Бизнес vs санкции: где и как в новой реальности искать клиентов
Для многих сфер бизнеса события последних недель стали переменами куда более ощутимыми, чем кризис или пандемия. К скачкам валюты и трудностям с логистикой добавились внешние запреты — блокировки и санкции. Екатерина Донцова (Солягина), операционный директор партнерской сети ePN и кэшбэк-сервиса Backit рассуждает, как строить работу с продвижением в этом контексте
Для бизнеса особенно остро ощущается «отчуждение» рекламных инструментов — оно коснулось даже тех, до кого не дотягивался «контейнерный» кризис. Facebook* и Instagram*, TikTok и все площадки сети Google Ads стали недоступны практически одновременно, а вместе с ними у многих пропали основные источники входящего трафика. Чтобы устоять на ногах сейчас, бизнес вынужден действовать быстро, искать и внедрять решения в режиме цейтнота.
Чтобы спешка не привела к ошибкам и новым потерям, важно с холодной головой оценить оставшиеся в доступе инструменты.
Что осталось на российском рынке
Очевидный ответ: то, что изначально на нем образовалось. Контекстную рекламу можно запускать в рекламных сетях «Яндекса», таргетированную — через VK и MyTarget (для запуска в том же VK, а также «Одноклассниках» и mail.ru).
Понятно, что в новых условиях в ход пойдет все, что возможно. Но держите в голове, что на эти площадки сейчас отправятся все, кому пришлось покинуть насиженные места. Резкий приток желающих уже перегрел аукцион, поэтому обустраивать новый аккаунт в соцсетях не будет ни просто, ни дешево.
Конкуренция уже высока, потому что сменить платформу — самый понятный путь. Но для локальных брендов есть еще несколько рабочих способов вернуть внимание аудитории:
Альтернативные площадки. Продают не только соцсети, в зависимости от сферы можно попробовать «Яндекс.Дзен» или агрегаторы объявлений. Не факт, что полученный трафик будет в привычном виде — доски объявлений, например, могут приносить звонки вместо привычных заявок в директе. Но они хотя бы будут.
Выход на маркетплейсы. Для тех, кто еще не зашел на маркетплейсы, сейчас — самое время. После ограничений от зарубежных конкурентов российские площадки получили повышенное внимание к себе. В поисках более низких цен покупатели просматривают все доступные варианты, так что задача бизнеса здесь — оказаться в нужном месте и ценовом диапазоне.
Интеграции с блогерами. Многие из них оказались в столь же удручающем положении, что и магазины: глобальные бренды больше не вкладываются в рекламу в России, на YouTube отключена монетизация.
Но бизнес может смотреть на это со стороны возможностей. Без глобальных брендов доступных рекламных слотов будет больше, а для российского YouTube интеграции теперь основной источник дохода. Все это может сказаться на цене такой рекламы и уровне ее подготовки. Чтобы удержать рекламодателя сейчас, блогер приложит больше усилий, чем несколько месяцев назад.
Работа по CPA. В формате партнерского маркетинга продвижение делегируется, а оплачивается только целевое действие. В условиях, когда все остальные варианты не исследовались (поэтому непонятны ни цены, ни количество трафика, ни вложения для старта), работать по этой схеме безопаснее всего.
Почему стоит развивать CPA
Просто потому, что у вебмастеров, продвигающих ваш продукт через партнерскую сеть, куда больше отлаженных каналов, чем вы сможете организовать себе за короткий срок. Среди тех, кто работает с ePN, есть владельцы площадок в тех же «ВКонтакте» и «Яндекс.Дзене». Есть блогеры, привлекающие аудиторию из YouTube, Telegram или с собственных сайтов. И что самое главное: вы не платите за просадки площадки, блокировки или неудачные рекламные заходы. Только за результат.
Более того, в сферу партнерского маркетинга ожидается приток интереса. До начала перестановок на рынке CPA занимало 2-6% от его общего объема (точный показатель зависит от ниши). При ограничении возможностей медийной рекламы и необходимости оптимизировать рекламные бюджеты многие рекламодатели обратятся к CPA. Порядок роста спрогнозировать сложно — в текущей ситуации сложно вообще что-либо прогнозировать — но в качестве ориентира можно использовать показатели расходов на площадках, которые теперь заблокированы.
А рост в сегодняшних реалиях способен привлечь к CPA еще и блогеров. Для многих из них частично или полностью закрыты привычные пути заработка, чьи-то постоянные рекламодатели покинули рынок или лишились бюджета на инфлюенсеров. Поэтому для них может оказаться привлекательной перспектива монетизировать свой трафик таким образом, а для бизнеса, который входит в CPA, — перспектива доступа к новой аудитории.
У работы с партнерскими сетями есть потенциал безопасности. Можно расширять фронт работы с партнерскими сетями, не опасаясь нецелевого расходования бюджета или того, что канал будет одномоментно заблокирован. Диверсифицированный трафик сложнее ограничить, поэтому на CPA можно даже опираться как на основной канал. В нынешних реалиях он — один из самых доступных и в смысле цены, и в смысле буквальных возможностей для работы.
Если вы не работали с CPA раньше, то сейчас — самое время. В тестовом формате можно познакомиться с инструментом, оценить его эффективность, не расходуя бюджет впустую. Это может как дать вам время развернуться на альтернативных площадках и сориентироваться в ситуации, так и стать полноценной заменой некоторым источникам трафика.
Если ваш продукт был успешен в соцсетях — это был успех, достигнутый качеством продукта, а не соцсетью. Продолжая сохранять этот уровень, внедряйте в работу новые инструменты. В нынешней ситуации ключевая ценность любого бизнеса — гибкость.
*Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