Что интересного произошло в ретейле: дайджест 4 - 8 октября
Объем онлайн-торговли в России впервые за пять лет может превысить 4 трлн рублей, AliExpress запускает цифровой цветочный магазин, Ozon Express снимает ролик-блокбастер, «Магнит» запустил проект для красоты. Самые актуальные новости ретейла за неделю комментирует Дмитрий Князев, руководитель Brandformance-направления Artics Internet Solutions
Объем онлайн-торговли в России может превысить 4 трлн рублей
Как отмечает глава Минпромторга России, Денис Мантуров, в 2016 году этот показатель не дотягивал даже до 1 трлн рублей. Ключевую роль сыграл фактор минимального регулирования онлайн-торговли, а также пандемия.
Существующая сейчас степень консолидации в онлайн-ретейле, когда на долю крупных компаний приходится примерно треть рынка, является сбалансированной. Но в дальнейшем потребуется контроль над соблюдением баланса долей, добавил Мантуров.
Учитывая значительный рост онлайн-торговли, отношение к ней государства должно меняться, но «без резких движений», подчеркнул глава Минпромторга.
Сейчас на онлайн-продажи приходится 12% всей внутрироссийской розницы, это значительный показатель. Возможность совершать онлайн-покупки с точки зрения простоты процесса и широкого выбора товаров становится все более доступной для жителей РФ, отмечает Дмитрий Князев, руководитель Brandformance-направления Artics Internet Solutions.
Для российского рынка характерна высокая конкуренция, совокупная доля трех крупнейших онлайн-игроков (Ozon, Wildberries, «Ситилинк») только незначительно превышает долю Amazon на американском рынке, которая, в свою очередь, составляет около 40%. Это говорит о том, что в ближайшее время рынок продолжит развиваться в рамках здоровой конкуренции, — считает Дмитрий Князев.
AliExpress запустила первый цифровой цветочный магазин на Дорогомиловском рынке
С 5 по 10 октября на Дорогомиловском рынке будет работать цветочная витрина, которую создал AliExpress совместно с магазином «ЯжФлорист». Букеты можно рассмотреть вживую и заказать экспресс-доставку, перейдя по QR-коду на цифровой витрине лавки.
Проект приурочен к запуску новой категории с живыми цветами на платформе маркетплейса: с сентября букеты доставляются по Москве. Как отмечает Инна Булычева, руководитель lifestyle-коммуникаций «AliExpress Россия», проект специализируется на доставке не готовых букетов, а цветов, которые можно самостоятельно собрать в уникальные композиции, так как людям нравится реализовывать свои идеи.
«Магнит» для ЗОЖ: розничная сеть создала клуб про здоровье и красоту
В своем мобильном приложении «Магнит» запустил проект, посвященный тематике здоровья и красоты. Вступить в клуб «pro.здоровые привычки» можно любому участнику программы лояльности в приложении «Магнит», а его условия применимы для всех форматов магазинов.
Участники клуба смогут получать полезные статьи, рекомендации, советы и комментарии экспертов, а также анонсы и обзоры новинок и рецепты блюд. В приложении будут доступны видеоуроки и бесплатные мастер-классы от бьюти-экспертов.
У участников проекта появятся повышенные бонусы за покупку товаров для здоровья и красоты, персональные предложения и льготные сервисы.
В марте 2022 года начнется эксперимент по онлайн-продаже алкоголя через «Почту России»
Министерство финансового развития России огласило дату проведения тестового проекта онлайн-продажи алкоголя: с 31 марта 2022 по 31 декабря 2024 г. В двухгодичном эксперименте будет участвовать только «Почта России», использование маркетплейсов «не предусмотрено».
Продавать алкоголь смогут несколько ретейлеров на основе договоров с «Почтой России», их список в будущем определит правительство.
Поручение запустить прямые поставки российского вина от изготовителей в тестовом режиме Владимир Путин дал правительству и «Почте России» в мае этого года. Для его реализации «Почта» разработает свою платформу, все продажи в будущем будут проходить через нее.
На создание платформы потребуется инвестировать до конца 2025 года около 5 млрд руб. Через четыре года планируется выйти на доход в 100 млрд руб.
По мнению Дмитрия Князева, в странах, где разрешена онлайн-продажа алкоголя, эта категория товара является основным драйвером роста товарооборота в онлайне. Так, в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Италии, Швейцарии и Португалии (данные Nielsen) прирост продаж к 2019 году составил более 80% в деньгах, что значительно выше остальных сегментов. Например, продовольственный показал рост 59%, непродовольственный — 42%.
Например, в Великобритании и Франции по итогам 2020 года вклад онлайн-торговли в финальные объемы продаж алкогольного рынка доходит до 50%.
Однако на рекламу алкоголя по-прежнему есть ограничения. Также интересно вспомнить о запрете онлайн-продаж фармацевтических средств в прошлом году: 17 марта 2020 года Госдума в третьем чтении приняла законопроект об онлайн-торговле безрецептурными лекарствами, и уже в апреле «AliExpress Россия» добавила сервис по заказу лекарств. В том же месяце X5 Group объявила, что с декабря начнет онлайн-продажу лекарств. Постепенно подключились и остальные игроки.
Поэтому крупные игроки российского онлайн-рынка готовы быстро адаптироваться. Можно быть уверенными, что в случае успешного теста мы увидим новых игроков с оригинальными технологическими и сервисными решениями. Также плюсом для экономики должен стать выход из серой зоны уже существующих сервисов, доставляющих алкоголь.
Ozon Express снял вторую часть «Грузоворов»
Маркетплейс опубликовал вторую часть короткометражного блокбастера «Грузоворы», первая часть которого набрала более 1 млн просмотров на YouTube.
Видео в стиле трейлера к фильму покажут перед сеансами в 30 кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Ростова-на-Дону. Рекламная кампания также пройдет на OVL-платформах.
При создании ролика команда вдохновлялась «Чужим», «Робокопом», «Трансформерами» и другими голливудскими экшен-картинами. Если в первой части блокбастера действие происходило в канун Нового года в стиле 1980-х годов, то в новом видео тематика становится другой.
Как отмечает Алексей Фисун, креативный продюсер, было решено не отставать от мировых трендов и сделать ремейк, где сюжет повторяется, только вместо Нового года под угрозой день рождения.