Почему осень — лучшее время для подачи заявки на товарный знак
Как сократить срок регистрации товарного знака без доплат, в своей колонке рассказывает Вячеслав Игумнов, кандидат юридических наук, патентный поверенный №2670, старший юрист юридической фирмы «Косенков & Суворов»

В современной экономике бренд — это не просто логотип или слоган, а ключевой нематериальный актив, который напрямую влияет на капитализацию компании, ее узнаваемость и защищенность на рынке.
Международные оценки показывают, что стоимость бренда может составлять до 30–40 % от рыночной капитализации компании. Так, по данным Brand Finance, в 2025 году бренд Apple оценен в $574,5 млрд, что больше, чем ВВП ряда стран, а совокупная стоимость 500 самых ценных брендов мира по данным Brand Finance за 2025 год составляет около $9,5 трлн, что на 10% больше, чем годом ранее.
Для российского бизнеса развитие бренда тоже становится нормой: в условиях конкуренции, роста онлайн-рынка и глобализации, регистрация товарного знака — не второстепенная задача, а необходимость.
Зарегистрированный товарный знак учитывается как нематериальный актив компании, кроме того при продаже бизнеса, привлечении инвестиций или франчайзинге стоимость бренда прямо отражается на цене договора и получаемом вознаграждении.
Вопрос быстрого получения правовой охраны бренда переходит из операционной плоскости в стратегическую. Если компания использует бренд без регистрации товарного, его может зарегистрировать конкурент и потребовать запрета использования. Таким образом, бренд будет потерян.
Многие предприниматели ошибочно полагают, что сроки рассмотрения заявок на товарные знаки Роспатентом — величина постоянная и составляет в среднем 6–8 месяцев. В целом, так и есть, однако существует сезонный фактор, позволяющий существенно сократить этот период без дополнительных затрат.
Если регистрация нужна быстрее, на этот случай есть официальная ускоренная процедура Роспатента, но она очень дорогая, помимо обычных пошлин.
Обычные пошлины начинаются от 38 тыс. руб. один товарный знак для одного класса. Для ускоренной процедуры пошлины значительно увеличиваются:
-
+94 400 руб. к госпошлине за словесный знак;
-
+188 800 руб. — за комбинированный.
Это дорого, но иногда необходимо для выхода на рынок.
По данным на 2024 год, Роспатент вынес 117 476 решений по заявленным товарным знакам, показав рост по сравнению с предыдущими годами (2023 год — 106 702 решений, 2022 год — 96 388 решений, 2021 год — 89 373 решений).
Рост нагрузки на Роспатент очевиден и это в среднем увеличивает сроки рассмотрения заявок. Но есть нюанс, о котором редко говорят.
Ключевая особенность работы ведомства — необходимость отчитаться по годовым плановым показателям, важнейшими из которых являются количество зарегистрированных обозначений и средний срок проведения экспертизы.
Чтобы уложиться в показатели, в октябре–декабре экспертиза работает особенно активно, и решения приходят в 2–3 раза быстрее. Экспертиза начинает работать заметно быстрее, стараясь сократить очередь и улучшить статистические результаты. На практике это означает, что грамотно подготовленные и поданные осенью заявки часто проходят рассмотрение не за полгода, а за 2–3 месяца и бесплатно.
Как это выглядит на практике
Примеры заявок, которые были поданы в октябре 2024 года:
Заявка № 2024814041. Подана 03.10.2024 — решение вынесено
20.12.2024.
Заявка № 2024812928. Подана 03.10.2024 — решение вынесено 19.12.2024.
Заявка № 2024818605. Подана 11.10.2024 — решение вынесено 21.12.2024.
Все они были рассмотрены примерно за 2,5 месяца — вместо стандартных 6–8. В этом году мы ожидаем сходную тенденцию по срокам экспертизы по «осенним» заявкам.
Важно понимать: сезонное ускорение — не панацея и не гарантия регистрации. Если знак не соответствует требованиям закона (например, является описательным или слишком похож на знак более раннего правообладателя), эксперт вынесет обоснованный отказ. Поэтому ключевое — профессиональная подготовка заявки.
Что делать сейчас
Для компаний, планирующих зарегистрировать бренд в начале следующего года, смещение сроков подачи на сентябрь-октябрь текущего года выглядит крайне выгодной стратегией. Это позволяет:
-
Сэкономить бюджеты, избежав затрат на официальное ускорение.
-
Заранее обезопасить бизнес, получив охрану на актив еще до начала активного выхода на рынок.
-
Воспользоваться периодом повышенной лояльности экспертизы к «беспроблемным» заявкам.
Чтобы максимально эффективно воспользоваться возможностями сезона, мы рекомендуем:
1. Провести предварительный поиск.
Рекомендуется до подачи заявки проверить, нет ли сходных или тождественных знаков и заявок в базе Роспатента и международного ведомства. Это снижает риск отказа и экономит время при регистрации.
2. Сформировать грамотное описание знака и перечень товаров и услуг.
Частая ошибка бизнеса — слишком широкий и абстрактный перечень (например, «все товары из дерева», «техника», «продажа товаров»). Это увеличивает риск отказа.
Лучше адаптировать список под реальные виды деятельности и выбрать только самые необходимые классы для экономии на пошлинах.
3. Проверить соответствие знака требованиям закона.
Например, знак не должен быть описательным («Сладкая вата» для кондитерских изделий или «Универсальный магазин» для продажи товаров). Такие обозначения почти наверняка будут отклонены.
4. Выбрать оптимальный момент подачи.
Подать заявку до конца октября: так формальная экспертиза пройдет в октябре–ноябре, а основная экспертиза — в декабре, в период ускоренной работы ведомства.
Оптимальное решение — подать заявку до конца октября, чтобы этап формальной экспертизы и запросов пришелся на пик активности ведомства. В этом случае высока вероятность, что решение по вашему бренду будет принято до конца года, дав бизнесу серьезное преимущество перед конкурентами в новом году.