Идеально по-немецки: что потрясло Wordshop в рекламном Берлине
Выражение «квадратиш-практиш-гут» – очень точно отображает образ жизни и мышления немцев. Эти ребята стремятся к идеальности абсолютно во всем. Поэтому целью седьмой выездной образовательной поездки Wordshop стало изучение «немецкого перфекционизма» и немецкого понятия идеальной жизни и идеально сделанной работы
Идеальный результат. Четкость и выверенность – едва ли не самое главное для немцев. Работают они так же: результат должен быть идеален – и никак иначе. Группа студентов Wordshop смогла убедиться в этом лично, побывав в гамбургской tabletop продакшен-студии The Marmelade. Гостеприимные хозяева провели экскурсию и рассказали, как строится процесс съемки. Ради «красивого» трехсекундного эпизода рекламного ролика не жалко потратить три (!) недели непрерывных съемок. Каждый день. До тех пор, пока все не станет идеальным.
«Это больше, чем просто съемки! Три тысячи тестов ради трех секунд ролика! Три тысячи! И каждая попытка с огнем в глазах и любовью к своему делу – это кожей чувствовалось в словах спикеров. И еще: никогда прежде при мне так захватывающе не разбивали яйца», – написала Виктория Валяренко, студентка факультета «Копирайтинг».
Светлана Майбродская, директор Академии Коммуникаций Wordshop, была удивлена не меньше своих студентов: «Один из критериев качества съемок - эмоциональный. Оказывается, яблоко должно не только правильно и красиво пролететь в кадре, но и «весело». А если яблоко будет «грустным», то его придется заново переснять».
Идеальный план. «В Германии люди планируют ВСЕ заранее, даже слишком заранее. Здесь за год планируют отпуск и за полгода покупают билеты в театр. А мой двоюродный брат, уехавший из России около 15 лет назад, уже работает над проектом 2019 года. Спрашивать немцев, как они могут так заранее все знать, бесполезно. Они именно так живут. Планируют на много лет вперед. Считают деньги заранее и во всем ищут экономию. Автобусы приходят по расписанию. Жизнь в Германии запланирована, и НИЧТО НЕ МОЖЕТ помешать или отменить поездку в горы или органный концерт в Berliner Dom. А с работы все выходят ровно в 18:00, а о таком русском феномене, как поработать в выходные немцы не слышали» – пишет Светлана Майбродская, директор Академии Коммуникаций Wordshop.
Идеальное исполнение. «Берлин – это просто кладезь хорошей типографики. Она царит во всем: в упаковке, плакатах, вывесках. Это дает возможность посмотреть на шрифт с совсем другой стороны и понять, что не всегда нужна картинка», – пишет студентка факультета «Айдентика» Анастасия Хижик.
«Фотограф Йорис Ван Вельзен раскрыл нам секреты приготовления аппетитных гамбургеров, манящих с экранов ТВ, – делится впечатлениями Вика Валяренко, студентка факультета «Копирайтинг». - Для идеального исполнения нужно владение профессиональными секретами, особенно, если ты, как Йорис, терпеть не можешь фотошоп и все делаешь вживую».
Идеальное образование. Идеально должно быть абсолютно все. И у всех. Поэтому в Берлинской Академии Коммуникаций студентов учат всему (в результате на выходе получаются люди-«оркестры» с полным набором навыков и скилов для будущей деятельности в сфере коммуникации). Дизайнеров два года учат не только айдентике и композиции, но и неймингу и стратегии. Режиссеров – не только режиссуре и операторскому мастерству, но и моушн-дизайну и продюсированию.
Идеальная среда. Граффити является не «результатом акта вандализма», а прекрасным дополнением и даже украшением городской инфраструктуры. «В Берлине (да и в Гамбурге, в котором мы пробыли всего 1 день) очень много красивых и качественных граффити. Сделаны они многослойно, зачастую применяются разные материалы (с виду это совмещение баллончика и каких-то очень тонких деталей, чуть ли не аэрографа). Помимо эстетики, они добавляют какую-ту неуловимую изюминку в город», – добавляет дизайнер Настя Хижик.
