Чего ожидать брендинговым и рекламным агентствам от закона о креативных индустриях
Государственная Дума приняла базовый закон о развитии креативных индустрий в России. Этот документ вводит основы правового регулирования в данной сфере и устанавливает условия деятельности и государственной поддержки субъектов. Генеральный директор брендингового агентства DDVB Мария Архангельская рассказала, чего ожидать от нововведений представителям брендинговых и рекламных агентств
Чего ждали и что получили?
Закон о развитии креативных индустрий ждали все представители творческих профессий. Ведь, ведя свою деятельность вне правого поля, развиваться весьма затруднительно. Хотя предоставляется некоторая свобода в том плане, что нет дополнительных обязательств, также отсутствуют права и льготы, которые бы помогали индустрии расти.
Изначально, когда власти только объявили о принятии такого закона, многие ожидали, что он сильно упростит всем жизнь. В том числе брендинговым и рекламным агентствам. Например, что им дадут особый статус и введут специальные налоговые режимы, которые снизят нагрузку и будут способствовать развитию рекламного бизнеса. Также хотелось, чтобы новый закон предусматривал усиление защиты интеллектуальной собственности, креативных разработок и рекламных концепций. А еще — чтобы были введены отраслевые стандарты качества.
По факту же принятый закон представляет собой документ, который:
- дает определение креативных индустрий;
- предполагает создание инфраструктуры для их развития, например творческих кластеров и коворкингов;
- описывает принципы сбора данных о субъектах.
И хотя закон уже принят, он имеет как ряд преимуществ, так и ряд замечаний. Обратим внимание на некоторые из них.
Налоговая нагрузка может быть снижена, но…
Одним из самых ожидаемых нововведений, конечно, были специальные налоговые режимы для креативных компаний. Это представлялось возможным через такие принципы, как введение упрощенной системы налогообложения (УСН) с пониженными ставками, налоговые каникулы для молодых компаний и стартапов, снижение ставки страховых взносов, налоговые вычеты на расходы, связанные с творческой деятельностью, и тому подобное.
К сожалению, в принятом законе на данный момент не предусмотрены никакие налоговые льготы для креативных компаний. Но зато он предлагает ряд мер поддержки, которыми представители творческой индустрии могут воспользоваться для снижения налоговой нагрузки.
Так, у компаний теперь будет возможность получения субсидий и грантов для реализации проектов, а также участия в креативных кластерах с особыми условиями ведения деятельности. А это может косвенно снизить налоговую нагрузку за счет уменьшения налогооблагаемой базы.
Например, если агентство получает грант на реализацию инновационного проекта, сумма гранта может быть исключена из налогооблагаемых доходов. Аналогично, если компания участвует в креативном кластере и пользуется предусмотренными льготами, это может уменьшить ее налоговые обязательства.
Креативные кластеры как точка роста
Преимущества участия в креативном кластере заключаются не только в возможности получения специальных льгот, но и во многих других моментах, которые способствуют развитию не только творческого, но и любого другого бизнеса. Например:
- размещение офиса в креативном кластере позволяет снизить расходы на аренду и получить доступ к необходимой инфраструктуре;
- участники имеют возможность сотрудничать с другими представителями креативного бизнеса, участвуя в совместных проектах и инициативах;
- доступ к общим ресурсам кластера помогает оптимизировать операционные расходы;
- участие в креативном кластере открывает новые возможности для расширения деловых связей и сотрудничества с другими компаниями в сфере креативных индустрий;
- креативные кластеры способствуют развитию инноваций и предоставляют новые возможности для развития бизнеса.
Поэтому руководителям агентств следует изучить существующие и планируемые креативные кластеры в своем регионе, оценить потенциальные выгоды от размещения офиса в таком кластере, включая финансовый анализ. А также рассмотреть возможность создания стратегических партнерств с другими компаниями.
На что и в каких суммах будут давать субсидии
Что касается субсидий, по новому закону они могут быть направлены на производство товаров, оказание услуг или реализацию других работ, касающихся творческой деятельности.
Однако документ не устанавливает конкретные суммы или проценты субсидирования, оставляя это на усмотрение соответствующих органов власти. Предполагается, что будут разработаны специальные программы для различных направлений креативных индустрий.
Компаниям лучше обратить внимание на региональные программы поддержки, потому что они могут быть более доступными. И конечно, необходимо следить за выпуском подзаконных актов, которые будут содержать подробную информацию о порядке и условиях получения субсидий.
Тот же уровень защиты
Другая категория нововведений, которую все ждали, касается укрепления защиты интеллектуальной собственности и креативных разработок, а также регулирования цифровых креативных продуктов. Потому что это действительно важные аспекты развития индустрии.
Так, в современном мире было бы целесообразно не только упростить процедуру регистрации авторских прав и ужесточить меры наказания за их нарушение, но и создать специализированные суды по защите интеллектуальной собственности.
Кроме того, были бы резонны меры по защите креативных разработок. Например, введение новых форм правовой охраны для инновационных креативных продуктов и расширение понятия «промышленный образец» для охвата дизайнерских решений в цифровой среде.
И последнее, что было бы кстати, — разработка правовых норм для защиты цифрового контента (например, NFT, виртуальные активы) и создание механизмов для отслеживания использования такого контента в интернете.
Однако документ не содержит детальных положений или новых механизмов по укреплению защиты интеллектуальной собственности. Поэтому пока следует продолжать полагаться на существующие механизмы защиты ИС, предусмотренные в Гражданском кодексе РФ и других профильных законах
Резюме
Итак, в соответствии с принятым законом брендинговым и рекламным агентствам
уже стоит задуматься о следующем:
- рассмотреть возможность перемещения офиса в креативный кластер для получения соответствующих преференций;
- узнать подробности и возможности по возможному участию в программах субсидирования и грантовой поддержки;
- отслеживать выход дополнительных нормативных актов, конкретизирующих меры поддержки.
Хотя закон имеет некоторые недоработки, он создает благоприятную среду для развития креативного бизнеса и является нашей надеждой. Наша задача — максимально эффективно использовать предоставляемые возможности стимулирования роста креативного бизнеса.