Как избежать штрафов при использовании иностранных слов в брендах
11 февраля 2025 года Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект о защите русского языка. Кого затрагивает документ и как избежать возможных штрафов после его принятия — объяснил Вячеслав Игумнов, юрист практики Интеллектуальная собственность юридической фирмы «Косенков и Суворов»

В России планируется ввести запрет на использование иностранных слов в брендах и рекламе. Этот факт серьезно озадачил российских предпринимателей, чей незарегистрированный бренд включает в себя иностранные слова, и которые используют их для своего продвижения.
Госдума предлагает ограничить использование иностранных слов в рекламе, на этикетках и вывесках, в СМИ, в названиях жилых комплексов и других общественных местах.
Основная задача законопроекта сделать так, чтобы информация, предназначенная для потребителей, была выполнена на русском языке.
Под действие закона также подпадет реклама в интернете, в том числе на маркетплейсах, в социальных сетях, а также на сайтах компаний и предпринимателей. При этом ограничение будет касаться не только названий брендов и товаров, а любых иностранных слов, доносимых до потребителя, например «sale», «natural», «super», «coffee», «shop» и так далее.
В частности, правила об обязательном использовании русского языка распространяются на коммерческие обозначения.
Коммерческое обозначение — это средство индивидуализации, которое используют предприниматели и компании для обозначения своего предприятия на рынке. Это может быть слово или логотип, который является основой бренда и узнаваем для потребителей.
Следует отметить, что положения законопроекта не распространяются на товарные знаки и фирменные наименования, которые используются в том числе в составе коммерческого обозначения.
Поэтому предприниматели, у которых нет зарегистрированного товарного знака или фирменного наименования, должны быть особенно внимательны к данным изменениям.
Фирменное наименование отличается от коммерческого обозначения тем, что оно определяется в учредительных документах компании и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица. Но у индивидуальных предпринимателей и самозанятых фирменных наименований быть не может.
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, работ или услуг, которое регистрируется Роспатентом и вносится в реестр товарных знаков. Товарные знаки могут быть зарегистрированы любым лицом, что упрощает задачу предпринимателям и самозанятым.
Следовательно, если у бизнеса есть товарный знак и (или) фирменное наименование на иностранном языке, то их использование в рекламе, на товарах, этикетках и вывесках допускается, и его владельцы остаются в безопасности.
Также допускается использование иностранных слов, если рядом приведен их перевод на русский язык, например: «Coffee shop — кофейня»
Для того, чтобы не платить новые штрафы, мы рекомендуем следующие варианты:
1. Заранее зарегистрировать иностранные названия бренда, товаров, логотипы, слоганы и домены как товарные знаки на желаемом языке.
Это поможет не только избежать ответственности, но и получить охрану бренда, а также обезопасить себя от претензий других лиц, которые зарегистрируют сходный товарный знак раньше вас.
2. Удалить все тексты на иностранном языке из рекламных материалов, либо к каждому иностранному слову или фразе указывать перевод на русский язык.
3. Провести «русификацию» бренда и заменить иностранное слово на русское. При этом не стоит забывать, что переведенное слово может быть зарегистрированным брендом другого владельца.
Поэтому перед регистрацией и использованием бренда на иностранном или русском языке мы рекомендуем провести его предварительную проверку на соответствие требованиям закона, а также на определение сходства с ранее зарегистрированными товарными знаками и заявками, находящимися на рассмотрении в Роспатенте.