Бич семи морей: как российские медиахолдинги борются с интернет-пиратством
С уходом в 2022 году иностранных компаний — кинопроизводителей, музыкальных лейблов и стриминговых платформ — СМИ заговорили о новой эре пиратства в России. О том, как в сложившихся условиях создатели контента защищают продукт и какие методы используются для борьбы с пиратством, — в новой статье
Распространение результатов интеллектуального труда без разрешения правообладателя, то есть пиратство, — одна из самых серьезных проблем для интернета. Различные меры по защите правообладателей в России принимаются как на государственном уровне, так и внутри профессионального сообщества. В их числе антипиратский меморандум, заключенный в 2018 году между «Яндексом», «Газпром-Медиа Холдингом» и другими медиакомпаниями.
Краткая история
В федеральном законодательстве РФ не существует термина «пиратство», вместо него используется формулировка «нарушение авторских прав». В мировой же практике понятие «piracy» появилось в тексте первого международного соглашения по авторским правам, принятого на Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений еще в 1886 году.
Двигателем развития пиратства в России стала сначала цензура, а затем тотальный дефицит. В советские времена получило распространение понятие «самиздат». Неугодных власти поэтов и писателей печатали и распространяли подпольно. Это был способ борьбы с цензурой и возможность получить недоступные произведения иностранной литературы.
Еще один символ советской эпохи и пиратства того времени — «музыка на костях» — копии западных пластинок, записанные на рентгеновских снимках. На законодательном уровне вопрос нарушения авторских прав никак не регулировался, и только в 1973 году СССР официально присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве.
Конец 80-х стал периодом расцвета видеосалонов. Фильмы с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне и Джеки Чаном привозили из-за рубежа, затем озвучивали и переписывали на VHS-кассеты бесчисленное количество раз. Голоса переводчиков того времени — Леонида Володарского, Андрея Гаврилова, Василия Горчакова стали культовыми в нашей стране.
К началу 1990-х на смену видеосалонам пришли видеопрокаты. Качество копий в них было крайне низким, но это было единственным способом получить доступ к контенту. Рынки — например, московская «Горбушка» — становились центром притяжения и общения людей. Только к концу 90-х началась кампания по борьбе с незаконной продукцией. Но низкая стоимость продукции побеждала любые аргументы, и люди продолжали «пиратить».
Нулевые
К концу 90-х годов в стране возникли первые лицензионные компании, предлагающие законный контент. На смену VHS-формату пришли компакт-диски и MPEG-4. Стоимость продукции уже не была столь высока, а люди могли платить за развлечения и досуг. Причиной купить нелицензионный диск оставалась скорость появления на прилавках фильмов-новинок.
Прорывом стало появление скоростного интернета практически в каждом доме. Вместе с ним в жизнь людей вошли торрент-трекеры — сервисы обмена большими объемами информации между пользователями, став «меккой пиратства».
С середины 2000-х возникло эффективное средство в борьбе с пиратством — стриминговые сервисы, позволяющие за сравнительно небольшую сумму получить доступ к медиатекам по подписке. Удобство использования и мгновенное появление новинок гарантировало успех среди пользователей. Пиратство не исчезло с приходом стриминговых платформ, но его объемы значительно сократились.
Антипиратское законодательство
Пиратство наносит существенный вред экономике любой страны, поэтому борьба с ним ведется на законодательном уровне. В РФ действует ряд норм гражданского и уголовного права, предусматривающих ответственность за неправомерное использование контента, являющегося интеллектуальной собственностью.
2 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Закон вызвал много споров со стороны правообладателей из-за расплывчатости некоторых понятий. Например, положения об информационных посредниках и их ответственности за нарушение интеллектуальных прав. Также правообладатели настаивали на необходимости применения санкций в отношении сайтов, неоднократно нарушающих авторские права.
Антипиратский меморандум
Для усиления борьбы с интернет-пиратством производители и распространители контента объединили усилия и разработали «Антипиратский меморандум». 1 ноября 2018 года документ подписали «Газпром-Медиа Холдинг» и «Яндекс», выступив одновременно в роли правообладателей и площадок. Первый как совладелец видеосервиса Rutube, второй как владелец «Кинопоиска». От имени правообладателей меморандум также подписали Национальная Медиа Группа, «СТС Медиа», ВГТРК, Первый канал, члены профессиональной ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и интернет-видео (объединяет видеосервисы ivi, Okko, Megogo и т. д.). Со стороны интернет-компаний— Mail.Ru Group и Rambler Group. Посредником и держателем меморандума выступил Роскомнадзор, выполняющий арбитражную функцию в случае возникновения споров вокруг положений меморандума. В документе закреплена возможность для подписантов выйти из меморандума, если спор сторон не будет урегулирован в течение 30 дней.
Меморандум начал действовать в течение трех недель после подписания. За это время был создан реестр указателей страниц сайтов с пиратским аудиовизуальным контентом. Администраторы интернет-ресурсов должны сверяться каждые пять минут с реестром и в течение шести часов удалять указанные в нем ссылки из поисковой выдачи.
Срок действия меморандума был ограничен 1 сентября 2019 года. Предполагалось, что к этому времени он обретет статус законодательного акта, будут внесены поправки в Федеральный закон. Но итогом стало лишь продление действия документа в сентябре 2019 года.
