Владимир Яковлев. Убогий гений


Галерея | 29 Марта 2013 | 9

Владимир Яковлев. Убогий гений
Владимир Яковлев - один из самых талантливых московских художников. Бахчанян* утверждает, что самый талантливый. Кстати, до определенного времени Бахчанян считал Яковлева абсолютно здоровым. Однажды Бахчанян сказал ему:
- Давайте я запишу номер вашего телефона.
- Записывайте. Один, два, три...
- Дальше.
- Четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять...
И Яковлев сосчитал до пятидесяти.
- Достаточно, - прервал его Бахчанян, - созвонимся. Сергей Довлатов

Наверное, в и так не самом благополучном мире второго русского авангарда, Владимир Яковлев (1934-1998) был самым пронзительным, неприкаянным и щемящим душу персонажем. У него с детства все было плохо. Иногда – очень плохо. Он проучился только в четырех классах школы из-за заболевания щитовидной железы. С одиннадцати лет он наблюдался у психиатра. В 16 лет из-за какого-то нервного потрясения он стал терять зрение: ему был поставлен диагноз – кератоконус. Чуть позже у него началась шизофрения. К середине 70-х гг. Яковлев практически полностью потерял зрение, работать он мог, только приблизив лицо вплотную к картинке**. И большую часть сознательной жизни он провел в разных психиатрических заведениях – клиниках, лечебницах, интернатах. Ко всему к этому он еще был евреем.

Конечно, никакого художественного образования он при такой жизни не получил. Но в юности он успел поработать последовательно курьером, ретушером, фотографом и хранителем фототеки в издательстве «Искусство», где изучал историю искусства самостоятельно – в издательстве была богатая библиотека. Достаточно многие инсайдеры, в том числе и искусствоведы, говорили о вполне основательном его знании искусства XX века. Кроме того, дед Яковлева, Михаил, был достаточно известным дореволюционным импрессионистом из Союза русских художников. Большую часть жизни он прожил в Париже, а в 1930 году за каким-то бесом со всей семьей вернулся в СССР. Умер он, когда Яковлеву было 8 лет. Яковлевский отец, инженер, долго проживший за бугром, тоже имел некоторое знание об авангардизме. Т.е. какие-то разговоры о западном искусстве, которое было в семье достаточно домашней темой, Яковлев слышал.

Именно поэтому, в частности, творчество Яковлева, несмотря на его шизофрению, никоим образом не попадает в разряд ар брюта - он совершенно осознано и профессионально занимался именно искусством, т.е. сознательно создавал некие объекты, обладающие, с его точки зрения, эстетической ценностью, и предназначенные для того, чтобы их смотрели другие; он соотносил свою деятельность с тем, что было уже сделано в этой области и что делалось одновременно с ним.

Обычно Яковлева в паре с его знакомым Зверевым - не менее ненормальным, но по-другому, персонажем - записывают в экспрессионисты. В общем, это верно. Как и экспрессионисты, Яковлев имел склонность к изображению архетипического. Если это цветок, то уж цветок-цветок-цветок. Идея цветка, так сказать.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Красный цветок

Если рыба, то рыба-рыба…

Владимир Яковлев. Убогий гений
Рыба

Язык Яковлева тоже из этой бочки. Обобщенный силуэт, контур, необязательность перспективы линейной и полное отсутствие воздушной, такая же необязательность светотеневой моделировки, пастозный, энергичный мазок и т.д.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Пейзаж с деревьями

Экспрессионистическая же у Яковлева и искренность, предельная искренность. У него нет никаких формальных или смысловых игр, все серьезно и по-честному. Все его картинки – это его вывернутая, распахнутая душа, демонстрируемая безоговорочно и окончательно. Дальше там уже ничего нет, никакого второго дна. Поэтому каждая его работа в той или иной степени автопортретна. А самое главное, как мне кажется, что роднит его с экспрессионистами – это ощущение трагизма жизни, одиночества в мире.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Грустный портрет

И не только в таких очевидных работах. Вот один из постоянных мотивов в его творчестве:

Владимир Яковлев. Убогий гений
Кошка с птицей в зубах***

Это совершенно открытое, какое-то даже детское признание того, что жизнь – штука трудная и трагическая  - главный нерв яковлевского искусства. Еще – тревога. Его искусство - это такой исповедальный монолог. И благодаря аллегоричности и обобщенности языка его личная история поднимается до общечеловеческих высот****. В этом всем плюс шизофрения Яковлев сильно похож на Ван Гога, стоявшего, как известно, у истоков экспрессионизма.

