10 Февраля 2014 | 09:57

Специалисты рынка о новом алгоритме «Яндекса»: «Из битвы ссылочных бюджетов продвижение трансформируется в действительно маркетинговый инструмент»

В конце прошлого года «Яндекс» анонсировал новый алгоритм ранжирования результатов интернет-поиска без учета ссылок. О том, как отразится данное решение интернет-компании на рынке SEO, AdIndex удалось узнать у экспертов рынка

image

Первоначально новый алгоритм ранжирования поисковой выдачи «Яндекса» коснется лишь обработки коммерческих запросов в Москве и Московской области. Его планировалось запустить в начале 2014 года, но, по сообщению пресс-службы «Яндекса», компания пока «продолжает проводить эксперименты». Алгоритм будет основываться на остальных факторах ранжирования, а их – более 800, отмечают в компании.

Любопытно, что после заявления об отмене влияния ссылочной массы в сети стали появляться мнения и публикации о фатальном обвале рынка SEO. Однако многие, напротив, говорят о возникновении новых подходов к продвижению сайтов, считая, что ссылочный фактор уже давно не в приоритете. В данном контексте становится интересно, готовы ли SEO-службы к нововведениям «Яндекса» и насколько эти нововведения были ожидаемы и прогнозируемы специалистами рынка.

В «Яндексе» ситуацию прокомментировали следующим образом: «Вес ссылок в ранжировании постоянно снижался – мы предупреждали об этом сообщество на протяжении трех последних лет на различных конференциях и в наших интервью. Так что для большинства участников рынка эта тенденция была очевидна. Отказ от учета ссылок при ранжировании результатов по коммерческим запросам в Москве и области – еще один этап на пути к полному исключению этого неэффективного метода продвижения в «Яндексе».

Чтобы выяснить, чем же грозит рынку SEO исключение влияния ссылочной массы, AdIndex задал экспертам несколько вопросов по теме.

Как скажутся изменения в ранжировании результатов интернет-поиска «Яндекса» на рынке SEO?

Карен Казарян,

главный аналитик РАЭК

Хотя значительная часть оптимизаторов все еще бравирует тем, что, мол, «Яндекс» их уже сколько лет пытается убить, а ничего не меняется, и тем, что от ссылочного ранжирования все равно полностью не избавиться (и они, в общем, правы на текущий момент), очевидно, что на рынке произойдут большие изменения. Биржи ссылок будут уходить, важность контент-маркетинга и оптимизации собственно сайтов возрастет. Наконец, оптимизаторы начнут обращать пристальное внимание на новые ниши – вроде App Store или оптимизации EdgeRank в Facebook. Не стоит забывать и про нововведения «Яндекса» (платформы «Острова», «Атом») – эти услуги также будут востребованы.

 

Анатолий Блонский,

руководитель группы поисковой оптимизации и продвижения сайтов агентства iProspect

Для рынка SEO это только пойдет на пользу. Из битвы ссылочных бюджетов продвижение трансформируется в действительно маркетинговый инструмент, больше внимания будет уделяться аналитике и созданию интересного и полезного контента. Уменьшится количество «сеошников», которые занимались только закупкой ссылок. Вероятно, снизится количество сайтов, сделанных специально для заработка на ссылках.




Алексей Скрынник,

исполнительный директор iSEO

Только в лучшую сторону – SEO-компаниям необходимо будет трансформироваться и расширить набор базовых услуг, а также пересмотреть текущие подходы в работе над проектами в сторону улучшения количества и качества проводимой экспертизы. От этого сайты станут более полезными и насыщенными; выиграют и поисковые системы, и конечные пользователи.




Наталия Неелова,

руководитель отдела поискового продвижения Ingate Digital Agency

Вполне вероятно, что вырастут цены на услуги у компаний, которые рассчитывают стоимость продвижения, исходя из затрат на ссылки.

Это связано с тем, что SEO-специалистам необходимо будет более тщательно работать с некоммерческими запросами и ставить ссылки только на них. Если продолжать ставить ссылки на все запросы, часть ссылок просто перестанет окупаться. Кроме того, при продвижении по коммерческим запросам большую роль станут играть внутренние факторы сайта (поведенческие факторы, юзабилити и т.п.), поэтому количество аналитических действий увеличится. Известно, что качество аналитики зависит от профессионализма и опыта SEO-специалиста, а знания и опыт сегодня стоят дорого. И наконец, дополнительные расходы повлекут за собой доработки на сайте – их количество со сменой алгоритма ранжирования увеличится, и это непременно отразится на цене продвижения.




