08 Ноября 2011 | 13:20

В поисках эффективных фрилансеров, или Модель рекламного агентства ближайшего будущего

Еще в середине 2000-х мне попалась в руки книга Марти Ноймаера – специалиста по брендингу, одного из авторов скоротечного маркетингового успеха всеми ныне забытого Netscape, издателя и одного из основателей агентства Liquid – под названием The Brand Gap. Среди множества прочих тем (Марти явно считает себя одним из главных идеологов трансформации рекламного бизнеса) он в том числе осветил и такую тему, как модель рекламного агентства ближайшего будущего

image

По мнению Ноймайера, наиболее эффективные агентские команды будущего будут во многом походить на творческие коллективы, формируемые независимыми голливудскими студиями для съемок фильма. Они построены на основе сетевой модели организации, которую, в конце концов, взяли на вооружение и голливудские мейджоры, прежде приверженные традиционной модели вертикальной интеграции. В книге Ноймайер наглядно представил эту модель в виде разнообразных молекулярных структур, в которых молекулами являются эти самые независимые профессионалы, а связями – отношения, обязанности и ответственность, которые возникают между ними в рамках каждого уникального проекта. Ноймайер считает, что эта организационная модель позволило студиям начать привлекать самые лучшие таланты на проекты, при этом поднимая планку качества, создавая уникальные продукты и сокращая накладные расходы. В то же время это способствовало росту сообщества независимых профессионалов-ремесленников – подобно тому, как они возникали вокруг стройплощадок католических соборов Средневековья.

Не стану развивать дискуссию относительно перспективности такой модели для традиционных рекламных агентств в России: по крайней мере, пока не видно, чтобы агентства переходили на эту форму организации работы в массовом порядке. Очевидно другое: все большее количество опытных профессионалов покидают традиционные агентства и начинают предлагать свои услуги в качестве фрилансеров как тем же агентствам, так и напрямую клиентам. Можно сказать, что сама молекулярная структура начинает формироваться все более и более интенсивно, а вот связей между «молекулами», которые как раз и помогли бы всем участникам рынка начать получать больше отдачи от  фрилансерского сообщества, как раз пока что и не хватает.

Вполне возможно, что виной тому исторически сложившееся в российской рекламной отрасли отношение к фрилансу как таковому. И в девяностые, и в нулевые основной массой фрилансеров, предлагавших рынку услуги того уровня, который мог заинтересовать крупные РА, были сотрудники тех же самых РА, движимые желанием получить неутомительную прибавку к зарплате. Ну или изредка – еще какие-нибудь креативные лавры. Все это приводило и приводит к тому, что компания, нанимающая такого «фрилансера», в большинстве случаев, от безысходности, получает сервис по остаточному принципу. Такой привлеченный сотрудник обычно уделяет твоему проекту остатки своего времени после окончания рабочего дня по основному месту работы (который тоже обычно оканчивается не в 18.00) и решения проблем, связанных с домохозяйством. В результате серьезные РА не рассматривают фриланс как по-настоящему надежную опору для решения своих задач, а работа с фрилансерами по-прежнему поставлена на более или менее системную основу только во взаимодействии с иллюстраторами и фотографами.

Примечательно, что в эмоциональном плане действительно независимая работа на проектной основе часто воспринимается сотрудниками агентств как персональная неудача, временная ситуация переходного периода («пока не подыскал чего-то поприличнее») или эксцентричный выбор. Причины этого тоже понятны: далеко не все профессионалы готовы поставить себя на место фрилансера, полностью ответственного за налаживание отношений с заказчиками, организацию своего рабочего времени и качества финального продукта.

В то же самое время год от года растет число несчастливых сотрудников РА – вопреки непрерывном (лишь с остановкой на «кризисный» 2009-й) росту зарплат. Основываюсь тут только на своих собственных наблюдениях. То тут, то там приходится слышать о падении мотивации к работе, о том, что работа занимает слишком большую часть жизни, что руководство – то ли по управленческому неумению, то ли по злому умыслу – проявляет равнодушие к созданию здоровой и вдохновляющей атмосферы в компании и не намерено придерживаться щедро розданных раннее обещаний о планировании карьеры. Действительно, несмотря на повсеместно провозглашаемый принцип «наши люди – это наш главный актив», рекламные агентства никогда не были пионерами внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в отношении персонала – хотя бы по сравнению со многими из собственных клиентов. Но это уже тема для отдельного разговора. Важно другое: я совершенно уверен, что индустрии уже практически удалось накопить достаточную критическую массу профессионального опыта, чтобы обеспечить саму себя надежными независимыми фрилансерами в таких областях, как брендинг, коммуникационное планирование, управление цифровыми и интегрированными проектами, брендированный контент – не говоря уже о креативе. Этот опыт уже в состоянии помочь тем профессионалам, которые не удовлетворены той рабочей средой, которую сегодня предоставляют агентства, начать заниматься созданием.

Поймите меня правильно: я вовсе не агитирую всех и вся враз заделаться индивидуальными предпринимателями. Я просто искренне верю в то, что сегодня существуют все возможности взаимовыгодного и продуктивного нетворкинга для профессионалов рекламной индустрии, которые приняли для себя осознанное решение взять на себя полную ответственность за развитие карьеры. Профессионалов, которые не готовы делегировать создание столь обсуждаемого ныне абсолютным большинством рекламистов понятия work&life balance директорам по управлению талантами. Профессионалов, которые открыты к тому, чтобы благодаря своим связям и контактам создавать поле для деятельности и устойчивый поток проектов для других профессионалов, которым они доверяют и которых готовы рекомендовать. Профессионалам, которые последовательно и скрупулезно следуют этическим принципам отрасли в своей работе. Я также верю в то, что создание такой инфраструктуры в равной степени выгодно всем игрокам рынка: агентства имеют возможность получить необходимую гибкость, качество и надежность в работе с фрилансерами, а сами независимые профессионалы – получить большую финансовую устойчивость и вплотную заняться формированием того образа жизни за пределами офиса, к которому они так стремятся.

Если вы имеете серьезное портфолио, впечатляющую историю проектов за плечами и инсайдеров индустрии, которых вы можете порекомендовать и которые могут порекомендовать вас – присоединяйтесь к группе Top Freelancers на Facebook и расскажите о себе ее участникам. Это закрытое сообщество создано для того, чтобы дать более качественную платформу для нетворкинга, нежели freelance.ru и прочие доски объявлений. В рамках этого сообщества будет создана возможность для знакомства и проведения частных переговоров, в оффлайне же планируется проводиться бизнес-завтраки и круглые столы, на которых будут обсуждаться состояние дел и перспективы индустрии. Я искренне верю в то, что вместе мы можем создать новую профессиональную экосистему для рекламной индустрии, о которой многие из нас давно мечтают. Пишите – будем планировать, как совместными усилиями укрепить связи между «молекулами» Ноймайера. 

Автор: Александр Агатов, до 2010 г. – руководитель отдела стратегического планирования BBDO Moscow, ныне независимый консультант

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.