Регистрация пабликов в реестре РКН: что на практике идет не так
Роскомнадзор получил свыше 166 тыс. заявок на регистрацию пабликов в социальных сетях с аудиторией более 10 тыс. пользователей, из которых отклонил примерно 25%. Почему такой высокий процент отказа, с какими техническими сложностями столкнулись блогеры и менеджеры агентств — рассказали юристы коммуникационного агентства Didenok Team
![image](http://adindex.ru/assets/publications/2025_02/330741.jpg)
Подача заявления на Госуслугах
- Один из самых нервных этапов — подача заявления. Высокий процент отказа во многом обусловлен тем, что владельцы аккаунтов и страниц не понимают, как правильно заполнять данные — ссылки и названия страниц.
Ссылки в целом имеют множество вариаций — www, https, /s/, /user/ и так далее — каждый автор вносит по-разному.
Например, на YouTube есть короткая ссылка (с названием канала через @), а есть длинная с буквами — в заявление нужно добавлять именно короткую. Или если в названии TG-канала есть звездочки — надо добавлять в заявление название со звездочками.
К таким выводам мы пришли опытным путем, подавая заявления несколько раз подряд, исправляя ошибки. Кстати, если была допущена ошибка, можно и нужно подать повторное заявление, но при этом срок ее рассмотрения обновляется и снова откатывается на десять дней.
- После отправки заявления о регистрации РКН должен принять решение о включении паблика в реестр в течение десяти рабочих дней. Однако фактически приходится ожидать ответ примерно месяц.
Это объяснимо: инициативу ввели с 1 ноября 2024 года, и подавать заявления о регистрации своих аккаунтов необходимо было до 1 января 2025-го, но все вспомнили об этом только в конце декабря или на новогодних праздниках. Соответственно, у РКН завал данных, который они пытаются разобрать.
При этом блогеры переживают по поводу долгого процесса регистрации в реестре, поскольку не могут размещать рекламу до тех пор, пока не получат уникальную ссылку от РКН. Клиенты тоже раздражены тем, что запланированные на январь рекламные выходы приходится переносить и ждать, когда блогер, с которым заключена договоренность, будет внесен в реестр.
- Многие ошибочно полагают, что получение номера заявления считается регистрацией и можно продолжать размещать рекламу — это не так.
Номер заявления блогер должен разместить в закрепленном сообщении или описании паблика в течение трех дней после получения, чтобы РКН мог подтвердить принадлежность канала или страницы автору заявки.
Зарегистрированным в реестре паблик считается в тот день, когда автору приходит уникальная ссылка и сообщение: «Услуга оказана, вас зарегистрировали». Только с этого момента блогер может размещать рекламу.
- Бывает и такое, что в приложение «Госуслуги» приходит уведомление: «Вы зарегистрированы», но вместо уникальной ссылки написано error.
Что с этим делать? Идти писать обращение в РКН, которое обрабатывается до 30 рабочих дней? Заново подавать заявление? Странно, так как страница уже зарегистрирована в реестре. Как с такими вопросами разбираться — пока непонятно.
Размещение номера заявления, а затем уникальной ссылки в описании канала или аккаунта
- TikTok считает добавление номера заявления в описание профиля подозрительными действиями, поэтому высылает предупреждения или блокирует аккаунт.
Некоторые обходят эту проблему следующим образом — фиксируют номер заявления в описании к последнему посту. Либо можно указывать номер вместе с припиской «А+» (позже будут выпущены специальные правила размещения информации о регистрации аккаунта в перечне).
- У блогера нет законодательной обязанности размещать уникальную ссылку (не путать с номером заявления) в описании аккаунта: указанная формулировка — «блогер может», то есть вариативный характер.
Но мы рекомендуем все равно указывать ссылку, поскольку потенциальным контрагентам, которые захотят с ним работать, будет намного легче просто перейти по ссылке и убедиться, что он входит в реестр.
- В будущем все должно стать проще за счет того, что у каждого авторизованного в реестре пользователя появится значок «А+». Этот знак должны добавлять сами соцсети.
Когда они начнут это делать — непонятно. Будут ли, кроме российских соцсетей, зарубежные площадки это делать — также непонятно.
- Появились дополнительные проверки. Прежде чем прислать заявку на токен (маркировка рекламы), теперь менеджер проверяет, есть ли аккаунт в реестре РКН.
Тем временем клиенты прописывают санкции — если вдруг выяснится постфактум, что кто-то из блогеров был исключен из реестра, но у него была опубликована реклама, клиенты могут потребовать вернуть процент с оплаты рекламной публикации.
О чем помнить
- Есть всего 15 соцсетей, аккаунты которых можно зарегистрировать в
реестре РКН: «ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, TikTok, Likee, YouTube,
Telegram, LiveJournal, «Пикабу», Pinterest, «Дзен», RuTube, Twitch, Discord и
Yappy. Instagram* не входит в этот перечень.
- Паблик могут исключить из реестра. Например, если у
блогера стало менее 10 тыс. подписчиков. В таком случае его исключают, далее он
набирает снова 10 тыс. и снова подает заявление. И так бесконечное количество
раз, если количество подписчиков «скачет».
- Мы находимся на той исторической точке, когда люди легализуют право собственности на конкретный блог (помните приватизацию квартир?). Если это паблики, которые ведутся сразу несколькими админами, то, возможно, здесь появятся споры в плане того, кто же будет считать себя владельцем, а кто — администратором.
*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ.