Рафаел Минасбекян, ГПМ КИТ: «В бизнесе нет ничего хуже, чем когда все хорошо»
Чем кино похоже на ритейл, как отличить хороший фильм от плохого, как изменился рынок — рассказал Рафаел Минасбекян, генеральный директор Группы Компаний ГПМ КИТ
Рафаел Минасбекян — в 1998–2002 годах возглавлял продюсерский центр АМБЕР и студию телевизионных проектов «Город». Был автором и продюсером телевизионных программ и сериалов «Старые песни о главном», «Новый год на НТВ», «Новый год на ТВ-6», «Мой двадцатый век», «Дело», «Мужчины», «Дела семейные, дела смешные», «ОРТ в Кремлевском зале» и других.
С 2015 года занимает должность генерального директора в бизнес-направлении «Кино и телевидение. Производство, прокат, дистрибуция» в АО «Газпром-Медиа Холдинг». Генеральный продюсер более 80 кино- и сериальных проектов, среди которых «Холоп», «Серебряные коньки», «Огонь», «Доктор Лиза», «Легенда о Коловрате», «Эпидемия», «Консультант», «Ростов», «Текст», «Стрельцов», «Крепость Бадабер».
В 2020 году Рафаел Минасбекян получил гран-при национальной премии «Медиа-Менеджер России» за выдающиеся индустриальные достижения, создание и эффективное управление Группой компаний ГПМ КИТ, а также возглавил рейтинг главных кинопродюсеров России 2020 года, по версии журнала «Бюллетень кинопрокатчика».
Если бухгалтеру безразлично, каким получится фильм, — то ничего не выйдет. Финансы не относятся напрямую к творческому процессу, но отношение к работе влияет на фильм. Я в это верю. Важно, чтобы команда понимала и разделяла ценности компании. Даже для нетворческих профессий должна быть создана творческая атмосфера, чтобы все были заинтересованы в конечном результате.
Любой сотрудник в нашем офисе может сказать: «Я сделал этот фильм». Потому что это правда. Это коллективный вид искусства, в котором есть бизнес-составляющая со своей экономической моделью и коллектив. Кино — это магия и общая мечта.
Владимир Ленин сказал, что кино — важнейшее из искусств. Полная фраза звучит по-другому: «В условиях поголовной неграмотности кино является важнейшим из искусств», но мы любим повторять вторую часть.
Если есть история и герой, значит, кино правильное. У меня есть субъективный критерий, как отличить хороший фильм от плохого: во время просмотра должны появиться мурашки. От плохого кино их не бывает. Зритель должен отождествлять себя с героем и сопереживать ему. Иначе его не волнует происходящее на экране.
Я не позволяю себе слишком негативно высказываться о чужой работе в кино. Средняя продолжительность работы над фильмом — два с половиной года. Никто не будет осознанно тратить это время впустую. За любой работой стоит искренний и тяжелый труд, и каждый имеет право на свое видение фильма и на ошибку. Никто не знает, как сделать успешное кино, поэтому нужно с уважением относиться к попыткам. Все фильмы — это путь к пониманию «как надо».
Успешное кино — один из самых маржинальных продуктов на мировом бизнес-рынке. В этой сфере можно потратить 150 миллионов долларов и за три года заработать 1,5 миллиарда.
Работа киностудии как ритейл: на рынке производства сериалов важна клиентоориентированность. Твои покупатели — телеканалы и платформы. Они лучше знают и понимают потребности своих аудиторий. Тут мы производим не то, что хотим, а выполняем конкретный заказ. С одной стороны, это простая модель, с другой — сложная для внедрения в творческом коллективе.
Меньше, чем за год мы вывели Группу КИТ из минуса в плюс. С 2016 года EBITDA растет на десятки процентов в год. Для этого мы изменили алгоритмы принятия решений по творческим и инвестиционным вопросам и реструктуризировали управленческую модель и матрицу бизнес-процессов. Мы централизовали все бэк — офисные функции: финансы, бухгалтерию, IT, HR, АХО, безопасность и тд. Разработали и внедрили корпоративную культуру и формализовали стратегические цели, миссию, видение и ценности.
Сегодня мы в КИТе переживаем кризис среднего возраста — нам пять лет. Это усугубляется тем, что все цели и задачи, поставленные в 2016 году, выполнены и перевыполнены. Нам нужны новые безумные цели. Например, завоевать достойное место в Голливуде. Иначе всё может развалиться, потому как в бизнесе нет ничего хуже, чем, когда все хорошо.
«Движение вверх» — прорыв российского кинематографа с точки зрения творчества и бизнеса. Фильм посмотрели 11,9 млн зрителей, хотя баскетбол не самая популярная игра в нашей стране. Если рассказывать историю правильно, как это сделали создатели фильма, то зрители пойдут в кинотеатр несколько раз, приведут друзей на это кино, семью и будут его рекомендовать.
Рынок очень изменился. Прошлый год не учитываем, так как из-за пандемии кинотеатры были закрыты и производство приостановлено. Возьмем результаты за 2019 год. Тогда доля компании «Централ Партнершип» в сборах российских фильмов составила 58%. Фактически больше, чем каждый второй зритель смотрел российское кино, дистрибутируемое нами. Таких результатов никогда не было.
«Киностудия КИТ» произвела 350 часов премиальных сериалов и полнометражных художественных фильмов. Необходимо потратить огромное количество ресурсов, чтобы «поднять» такой объем, учитывая, что все эти сериалы сняты не по телевизионной, а по кинотехнологии. То есть — это сериалы из 12 эпизодов, которые демонстрирует в прайм — тайм большая тройка федеральных каналов: НТВ, Первый канал, Россия. На каждом из них наши тайтлы часто ставят рекорды по телевизионной доле и рейтингу.
Группа компаний КИТ состоялась. Это подтверждается признанием зрителей, профессионального сообщества, в виде призов и наград, лидерством на рынке и финансовым результатом. Но этого недостаточно. Самое главное — мы все влюблены в кино и мечтаем о том, чтобы удивлять, вдохновлять и радовать людей своими работами. Мечты всегда сбываются, если они искренние и не за счет благополучия других. Это относится не только к бизнесу.