Идеальная атмосфера. Несмотря ни на что, у немцев очень много общего с нами, россиянами. Может, именно стремление к стабильности и четкости приводит множество россиян в Берлин. А быть может, именно переехавшие «наши» и создают эту чем-то родную атмосферу города. «Берлин кажется домашним и даже «московским». В нем много а-ля московских домов и даже кварталов, а русскую речь встречаешь буквально на каждом шагу. Наверное, нет ни одного музея и даже агентства, где бы не было хотя бы одного нашего соотечественника. Русские в Берлине чувствуют связь с Россией и много ностальгируют по поводу нашего будущего. Радуются русской пастиле и бородинскому хлебу даже больше, чем русской водке», – пишет директор Академии Коммуникаций Wordshop Светлана Майбродская.
Идеальные люди. В Берлине группа Wordshop встретилась с известными соотечественниками, живущими и работающими теперь здесь. Наталья Базина, бывший арт-директор BBDO Moscow, рассказала о «закулисье» съемок рекламных роликов, а Андрей Амлинский, «отец русского копирайтинга», автор слогана «Не тормози, сникерсни», поговорил с гостями о том, как правильно подобрать слова, чтобы достучаться до потребителей. Под впечатлением остались абсолютно все. Аня Зиганьшина, студентка факультета «Стратегия», сказала: «Я думаю, что каждый вынес для себя из этих встреч то, что важно конкретно для него: как совмещать работу и творчество, что важнее: креатив или стратегия, и можно ли вообще их сравнивать; что заставляет людей на протяжении долгих лет оставаться в рекламе и не изменить своей профессии».
Идеальная свобода. Если говорить не только о профессиональной стороне поездки, но и о культурной, то хочется отметить, что группу в общем и каждого человека в отдельности поразила раскрепощенность и свобода нравов жителей Берлина. К гей-парадам, целующимся на тротуаре девушкам и травести-шоу здесь относятся абсолютно нормально. «Берлин самобытен и субкультурен. Свобода нравов и любви здесь уже даже не обсуждается. Она стала визитной карточкой города», – подтверждает Светлана Майбродская.
Идеальная культура. Однако, не стоит думать, что Берлин – это «город разврата». Берлин – город современного искусства. Технологии проникли буквально во все сферы культуры. «Deutsche Oper Berlin "одела" всех героев классических опер в современные костюмы и фактически убрала сцену, перенеся часть действия в зрительный зал. А Komische Oper за несколько последних лет по популярности перегнала классическую. Музеи также интерактивны и предлагают современный развлекательный контент. Показателен музей The story of Berlin. Посетителя сначала переносят на машине времени, а затем погружают в разные периоды немецкой истории. Зритель физически (буквально на собственной шкуре) ощущает наступление и приход фашизма (ему приходится пройти по горящим под ногами книгам через пролетающие мимо пули и бьющееся стекло), раскол Германии на Восточную и Западную, разрушение Берлинской стены...».
Подводя итог всему выше сказанному, можно резюмировать: если вы хотите увидеть, как можно жить, думать и работать по идеальной модели, езжайте в Берлин! Wordshop рекомендует ;)
The Marmalade - коммерческая продакшн и постпродакшен студия, специализирующаяся на tabletop-съемке. Имеет офисы в Гамбурге, Франкфурте и Дюссельдорфе
Берлинская Академия Дизайна (Design Akademie Berlin) основана в 2007 году. Основные направления – Дизайн, Маркетинг, Реклама. Здесь обучается более 300 студентов ежегодно.
https://www.design-akademie-berlin.de/en
Йорис Ван Вельзен - рекламный фотограф, владелец русско-берлинского бренда прохладительных напитков
Edenspiekermann AG - креативное рекламное агентство, специализирующиеся на брендинге, разработке стратегии и коммуникациях. Имеет офисы в Берлине, Амстердаме, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Сингапуре
Андрей Амлинский – «отец российского копирайтинга», автор слоганов «Не тормози — сникерсни», «Есть идея — есть Икеа», основатель агентства Amlinsky Creative Strategies.
Наталья Базина – бывший арт-директор BBDO Moscow, член Союза Дизайнеров и ADCR, основала рекламный бутик bazina.sass+