклама входит в тройку индустрий, вносящих основной вклад в развитие креативной экономики по доле в ВВП, а также по наибольшему количеству занятых работников, отметила Айта Лузгина.
«В последние годы мы наблюдаем определенные сдвиги в усилении законодательного регулирования рынка, но в то же время остается еще много пробелов в части образования, профессиональных стандартов, решения кадровых проблем. Закон предусматривает поддержку и в этих направлениях и, хочется верить, ускорит решение этих вопросов», — добавила Лузгина.
Вклад креативных индустрий в ВВП также отметил Илья Свистухин, медиа-директор Realweb. Эксперт назвал законопроект «важнейшим шагом в развитии экономики в целом».
«Решение включить креативные индустрии в отдельный сектор экономики дает дополнительный стимул в развитии всему блоку, обозначает ценностный подход и позволяет создавать условия для удержания лучших креативных специалистов в стране», — заявил Илья Свистухин.
Оценить законопроект можно будет по конкретным действиям властей и по тому, как документ интерпретируют «на местах». Всегда есть риск, что индустрию попытаются чрезмерно зарегулировать и ввести точки контроля там, где их раньше не было, считает Мария Архангельская.
«Но хочется быть оптимистами. Решение о выделении в отдельный сектор экономики может принести гранты и субсидии для создания креативных продуктов, упрощенную регистрацию креативных агентств, упрощенные процедуры найма иностранных креативных директоров. Хорошо скажется на индустрии ускоренный и менее сложный доступ к госзаказам. Специальные рабочие пространства, коворкинги для креаторов помогут молодым специалистам лучше интегрироваться в нашу сферу, встать на ноги», — отметила Архангельская.
Для креативной индустрии важна защита прав интеллектуальной собственности, добавил эксперт. Возможно, новый закон поможет в решении проблем авторского права, которые неизбежно возникают в процессе работы.
Однако документ не содержит детальных положений или новых механизмов по защите интеллектуальной собственности. Поэтому актуальными остаются существующие механизмы защиты, предусмотренные в Гражданском кодексе РФ и других профильных законах.
«Признание креативной индустрии отдельным сектором экономики знаменует начало новой эпохи для творческого бизнеса. Теперь перед нами открываются возможности для системного развития и масштабной поддержки на государственном уровне. Обновление кодов ОКВЭД и создание единого реестра позволят не только учитывать реальный вклад креативного бизнеса в экономику, но и сформировать эффективные механизмы взаимодействия с государством и рынком. Мы в ОМА готовы к участию в обсуждении этих изменений и предложению решений, способных ускорить рост креативного бизнеса в стране», — заявила Екатерина Булгакова, исполнительный директор креативного агентства OMA.