Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Галерея | 05 Ноября 2013 | 4

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже
«Меня интересует единственно выражение основных человеческих эмоций - трагедии, экстаза, отчаяния и так далее. То, что многие люди вдруг теряются и разражаются рыданиями перед моими картинами, означает, что я способен передавать эти основные человеческие эмоции. Если вас трогают только цветовые соотношения, вы упускаете суть».

Ох, и трудно же писать про абстракционистов. Про нормальных-то художников хорошо писать. У них-то в картинах сюжет есть. Дядьки, тетьки там, дворец какой-нибудь, лужок, на нем коровки, бычок (бык). Есть о чем поговорить. А тут о чем писать?

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Оранжевый, красный, жёлтый

А писать надо. Во-первых, Ротко (MCMIII-MCMLXX) – столп. Во-вторых, за эту вот его работу в прошлом году было заплочено аж почти 80 000 000 долларов, и она стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на аукционах. А ведь, наверное, не дурак ее купил, раз такие деньги имеет. За что тогда такие бабки, когда, как добрые люди пишут в комментах к этой новости, у них дети не хуже намазюкают. А ведь за несколько лет до этого вот эту картинку Ротко продали почти за 73 000 000 долларов.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже 
Белый центр

Понятно, если бы он изобразил доступными средствами какой-нибудь лужок с коровками и бычком (бык), пусть даже кривенько, как тот же Ван Гог. Глаз бы там нашел чего знакомое и отдохнул, а тут ему и остановиться не на чем. Нехорошая картина. Главное, вообще ни на что не похоже. И самое противное, так и должно быть в крепкой, качественной абстракции.

Придется, чтобы понять, в чем тут цимес, обратить пристальный взор на факты ротковской жизни. Может, там что есть. Может, удастся там найти объяснения его живописным выкрутасам. Это я так хитростью занимаюсь – раз картинки описать не получается, надо по биографии ударить. Мне же за количество знаков плотят.

В общем, на самом деле он - Маркус Яковлевич Роткович, опять же из наших отечественных евреев. Родился в Двинске, в семье работника фармацевтического прилавка. Ходил в хедер. Изучал Талмуд. Все, как положено. В 1910-1913 его многочисленная семья двумя порциями переехала в США, подальше от погромов и армии, в которую должны были по очереди попадать младшие Ротковичи и которая для еврея тогда была лишь ненамного лучше среднего погрома. В США папа, видимо, посчитав, что все полезное он уже сделал и семье больше не нужен, вскоре умер. Теперь Маркусу приходилось не только учиться, но и работать – об этом папа не подумал. В общем, закончил он школу с отличием, и поступил в Йельский университет… Надоело мне что-то его биографию рассказывать.

Короче, самое главное – универ он бросил, уехал в Нью-Йорк, там увидел, как его приятель в школе искусств рисует раздетую натуру, и тут его реально проперло от искусства. Ротко поступил в школу дизайна, где учился у Аршиля Горки – одного из ключевых в будущем абстрактных экспрессионистов, в ряды которых вступил со временем и сам. Еще он ходил на лекции художника Макса Вебера, где узнал, что искусство может выражать религиозные и политические идеи. Во, страна, ну все наоборот. Если бы он не уехал из России и стал бы тут тоже увлекаться искусством, то открытием для него было бы как раз то, что искусство может НЕ выражать никаких религиозных или политических идей. У нас же без идеи нельзя. Учился Ротко недолго.

Поучившись, он бурно занялся искусством. Выставлялся, писал манифесты, входил в объединение «Группа десяти», где, впрочем, никогда не было больше девяти. В те, тридцатые годы, его работы пребывали в рамках экспрессионизма, который тогда мог еще удивить разве американцев. Тем не менее, у Ротко и остальных членов группы была репутация жутких радикалов, и их не всюду пускали. В смысле, выставляться.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Вход в метро

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Фантазия в подземке

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Стоящие мужчина и женщина

В начале 40-х гг. в Америки сильно актуализировался интерес к сюрреализму в связи с массовым переездом его носителей из Европы – он был несовместен с культурной политикой национал-социалистической партии. Ротко переходит в сюрреалисты и изучает психоаналитическое наследие Фрейда и Юнга, отдавая предпочтение последнему.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже

Гефсимания

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Архаический идол

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Без названия

Тут у него есть понемногу и от Дали с Эрнстом – в первой работе, где достаточно иллюзионистически изображенная бредовая конструкция существует в некоем многозначительно безбрежном пространстве, и от Миро – в последней, в которой живут какие-то биоморфные образования. В целом, конечно, видно, что мастер еще не нашел себя, вполне вторичен по языку и тему раскрывает недостаточно хорошо. Да, в 1940 году Маркус Роткович становится Марком Ротко – он подал, наконец-то, документы на получение американского гражданства и, до кучи, американизировал свое название.