Начинал Яковлев с абстракций. Его, как и многих, на всю жизнь перепахала американская выставка в Сокольниках в 1959 году. Там было показано современное американское искусство, в той числе и главное тогдашнее направление – абстрактный экспрессионизм, в том числе и знаменитый «Собор» Поллока.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Абстрактная композиция

Вот тут видно, как Яковлев осваивал язык Поллока. Остальные виды абстракции Яковлев осваивал тоже.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Абстрактная композиция

Владимир Яковлев. Убогий гений
Композиция с крестом

Владимир Яковлев. Убогий гений
Портрет профессора А. Л. Мясникова

Последняя работа показывает, насколько тонка и ювелирна была техника Яковлева в начале его карьеры. Позже зрение стало настолько слабым, что он был вынужден заменить свою филигранную пуантель на более широкий, пастозный мазок. Но рассматривать эту вынужденность как творческую потерю не стоит. Яковлев сумел свои ужасные обстоятельства обратить себе на пользу. Он, в результате, видел и фиксировал только самое главное. Это было своего рода духовное зрение. Он достиг этой самой неслыханной простоты.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Рука с цветком

Владимир Яковлев. Убогий гений
Цветок на дороге

Живопись Яковлева, вроде бы корявая и неряшливая, предельно изящна и артистична, он умудряется привести к гармонии тот хаос, на который так похожи его работы при первом и невнимательном взгляде.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Портрет Талочкина

Яковлев постоянно переходит границы жанров. Его цветы – вроде бы натюрморты – выглядят портретами цветов.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Белый цветок на черном фоне

Рыбы и кошки – никак не анималистика, а, опять же, портреты рыб и кошек.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Летящая рыба

Владимир Яковлев. Убогий гений
Кошка с красными глазами

Пейзажи – тоже не пейзажи, а какие-то странные портреты цветов в природе.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Три ромашки

Вы уже должны были заметить, что цветы – один из самых повторяющихся яковлевских мотивов. Написал и нарисовал он их дикое количество. Они у него выглядят какими-то непонятными пришельцами, существами не от мира сего. Цветы в трактовке Яковлева – это недолговечная красота и хрупкость, совершенство и ранимость, мимолетность и уязвимость. Символ трагедии человеческого бытия, короче.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Цветок на голубом фоне

Выставлялся Яковлев, конечно, мало. Квартирные выставки, редкие сборняки в разных НИИ. Впрочем, иногда его работы выставляли заграницей – первая его персоналка прошла в Копенгагене в 1976 году. Ситуация несколько улучшилась в середине 70-х гг., когда он вступил в горком графиков**** и получил возможность выставляться в настоящем выставочном зале на Малой Грузинской. Первая же персоналка на родине у него прошла аж в 1995 году.

К тому времени существовал фонд поддержки Яковлева. Что, в общем, помогало ему существовать. Но жить он продолжал в интернате №30, в Ясенево – ему требовался присмотр врачей. Там он и умер.

А каждое утро приходит что-то
светлое.
И хочется остаться
на этом светлом
как как будто что
дома и вновь ушло
в призрачное.

Это стихи Яковлева.

Бонус

Владимир Яковлев. Убогий гений
Пейзаж с домом

Владимир Яковлев. Убогий гений
Два цветка и яблоко на круглом столе

Владимир Яковлев. Убогий гений
Рыба с парусником

Зверев говорил: «Вот я бы просто написал море, небо, «белеет парус одинокий», рыбку, а он сделает Символ!» Вообще, Яковлев всегда отзывался обо всех своих коллегах и их работах доброжелательно. Зверев – тоже, но был один художник, которому он ставил оценку «три с плюсом». Это был Яковлев. Зверев, естественно, понимал, что они работают на одной поляне, и ревновал. Все-таки Яковлев - более сильный художник, что, конечно, было ясно и Звереву.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Двойной портрет

Владимир Яковлев. Убогий гений
Двойной портрет

Часто повторяющаяся у Яковлева композиционно-анатомическая схема. Я имею в виду наклон головы у правого персонажа. Видимо, он должен был символизировать полное доверие.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Пейзаж

Владимир Яковлев. Убогий гений
Кот, держащий птицу

Владимир Яковлев. Убогий гений
Композиция

* Автор великого высказывания «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».

