Никто не знает, как оценить мобильный бизнес
Несмотря на распространенное убеждение, что мобильные технологии - следующий большой бум, инвесторы продолжают сражаться с победителями на этом рынке и праздновать их финансовые потери
Таким образом, Instagram распоряжается $1 миллиардом при практически нулевых доходах от продажи мобильного приложения, тогда как Facebook ежегодно на мобильной рекламе теряет $1,2 миллиарда.
Что же происходит?
С одной стороны, некоторые эти соответствия сводятся к простой надежде. Инвесторам довольно легко разгромить Facebook и Google за то, что они не варят волшебный эликсир мобильной рекламы, особенно когда подобные компании пытаются увеличить доходы от мобильной рекламы, не сокращая доходов от рекламы для обычных компьютеров. И получается то, что аналитик Macquarie Securities Бенджамин Шатнер описывал Businessweek: «Facebook ведет сражение следующим образом: рост мобильной рекламы увеличивается, обычной - снижается. Достаточно ли будет роста мобильной рекламы, чтобы залатать прорехи от снижения роста рекламы для обычных компьютеров? Это и в самом деле ключевой вопрос».
Конечно. Но почему же это не является проблемой на частных рынках?
За публичные компании вроде Facebook и Google отвечает аналитик BTIG Research Ричард Гринфилд: «Как много рекламы можно впихнуть в новостную ленту мобильных устройств, чтобы не раздражать пользователей»? То есть эти компании понимают, что за мобильной рекламой - будущее, и что для получения серьезных доходов нужно уметь балансировать на грани.
И, тем не менее, в реальном мире компании вроде Google начинают зарабатывать деньги на мобильной рекламе. Несмотря на беспокойство о том, что Google плохо монетизирует мобильный поиск и рейтинг кликабельности, в последнем квартале бизнес компании, связанный с мобильной рекламой, начал развиваться. И это, невзирая на то, что Google должна выплачивать Apple деньги за поисковую рекламу на устройствах под iOS (а это 25% от доходов Google от мобильной рекламы), низкий рейтинг кликабельности на мобильных устройствах (где-то вполовину меньше от того, что дает реклама для обычных компьютеров) и угроз со стороны других поисковых приложений.
Но, возможно, это просто отражает тот факт, что рынок настолько непостоянен, что никто не в состоянии оценить его, или хотя бы понять, кто на этом поле побеждает. Вот что отмечают аналитики из компании IDC:
«В 2012 году маркетологи потратили на мобильную рекламу $2,8 миллиарда, в 2011-м году - $1,6 миллиарда, а в 2010-м - $700 миллионов. Темпы роста существенно снизились от 195% в 2010-м году до 127% в 2011-м и 68% - в 2012-м. Google по-прежнему господствует на рынке со своим валовым доходом в $2,166 миллиона и валовой долей рынка в 79%».
«Сети мобильной рекламы теряют свою долю рынка из-за компаний вроде Facebook и Pandora, и мы ожидаем, что в дальнейшем они потеряют еще больше. Для сетей, особенно независимых, началась крайне сложная фаза, когда, имея даже очень небольшой доход, они вынуждены будут сражаться с крупными игроками, чьи силы будут только расти».
Иными словами, рынок велик, но, в связи со снижением в одних областях и увеличением в других, никто не знает, кто же победит.
Так что приобретение Instagram за $1 миллиард в надежде, что множество
картинок обернется серьезными доходами, можно считать вполне здравой
стратегией. По крайней мере, она идет наперекор неопределенности в других
областях мобильного рынка, особенно в связи с изменением трендов в сфере
мобильной рекламы. В целом, оценки мобильного рынка столь нелепы, поскольку мы
просто не имеем хорошей основы для определения того, что в этой области
является настоящим успехом.
Источник: Digital Lab