Алексей Елфимов,

руководитель отдела поискового продвижения агентства i-Media

Если эти изменения произойдут, то на крупных и известных сайтах это должно отразиться незначительно, а вот остальные может потрясти. Понятно, что если будут глобальные изменения, то на какое-то время могут уменьшиться поступления денежных средств от заказчиков в сторону исполнителей. Скорее всего, будут изменения в вакансиях, многие начнут набирать дополнительных сотрудников (так как сильно сократятся ссылочные затраты) на новые направления и т.д. Небольшим компаниям, предлагающим услуги SEO, будет несладко – вплоть до ухода с рынка поискового продвижения. Крупные компании немного потрясет, но в целом все будет хорошо. Вероятно, начнут увеличиваться цены на данную услугу, так как и работ для достижения результатов нужно будет проводить больше.



 

Андрей Кубка,

руководитель отдела автоматизации агентства Nectarin

Решение ранжировать сайты без учета ссылок – это прекрасная идея, которая принесет всем только пользу. Напомню, что ссылочный фактор уже достаточно давно не так значим. Гораздо больше вес у таких факторов, как внутренняя оптимизация, качество контента, ну, и главное – качество того потребительского опыта, который получает пользователь в результате взаимодействия с сайтом. Деньги в сегменте поисковой оптимизации начнут перетекать из карманов ссылочных бирж в карманы компаний и специалистов, занимающихся контентом и юзабилити. Для тех, кто сможет быстро перестроиться, эта история откроет новые возможности – вплоть до значительного роста продаж. Они смогут продать свои услуги через: «А вы знаете, что «Яндекс» отменил ссылки? Давайте потратим высвободившийся бюджет на ...»



Таким образом, на смену дешевому интернет-маркетингу приходит более дорогой путь. Что в связи с этим делать мелким рекламодателям и сайтам с качественным контентом, но без существенного бюджета?

Пресс-служба компании «Яндекс»

Мы надеемся, что продолжится переориентация рынка с махровой оптимизации в сторону интернет-маркетинга: когда оказываются услуги по улучшению юзабилити, повышению конверсии посетителей в покупателей и т.д.

Что касается рекламораспространителей, то наше отношение к коммерческим ссылкам давно известно рынку, и веб-мастеры должны понимать риски от такого вида доходов. Кроме того, нам кажется преувеличением, что это единственный источник дохода для значимого числа качественных сайтов. Как правило, такие сайты имеют хорошее ядро аудитории и зарабатывают на рекламе.



Алексей Елфимов

Если мы говорим о рекламодателях, которые заказывают услугу SEO, то, скорее всего, им нужно обращать внимание сначала на другие источники рекламы (например, на контекстную), которые дадут быстрый результат. Если будет удорожание SEO, то «мелким» рекламодателям нужно будет либо самим заниматься продвижением, либо копить деньги на заказ полноценной работы у специалистов.

 


Карен Казарян

Это иллюзия, что SEO был дешевым маркетингом. То есть, конечно, можно было работать с небольшим бюджетом, но эффективность была бы под большим вопросом. В некотором смысле инструментов для таких сайтов сейчас даже больше, кроме контекста есть RTB, таргетированная реклама в соцсетях, мобильная реклама и т.д.


Анатолий Блонский

Не всегда более дорогой. Более трудоемкий – да, но не обязательно дорогой. В любом случае, SEO-бюджет всегда меньше рекламного. А в случае отказа от ссылочного ранжирования, однажды вложив деньги в оптимизацию сайта, результаты можно будет сохранять дольше, и, в конечном итоге, это все равно останется самым дешевым источником трафика и клиентов.


 




Андрей Кубка

Для мелких рекламодателей и сайтов с качественным контентом ничего принципиально не изменится. Им, как и раньше, будут доступны те же инструменты привлечения клиентов – социальные сети, контекстная реклама, контент-маркетинг. Я бы не стал говорить о том, что с исчезновением ссылочного ранжирования исчезает дешевый путь привлечения клиентов и останется только дорогой. Что именно дешево и дорого? Переход из поиска по какому-то запросу? Или дешево привлечение нового клиента? Стоит понять, какую метрику мы считаем дешевой или дорогой и какой у нас способ оценки эффективности инвестиций в интернет-маркетинг. Да, клик в поисковом продвижении может быть дешевым, но кто сказал, что этот трафик конвертируется в реальных клиентов? В нашей практике было много проектов, в которых переходов с контекста было меньше, чем с поискового продвижения, а пользы для бизнеса, выраженной в количестве и объеме продаж, больше в разы.