** Уже в перестройку Яковлеву сделали операции на глазах в центре Федорова, что несколько ему помогло.

*** Вообще, изначально это реплика на известные работы Пикассо с этим же сюжетом. Но смыслы совершенно разные.

Владимир Яковлев. Убогий гений
Пикассо. Кошка

У Пикассо – брутальная, витальная, динамичная кошачья агрессия, такая дарвиновская борьба за существование, у Яковлева – тоже агрессия, но тупая, статичная, какая-то жлобская. У Яковлева этот мотив имел личные основания. Птица – это, конечно, он. Кошка – это та система различных дурок, государственное тупое принуждение, которое насиловало человека.

**** Московский горком художников-графиков. Принимал в свои ряды промышленных графиков, художников-оформителей и прочую творческую шелупонь. В том числе и бесхозных авангардистов, которые таким образом получали вместе с профсоюзным билетом официальную возможность нигде не работать. Иначе могли привлечь за тунеядство. Выставочный зал горкома графиков до перестройки был единственной легальной площадкой, на которой выставлялись авангардисты. Впрочем, не только они – жуткой православной метафизики и страшного сюрреалистического китча там тоже хватало.

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Екатерина (Гость) | 14.03.2014, 01:15
Ваше мнение не есть правда! Полная чушь!!
Митрич (Гость) | 14.03.2014, 15:53
Спасибо. Кратко и ёмко. ...В дни юности я был знаком с А.Зверевым и Н.Шмельковой. А с Яковлевым - нет. Теперь знакомлюсь, в т.ч. и благодаря Вам. Когда его уже нет, а меня самого - мало осталось...
Вадим Кругликов (Гость) | 14.03.2014, 18:19
Екатерина, скажу вам больше - ничье мнение не есть правда. Это, конечно, печально. Кстати, ваше, получается, тоже. Вообще, выдавать какую-то правду - не тренд эпохи. Нужно убивать аргументацией. Чего у вас, к сожалению, нет. Митричу - спасибо.
Полина (Гость) | 13.12.2014, 00:36
Как можно писать о художнике таким языком? Не хочется опускаться на ваш уровень, но что тут еще скажешь... Вадим Кругликов - убогий писака дешевых статеек, недостойный публиковаться даже в интернете!
Алексей (Гость) | 19.12.2014, 18:09
Хуенно пишет. Возьмите например Раушенберга и напишите о нём в википедийной форме - это будет не правильно, ведь мы не сможем увидеть художника с его приколизмом. И сегодня вообще проблема найти что-либо написанное толковым языком. В основном либо всем известная банальнальщина, либо восторг-ненависть-вода-флуд, либо сухое научное занудство без картинок. В этих статьях есть всё что нужно, чтобы сложить о художнике своё представление.
Елизавета (Гость) | 10.01.2015, 18:02
Большое спасибо за текст. Не могу судить, насколько это объективно, но очень емко, выпукло и убедительно (после посещения выставки В. Яковлева в МАММ).
улдис (Гость) | 07.03.2015, 23:15
Вадим, замечательно. Хотелось бы с Вами пообщаться.
Нарине Золян (Гость) | 01.09.2015, 17:55
Пронзительный , подлинныи художник. Можно назвать экзистенциальным лириком.. "..И лишь во Сне сквозная память ткет в одно - Любви и Смерти полотно.." Спасибо.
Юлия (Гость) | 27.08.2016, 11:37
Прекрасная статья. Спасибо) Работаю сейчас над творчеством некоторых таджикских авторов ХХ века. Было бы здорово, если бы у Вас имелась возможность посотрудничать... С ув., Ю.В. (AdvokatessJ@yandex.ru)

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы