«Все, что мы сделали в контекстной рекламе, мы сейчас делаем в медийной»
Mobile в следующие несколько лет станет ключевым направлением для рынка
- Что ждет рынок интернет-рекламы в 2010 году?
- Отрасль пока далека от насыщения. Все десять лет существования рынка шел рост, и если ничего серьёзного не случится, то и следующие десять лет рынок интернет-рекламы будет расти. Понятно, что из-за кризиса темпы роста поменялись. Но если в 2012 году рекламный рынок вернется к докризисным темпам – 25-30%, то интернет спокойно покажет свои 60%.
- Есть какие-то прогнозы на этот год по темпам роста? Первый квартал закончился, и уже можно, наверно, делать какие-то выводы
- Для медийного рынка первый квартал не показатель - всё обычно решается в конце года. Надо понимать при этом, что две ключевые для интернет-рынка отрасли – автомобили и недвижимость – сейчас не на взлете. У них, наоборот, провалы по продажам. Если эти отрасли начнут подниматься, это обеспечит и нам хороший рост.
- Что касается контекстной рекламы, то она не слишком зависит от вклада больших компаний, так как живёт в основном малым и средним бизнесом. Скорее всего, там будет сильный рост в этом и следующем году.
- Ожидаются какие-то новые тенденции, появление новых форматов?
- Уходящий top of the mind – это социальные сети, блоги и прочая социалка, нынешний top of the mind – это mobile и видео.
Блоги уходят от рекламной модели - этот рынок не показал взрывного роста. Очень четко видно, что реклама в классическом и в инновационном ее пониманиях там не работает.
Что касается видео-рекламы, то есть ощущение, что ни на нашем, ни на западном рынке сейчас нет определённой модели, по которой она будет развиваться в дальнейшем. Поэтому ближайшие перспективы этого сегмента - поиск бизнес-модели.
А вот mobile в следующие несколько лет, скорее всего, станет ключевым направлением и для крупных интернет-компаний, и для рынка в целом. Уже сейчас аудитория мобильного Яндекса, например, составляет более полумиллиона человек в день – будь это отдельный проект, он был бы среди лидирующих сайтов Рунета.
- Возможно ли какое-то сотрудничество Яндекса с соцсетями на рынке интернет-рекламы?
- Идеологически социальные сети – это интернет внутри интернета, сервис, который пытается удерживать пользователей на своём сайте. У Яндекса диаметрально противоположная концепция - пользователей нужно отправить туда, где есть ответ на их вопрос. Такой подход гораздо более универсален.
Кроме того, задавая запрос поиску, пользователь явно указывает на свой интерес, за счет чего ему можно показать наиболее релевантную рекламу. Поэтому в первую очередь мы будем активно развивать свой поиск, а в отношении сотрудничества у нас сейчас пассивная позиция.
К слову, у Яндекса есть два проекта, которые очень близки к социальным сетям, - сеть профессиональных контактов «Мой Круг» и «Я.ру», где пользователи общаются, проводят досуг. Но на этих ресурсах мы рекламу не продаём.
- Социальные сети смогут составить серьезную конкуренцию Яндексу на рынке интернет-рекламы? Много говорилось об их потенциале.
- Никто не знает. Нет точного ответа. Но мне кажется, нет. Все социальные сети сегодня гораздо лучше зарабатывают на sms-сервисах и прочих микроплатежах и на онлайн-играх, чем на продаже рекламы. Два-три года назад, когда эти модели монетизации еще не появились, можно было предполагать, что социальные сети бросят все свои силы на получение рекламной прибыли. Но сегодня уже очень четко виден тренд – реклама в социальных сервисах растет не так быстро, как рынок игровых приложений и внутренних виртуальных валют.
- Яндекс сейчас лидер в Рунете, в той же контекстной рекламе он занимает порядка 80% рынка. Как дальше развиваться такими же темпами?
- Интернет как рынок будет достаточно сильно расти. Это открытая система, здесь постоянно появляется очень много разных технологий, бизнес-моделей и сервисов. Всё это создаёт большой простор для развития – не только в плане контекстной рекламы. И Яндексу есть что предложить и рекламодателям, и бизнес-партнерам.
- В любой отрасли компании по понятным причинам приветствуют конкуренцию. У Яндекса, похоже, с конкурентами не очень хорошо.
- Свежие идеи легче рождаются, когда ты находишься в нормальной конкурентной среде. Кроме того, для идей важна питательная среда, с которой трудно. Мы сами выращиваем кадры в Школе анализа данных, с нуля создаём структуры по сбору данных, потому что на российском рынке их не у кого покупать, а потом делаем из них не только сервисы, но и платформы, с которыми могут работать сторонние проекты (например, Яндекс.Карты). Яндекс, можно сказать, представляет собой один из инкубаторов, в которых растет российский интернет. А это очень непростая задача.
- Кризис как-то повлиял положительно на рынок?
- Конечно. Интернет – относительно новое медиа, а завоевание рынка обычно происходит очень медленно, - просто потому что у всех уже есть наработки, все уже к чему-то привыкли. Привыкли давать рекламу на телевидении, в печатной прессе, а не в интернете. Любой кризис заставляет бизнесменов пересмотреть свои расходы, свои инструменты. В этом смысле интернет-реклама очень здорово выиграла за счет 2008 года, потому что многим из-за кризиса потребовалось меньше времени, чтобы понять, где действительно находится их целевая аудитория.
- Два года назад вы вместе с компанией Mediaselling перешли в Яндекс. До этого момента казалось, что компания не очень занимается медийной рекламой. Что за два года изменилось?
- Все, что сделано Яндексом в контекстной рекламе, мы сейчас делаем на рынке медийной. Мы хотим сделать открытую систему, где все - агентства, рекламодатели – смогут анализировать свои рекламные кампании, их эффективность и при желании самостоятельно их настраивать.
Пока этого нет, воздействие медийной рекламы на пользователей сильно недооценено – в силу того, что медийная реклама даёт отложенный эффект, и часто его не ассоциируют с проведённой кампанией. Через пару лет, когда инструменты для оценки эффективности будут хорошо понятными и окажутся непосредственно в руках у рекламодателя, медийную рекламу смогут оценить по достоинству.
Фото с сайта http://hse.ru/