Наталия Неелова

Вообще, качественный контент всегда имел и будет иметь большое значение, и со временем требования поисковиков к нему станут еще выше. Такие меры со стороны поисковых систем подталкивают саму SEO-отрасль к развитию. Опыт показывает, что с качественного контента хорошо идет трафик даже по информационным запросам. Прежде чем увеличивать расходы на рекламу, необходимо научиться конвертировать посетителей с такого трафика в потребителей. Если же рекламодатель ограничен бюджетом, ему необходимо учиться, пробовать, ошибаться, снова пробовать – до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат.

 


Алексей Скрынник

Мы убеждены, что если услуга оказывается на качественном уровне, то даже при отсутствии серьезных бюджетов компания может развиваться. Важно выбрать правильного партнера, который поспособствует ускорению этого развития.


Какие, на ваш взгляд, могут быть предложены факторы нового алгоритма ранжирования?

Алексей Елфимов

Очевидно, если отменят ссылки, то будут ранжировать по коммерческим факторам (цена товара, стоимость доставки, форма оплаты, отзывы и т.д.) плюс поведенческие факторы. Учитывать будут то, что важно нам как покупателям.

 


Карен Казарян

Будут развиваться поведенческие факторы, вполне вероятно, поисковики станут учитывать социальные сигналы (если договорятся с соцсетями), специально структурированные данные («Острова», Knowledge Graph и т.д.). Наконец, с развитием машинного обучения поисковая система все чаще будет принимать решения о релевантности на основе собственного понимания, насколько связаны друг с другом документы и поисковые запросы, все меньше обращая внимание на ссылки или ключевые слова.

 



Анатолий Блонский

Основным должен быть фактор удовлетворенности пользователя найденным сайтом в поиске. Если это так, то, значит, «Яндекс» правильно показал и оценил этот сайт. Вопрос в том, что считать удовлетворенностью и как ее измерить. Уверен, когда «Яндекс» говорит, что он научился это делать, то так оно и есть.

Для разных типов запросов нужны разные ответы: кто-то ищет адрес или схему проезда, кто-то – информацию о товаре, кто-то хочет этот товар купить. И если на «радарах» «Яндекса» пользователь дошел до цели, значит – он решил свою задачу с помощью поисковой системы.
Факторами могут быть: удобство и понятность структуры сайта и навигации, отсутствие рекламы или ее ненавязчивость, достижение целей на сайте, частота обновления сайта или ассортимента интернет-магазина, наличие на сайте разделов «доставка», «оплата», «контактная информация» и т.д.

 

Андрей Кубка

Не буду гадать и пытаться предсказать новые алгоритмы ранжирования. Это бессмысленное занятие. Маркетологам стоит принимать решения, основываясь на предположении о том, что у «Яндекса» есть очень много данных о своих пользователях. Отмена ссылочного ранжирования означает, что «Яндекс» окончательно перешел в эпоху больших данных и машинного обучения, основанного на этих данных. Они научились «слушать» своих пользователей и выдавать им тот результат, который лучшим образом удовлетворяет потребность пользователя. Маркетологам стоит думать в том же русле, и тогда они смогут обыгрывать конкурентов.

 

Наталия Неелова

На мой взгляд, принципиально ничего нового предложено не будет, так как, по словам представителей «Яндекса», ссылочные факторы только вносят шум, не позволяя выявить среди причин ранжирования действительно значимые. Остальные факторы просто станут более значительно влиять на коммерческие запросы.


 



Алексей Скрынник

Новые факторы должны основываться на успехе взаимоотношений пользователей и компаний (сайтов). Мы верим, что успех, в конечном счете, будут иметь те сайты и компании, которые на первое место ставят предоставление качественной услуги и обслуживания.

Автор: Инна Смирнова

Главные новости рекламы, медиа и маркетинга этой недели с Русланом Самаевым, Arena Magic Box (3-7 февраля) Василий Кандинский. Новатор консервативного типа
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.