Шло время. Конкретно – вторая половина 40-х гг. Ротко был уже довольно пожилым и широко малоизвестным. Он много работал и часто думал, что бы такое отчетбучить, чтобы остаться навсегда в памяти благодарного человечества. Увидел работу Матисса «Красная студия» в музее, несколько часов простоял возле нее и сделал выводы.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Анри Матисс. Красная студия

Язык его работ становился все проще.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Без названия

Из них исчезает любой намек на фигуративность, на нарративность, на объем и пространство. Они превращаются в набор цветных пятен разной величины, совершенно непонятных растерянному зрителю и очень неаккуратно написанных. Так Ротко докатился до абстракционизма.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже

Мультиформа

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


№21

В самом конце 40-х гг. картинки Ротко приобретают свой классический вид. Вот благодаря им он и остался в памяти благодарного человечества.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже   
Фиолетовое, черное, оранжевое, желтое на белом и красном

Вот так они приблизительно и выглядят, эти работы. Несколько цветов, обычно три-четыре-пять штук, организованных в неровные четырехугольники одинаковой длины.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


№61 (Ржавый и голубой)

Картины – большие.

Собственно, цвет и размер – это два главных слова в том языке, которым с нами говорит Ротко. Сначала о цвете – он главнее.

«Тот факт, что художественная работа начинается с рисунка – уже академический подход. Мы начинаем с цвета» (Ротко). В принципе, такую фразу мог бы сказать уже любой закоренелый фовист, тот же Матисс – для них ведь цвет тоже был главным. На этом бы он и остановился – время-то дикое было, люди психоанализа не знали, хорошо воздействующий на зрителя цвет искали в темноте, на ощупь, голой эмпирикой подменяя твердое знание. Ротко же, как человек эпохи постсюрреализма, читавший Фрейда и Юнга, знает слово «архетип». Поэтому он, как и другой столп – Поллок – уходит в подсознание/бессознательное. Поллок уходил в индивидуальное бессознательное, искал там – и находил – буйные энергии, которые предъявлял миру в виде шаманских телодвижений с краской в руках. Ротко же шатался по коллективному бессознательному в поисках тех самых архетипов – устойчивых реакций и досознательных представлений, связанных с тем или иным цветом. Это когда один цвет вызывает одну эмоцию, другой – другую, а их сочетание – третью. Т.е. он хотел общаться с потребителем на самом искреннем, честном, всеобщем и практически неизменяющемся праязыке, который всем известен, но, по мере неизбежного взросления человека и восприятия им культуры во всех ее проявлениях, уходит и забывается*. Идеальными творцами и зрителями в этой ситуации являются, конечно, маленькие дети** и представители примитивных культур, у которых и творческий акт, и его восприятие происходят помимо разума и культуры***.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


№1. (Королевский красный и голубой)

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже
Черное на коричневом

Для того, чтобы зритель вошел в рабочее состояние и начал правильно воспринимать работы, у Ротко существовал ряд жестких экспозиционных и поведенческих принципов. Зал, в котором экспонировались эти работы, не должен был быть проходным. Также не должно было быть каких-то чужих работ или объектов, отвлекающих внимание. Освещение предполагалось скудное****, окна – закрытые. Работы должны были висеть в 30 см от пола и на значительном расстоянии друг от друга. Никаких массивных рам, максимум - скромный тонкий багет. Зрителю полагалось находиться на расстоянии 40 см от картинки и стоять спокойно, вдумчиво. Если все это соблюдалось, то зритель, благодаря еще и большому размеру работ,

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже

оказывался как бы внутри них. Неровные края лаконичных четырехугольников, краски, просвечивающие сквозь друг друга, достаточно заметные мазки – четырехугольники не залиты однородно, они написаны - рождали эффект некоего мерцания, пульсации, что еще больше затягивало зрителя внутрь работы. Т.е. Ротко создавал перед своей работой насыщенное пространство, являющееся частью этой работы. Эффект, сравнимый с тем, что существует при общении с древнерусской иконой. Так ли это на самом деле, я не знаю. Это тот самый случай, когда, по выражению Жванецкого, как никогда, важен личный приезд. Я же наблюдал Ротко только в репродукциях. Поэтому в оценке того, прижился ли конструкт Ротко или не прижился, я вынужден опираться на свидетельства третьих и четвертых лиц, и свидетельства эти свидетельствуют, что – прижился. Да и цены на его работы об этом тоже свидетельствуют*****.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Черный на красно-коричневом