15 июня 2021 года депутаты внесли законопроект о возможности внесудебного удаления из поисковой выдачи ссылок на пиратские ресурсы. До этого подобной возможностью могли пользоваться только члены меморандума. Сегодня законопроект все еще находится в стадии рассмотрения, поэтому меморандум был вновь переподписан в феврале 2022 года.
Его новым членом стал «Сберинтертейнмент». В текст документа вошло положение об удалении из поисковой выдачи доменов пиратских сайтов, по которым в Реестр было направлено 100 и более ссылок на нелегальный контент. Ранее домены в поисковой выдаче могли быть заблокированы только по указанию «Медиа-Коммуникационного Союза», ведущего антипиратский реестр.
Также была закреплена договоренность о разработке мер по борьбе с доменными склейками, позволяющими пиратским ресурсам возвращаться на прежние позиции в поиске, прописаны механизмы защиты легальных сайтов, среди которых СМИ, сайты государственных органов, социальные сети и т. п.
Пиратские лазейки
С помощью блокировок меморандум помогает вести борьбу с пиратскими сайтами и взаимодействовать с поисковыми сервисами. Еще одно средство — блокировка транзакций между интернет-пиратами и их основными бенефициарами: онлайн-казино и букмекерскими конторами российскими регуляторами (в частности Центрбанком). Однако пираты продолжают искать возможности, чтобы продолжать свою деятельность.
Павел Русаков, руководитель департамента обеспечения защиты интеллектуальной собственности «Газпром-Медиа Холдинга»:
«За время работы над обеспечением защиты интеллектуальной собственности холдинга были заблокированы десятки миллионов ссылок на пиратские копии контента, десятки тысяч сайтов с нарушениями, обработаны десятки тысяч сообществ, групп и каналов в соцсетях. Все это приводит к тому, что пираты вынуждены идти на всевозможные ухищрения, используя переадресацию на сайтах и скрытые разделы, а также применяя гео-блокировки. В соцсетях они пытаются «прятать» контент за другими названиями или в закрытых группах».
Способствуют распространению пиратства и другие факторы. С марта 2022 года такие голливудские студии, как Warner Bros., Disney, Sony, Paramount и Universal Pictures приостановили лицензирование своих проектов в России, а с ним и защиту контента. У российских же лицензиатов нет для этого прав и полномочий. Несмотря на незаконность распространения нелицензионного контента, некоторые кинотеатры продолжили показ голливудских фильмов, маскируя это практикой «предсеансного обслуживания». Также в интернете размещены коммерческие предложения по упаковке пиратских копий в специальные DCP-пакеты — цифровой формат, используемый кинопрокатчиками для распространения и показа кинокартин в кинотеатрах. Все эти шаги являются поощрением пиратства и постепенно способны свести на нет успехи многолетней борьбы с пиратством.
Методы борьбы: от технологий до пропаганды
В борьбе с пиратством применяется множество способов, но наилучший эффект гарантирует всесторонний подход к проблеме. В мировой практике используются самые современные технические средства защиты от пиратства. Так, «Газпром-Медиа Холдинг» ведет поиск нарушителей с помощью своей IT-системы Copyright Protection.
Павел Русаков, руководитель департамента обеспечения защиты интеллектуальной собственности «Газпром-Медиа Холдинга»:
«Система CRP — это внутренняя разработка холдинга. Ее функционал включает в себя реализацию всех действенных механизмов защиты контента, в том числе сбор и подготовку материалов для судебных исков и подготовку документов для суда. Главным отличием системы является то, что она индивидуализирована под особенности и потребности активов холдинга.
Система создана и корректируется с учетом внутренних политик, особенностей документооборота внутри компаний, входящих в состав, особенностей производимого контента, а также с учетом опыта защиты интеллектуальной собственности с 2010 года».
Но блокировки сайтов-пиратов не панацея. Нельзя недооценивать силу формирования культуры потребления и уважения к чужому труду. Информирование людей о правах и обязанностях в сфере интеллектуальной собственности и необходимости противостоять пиратству — обязательное условие становления общества легального потребления. Также для прогресса в вопросе борьбы с пиратством очень важны совершенствование законодательства и развитие сотрудничества среди игроков медиарынка.
Заключение
Борьба с пиратством в России с каждым годом усиливается. Это трудоемкая и планомерная работа, требующая больших финансовых и временных затрат. Но она имеет свои результаты, которые доказывают, что применяемые методы эффективны.
«Газпром-Медиа Холдинг» одним из первых взял во внимание вопрос защиты контента своих активов и уже 13 лет ведет борьбу с пиратами. В 2022 году компания инициировала блокировку и удаление более 7 млн ссылок на нелегально размещенные копии своего контента в интернете, что на 67% больше, чем в 2021-м (4,2 млн). В планах холдинга на 2023 год — добиться удаления нелегально размещенного контента из библиотек иностранных площадок. А также продолжить работу с офлайн-пиратством в кинотеатрах и заведениях сегмента HoReCa (рестораны и бары), которые без разрешения публично транслируют спортивный контент.
Реклама АО «Газпром-Медиа Холдинг»