Полина Мельникова, «ВкусВилл»: как студенческий проект помог мне попасть в крупную компанию
Проект AdIndex для студентов и начинающих маркетологов и рекламистов «Траектория» запускает рубрику «До 25». Мы будем делиться историями молодых специалистов, добившихся карьерного успеха. Первым героем проекта стала лидер по внешним коммуникациям «ВкусВилл» Полина Мельникова. Она рассказала, как проделала путь от студента, создающего университетские проекты для бренда, до штатного специалиста
Начало пути
В школе у меня хорошо получалось разговаривать, выступать, писать сочинения на 10+ страниц и ловко выкручиваться и уходить от тем, отвечая на каверзные вопросы. Иными словами, ошибки, репутация и публичные комментарии — дайте два.
В девятом классе я попробовала пройти отбор в школу юного журналиста при МГУ, потому что тогда мне казалось, что профессия журналиста — это «мое-мое». Я успешно поступила, отходила больше года и, увы, журналистика перешла ранг «не-мое-не-мое». Я поняла, что всю жизнь я не смогу заниматься просто написанием текстов, мне нужно общение, вызовы и люди.
К 11-му классу я поняла, что все это мне смогут дать связи с общественностью, к тому же у меня уже была выигранная олимпиада, которая давала поступление на бюджет в РЭУ им. Г. В. Плеханова как раз на нужное мне направление. Так я и оказалась в профессии, буквально путем проб и ошибок.
От учебного проекта до желания работать во «ВкусВилле»
Кажется, что на втором или третьем курсе у нас был предмет, не вспомню как точно называется, но в духе «основы связей с общественностью». И в начале учебного года нам необходимо было выбрать компанию и разработать для нее PR-кампанию. Работа велась на протяжении всего учебного года, у меня получилась презентация на более чем 100 слайдов. За время изучения «ВкусВилла», мне кажется, я нашла все, прочитала все источники, все статьи, которые были в открытом доступе. Купила книгу Жени Щепина про «ВкусВилл», ходила с ней везде и буквально была погружена с головой. Все на потоке знали, что я не на шутку загорелась идей «ВкусВилла», его миссией и ценностями и понимали, что я не просто проект «вымучиваю», а действительно вовлечена. В один из вечеров я выложила сторис в соцсеть с шуточной мольбой взять меня на работу (см. фото)
«Я не привыкла сдаваться»
А потом я подумала: а чего просто шутки в сторис шутить. И я стала отправлять презентацию на все найденные мною почты с просьбой хотя бы посмотреть, а потом, может, и на стажировку взять. К сожалению, в ответ была тишина. Но я не привыкла сдаваться, поэтому решила написать во «ВКонтакте» (см. фото). И ура, мне написала Анна Платова (сегодня она лидер онлайн-маркетинга во «ВкусВилле») и предложила попробовать себя в организации мероприятия для журналистов (мы тогда только открывали микролабораторию на РЦ «Вешки», и нужно было созвать гостей).
После этого все закрутилось, завертелось, и я устроилась в штат. Нас было два человека в пиаре, я работала на полставки, поскольку еще училась. Спустя время я устроилась на полный рабочий день, стала менеджером, а еще спустя некоторое время, закончив университет, — лидером по внешним коммуникациям. Сегодня пиар во «ВкусВилле» — это два человека: я и Дарья Плотникова, лидер по связям с общественностью. Почему звучат так должности? Во «ВкусВилле» принят принцип задвоения, это помогает быть антихрупкими и стабильными. Мы с Дашей полностью задваиваем друг друга и дублируем обязанности.
За время карьеры я успела и поработать во внутренних коммуникациях во «ВкусВилле», и попробовать себя в бутиковом агентстве, которое оказывало пиар-поддержку бьюти-брендам. И после всего этого я поняла одно: пиар, причем пиар во «ВкусВилле», с душой, такой родной и весь про покупателя — это мое.
Самые жесткие вызовы в карьерном пути
Одни из самых тяжелых ситуаций возникают по пятницам, как правило. Когда во внешнем поле появляются сообщения о каких-либо критических ситуациях (проверка продуктов, например), очень сложно выдохнуть, собраться и подключить всех коллег к решению вопроса. Также крайне тяжело убирать эмоциональную составляющую, панику, и включаться в обработку входящих запросов. Например, ролики от блогера с проверкой «ВкусМила». Я сама смотрю на постоянной основе этого блогера и, увидев, ролик с проверкой, которую не прошел наш проект, охватила сразу же паника. «Надо что-то делать, куда-то бежать, трубить». И так происходит всегда, первая мысль при возникновении ЧП — надо срочно куда-то бежать, трубить в колокола, подключать всех. Конечно, с течением времени это проходит: у тебя уже наработанный план, кого подключать при продуктовых проверках, при транспортных происшествиях.
Также в один период мне необходимо было подключиться к работе во внутренних коммуникациях «ВкусВилла» и не погружаться в пиар. И, честно говоря, это было крайне сложно. Пиар — это каждый день новые эмоции, это общение с журналистами, это вызовы, это проверка на прочность. Мне постоянно хотелось вернуться обратно к делам.
Карьера преподает болезненные уроки
Думать семь раз и выверять каждое слово перед отправкой, никуда не бежать сломя голову. Иногда случались ситуации, когда журналисты трактуют фразу неверно, которую ты покрутил во все стороны, и потом ты видишь вовне совсем не то, что хотелось донести до покупателей. Приходится писать с просьбой откорректировать, а это для меня буквально убийственно — просить поправить свой же (мой!) косяк и выглядеть непрофессиональным торопыгой. Но, как говорится, всякое случается. В нашей компании любят ошибки, мы на них учимся. Во «ВкусВилле» принято разбирать каждую ошибку по принципу «Черного ящика» — посмотреть, почему ошибка получилась и что нужно сделать, чтобы предотвратить ее появление в будущем. Так и поступаю.
Правила карьеры
Не бояться показаться настойчивой, назойливой и настырной. Я это рекомендую всем студентам. Ни один работодатель не может догадаться, что есть где-то там вы, весь такой классный и готовый врываться в задачи, пока вы сами себя не проявите. Поэтому не стоит бояться отказов, искать все возможные способы связи, пытаться проявить себя.
Следующий совет касается и тех, кто уже работает: не бойтесь прыгать выше себя. Не бойтесь пробовать новое, брать ответственность. Только так получается рост.
Очень важно делать на 10% больше того, что тебе кажется, ты можешь. Пока есть силы — грамотно распределять время, ходить на конференции, читать книги, заводить новые знакомства, проходить собеседования, участвовать в кейс-батлах.
При этом необходимо прислушиваться к себе. Самое сложное — не читать рабочие чатики во время отпуска и выходных. Важно уметь сохранять work-life balance, иначе будет пожар.
Советы для студентов и начинающих пиарщиков:
— не бояться новых вызовов, задач и проявления самого себя,— быть настойчивым,
— пробовать абсолютно все,— знать себе цену.