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже

Голубой, оранжевый, красный

Икона тут не лишняя еще и потому, что Ротко, по всей видимости, создал свой вариант религиозной живописи. Видимо, сказались и хедер, и Талмуд, и еврейский запрет на изображение Бога. Во всяком случае, его высшее достижение – это так называемая капелла Ротко, над работами для которой он работал в конце жизни. 14 работ соответствовали 14 остановкам, сделанным Христом на Крестном пути.

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже
Капелла экуменической церкви в Хьюстоне

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


Капелла экуменической церкви в Хьюстоне

Это был идеальный вариант – специально построенное для работ Ротко здание, внутри которого были соблюдены все его экспозиционные принципы.

К этому времени Ротко был мировой звездой. Персоналки в престижнейших выставочных местах, Венецианское биеннале, заказы, цены на работы и т.д. Но счастья в его жизни не было. Он и так-то был алкоголик со стажем, а тут еще у него нашли артериальную аневризму. На призывы зажить здоровой жизнью, соблюдать режим дня и держать диету он забил – продолжал бухать и курить. С женой у него были плохие отношения, вплоть до развода – он уже и дома не жил, ночевал в мастерской. Короче, 25 января 1970 года Ротко съел кучу антидепрессантов и перерезал, для верности, себе вены******. Не спасли.

 

* Что-то подобное до Ротко делали в поэзии наши заумники вроде Хлебникова и Крученых и обэриуты. Ну, и дадаисты, конечно. И сюрреалисты типа Миро.

** Вот та самая реакция, которой алкал Ротко. Эстетический опыт дитя практически равен нулю, тем не менее, мы видим совершенно эстетическое переживание, основанное на тех самых архетипах.

*** «Я отказываюсь от естественного изображения только для того, чтобы усилить выражение темы, заключенной в названии». Это высказывание Ротко можно было бы считать издевательским – названия-то вы уже видели, какая там тема? На самом деле, все правильно. Тема – это цвета, вызывающие эмоции. Эмоции же он не называет, т.к. это будет уже подсказкой, вторжением той самой культуры. Это будет тем самым насилием над зрителем, которого он хочет избежать.

**** Известная история, когда на выставке «Пятнадцать американцев» Ротко постоянно выключал часть светильников в своем зале. Как только он уходил, организатор выставки Сидней Джанис тут же их зажигал. «Иначе тускло и мрачно получается», - говорил он.

***** Конечно, ценообразование на арт-рынке – тема особая. Цена на работу складывается из множества факторов, среди которых присутствует и миф о художнике. Наличествуют, конечно, и маркетинговые усилия разных по-разному заинтересованных лиц. Тем не менее, как показывает опыт, долго впаривать туфту за бешенные деньги не удается. Это как с поп-звездами – можно устроить им блестящую славу на несколько лет, но потом их все равно забудут. А Битлз – вечны!!!

****** В мире абстрактного экспрессионизма, вообще, было довольно неблагополучно. Из тех, кто, так или иначе, был с ним связан, многие были суровыми алканами. Поллок, де Кунинг, например. Много самоубийц. На вскидку – Горки, Рейнхардт, с Поллоком неясно – была ли это автокатастрофа. Вот следующий за ним поп-арт был в этом смысле гораздо позитивнее. Там куча долгожителей, никто, вроде, сам себя не убивал. Все-таки неблагодарное это дело – бродить в сумерках бессознательного.

 

Автор: Вадим Кругликов

 

Марк Ротко. Дорого. Очень дорого. Гораздо дороже. Дорого как только возможно. Еще дороже


 

 

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Светлана (Гость) | 10.11.2013, 02:19
Прочла одну статью, вторую - затягивает) доходчиво об искусстве - как приятно)
Вадим Кругликов (Гость) | 05.12.2013, 11:26
Здесь должен быть мой лайк.
Владимир (Гость) | 07.01.2014, 05:27
Респект автору статьи. Так понятно и не скучно
Лин (Гость) | 07.12.2014, 21:46
Писал потреблядок. Рассматривать Ротко в первую очередь через призму цены - убого.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы